Консультация для педагогов «Пути и методы реализации приоритетного направления ДОУ»
консультация

Величко Ольга Александровна

Консультация для педагогов

«Пути и методы реализации приоритетного направления ДОУ»

 

В ДО реализуется пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению (образовательной области) соответствует тот или иной вид детской деятельности

Вид деятельности Социально-коммуникативное развитие

 Нравственное воспитание, игра, совместная деятельность со сверстниками; общение со взрослыми и сверстниками, труд, творчество, ОБЖ

Реализация социально-коммуникативого направления осуществляется за счёт специально организованной деятельности с детьми старших групп, в младшей и средней группах реализация данного направления осуществляется в игровой деятельности, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, во время совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями.

Познавательное развитие

Творчество, окружающий мир, математика, конструктивно-исследовательская деятельность, музыка.

Речевое развитие

Обучение связной речи, грамоте, знакомство с книжной культурой, детской литературой, обогащение словаря.

Реализация познавательного и речевого направления во всех возрастных группах осуществляется через специально организованную деятельность, а так же во время совместной деятельности воспитателя с детьми.

Художественно- эстетическое развитие

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, театрализация, музыка, словесное творчество и фольклор.

Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.

Физическое развитие

Подвижные и спортивные игры, зарядка, все возможные виды гимнастики, основные движения, здоровьесбережение, гигиена, правильное питание.

Реализация направления физического развития реализуется за счёт специально организованных физкультурных занятий, а также в свободной деятельности. Знания, касающиеся здоровья, формируются в процессе общения со взрослыми, во время совместной деятельности со взрослыми, в режимных моментах. ООД по физическому развитию осуществляется с учетом групп здоровья интересов и потребностей детей 3 раза в неделю во всех возрастных группах.

Работа по приоритетным направлениям разбита на четыре блока:

- работа с педагогами;

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- развитие предметно - развивающей среды в этом направлении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Пути и методы реализации приоритетного направления ДОУ»

В ДО реализуется пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению (образовательной области) соответствует тот или иной вид детской деятельности

Вид деятельности Социально-коммуникативное развитие

 Нравственное воспитание, игра, совместная деятельность со сверстниками; общение со взрослыми и сверстниками, труд, творчество, ОБЖ

Реализация социально-коммуникативого направления осуществляется за счёт специально организованной деятельности с детьми старших групп, в младшей и средней группах реализация данного направления осуществляется в игровой деятельности, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, во время совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями.

Познавательное развитие

Творчество, окружающий мир, математика, конструктивно-исследовательская деятельность, музыка.

Речевое развитие 

Обучение связной речи, грамоте, знакомство с книжной культурой, детской литературой, обогащение словаря.

Реализация познавательного и речевого направления во всех возрастных группах осуществляется через специально организованную деятельность, а так же во время совместной деятельности воспитателя с детьми.

Художественно- эстетическое развитие 

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, театрализация, музыка, словесное творчество и фольклор.

Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.

Физическое развитие 

Подвижные и спортивные игры, зарядка, все возможные виды гимнастики, основные движения, здоровьесбережение, гигиена, правильное питание.

Реализация направления физического развития реализуется за счёт специально организованных физкультурных занятий, а также в свободной деятельности. Знания, касающиеся здоровья, формируются в процессе общения со взрослыми, во время совместной деятельности со взрослыми, в режимных моментах. ООД по физическому развитию осуществляется с учетом групп здоровья интересов и потребностей детей 3 раза в неделю во всех возрастных группах.

Работа по приоритетным направлениям разбита на четыре блока:

- работа с педагогами;

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- развитие предметно - развивающей среды в этом направлении.

Реализация приоритетных направлений требует от педагогов постоянного самосовершенствования своего педагогического мастерства. Оно осуществляется в нескольких направлениях: 

- повышение квалификации в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, мастер – классы, консультации, круглые столы, смотры – конкурсы, открытые просмотры учебной и культурно - досуговой деятельности,  дни открытых дверей, выставки детского творчества;

- повышение квалификации: курсовая подготовка, посещение МО, выставок, конкурсов; участие в конкурсах.

- самообразование.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. "Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…" Р. Тагор

Детский сад призван осуществлять разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Т.о. содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать. Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определѐнной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи: 

 Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

  Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала (развитие художественно – музыкальных способностей, творческого воображения и мышления, эстетического восприятия, формирование интереса к разным видам искусства, развитие интереса к искусству родного края и воспитания чувства гордости за свою малую родину)

 Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей. Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

1) обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

2) создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды в помещениях и на участках детского сада);

 3) организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

4) выявление и реализация мероприятий по развитию одарѐнных детей, участие в конкурсах, выставках

5) координация работы с другими учреждениями и организациями.

В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности. Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, музыкального руководителя, старшего воспитателя, руководителя подразделения, специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно - эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Направления работы старшего воспитателя:

- организация повышения квалификации кадров в области художественно- эстетического воспитания;

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;

- определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы педагогов;

- координация работы с социумом (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой);

- мониторинг деятельности коллектива;

- участие в мониторинге детей и анализе его результатов;

- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

 - участие в распространении опыта работы ДОУ;

- обобщение результатов работы.

Направления работы музыкального руководителя:

 - проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребѐнком произведений искусства;

- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;

 - подбор музыкальных произведений к театральным постановкам;

- музыкальное сопровождение игр;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания;

 - подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества.

Направления работы учителя-логопеда:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки).

Направления работы воспитателя:

 - разработка и осуществление проектов, в рамках приоритетного направления;

- участие в конкурсах детского художественного творчества;

- создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах;

 - работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;

- участие в диагностике по заданию старшего воспитателя и психолога;

- включение в занятия определѐнных физических упражнений, подвижных игр с учѐтом целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- участие в праздниках.

Направления работы руководителя подразделения ДО:

- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- сотрудничество с органами управления образованием;

- организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.) ;

- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой)

Представленную систему работы педагогического коллектива можно использовать при реализации любого приоритетного направления. Работа по данному направлению в детском саду проходит через все разделы основной общеобразовательной программы дошкольного образования и включает:

  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
  •  перспективные планы по организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам; конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
  • дидактические музыкальные игры и игры по изодеятельности;
  •  библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства, тематические подборки слайдов и репродукций картин;
  • факультативная работа педагогов по данному направлению.

 В работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач. В нашем детском саду в области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии (элементы), в основу которых положены метод исследовательский,  метод проектов, интегрирование, использование компьютера. Если их анализировать с точки зрения отношения взрослого к ребенку, то мы отдаем предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества. Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:

 вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

 повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

 обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического развития воспитанников; С целью реализации данного направления ежегодно в детском саду организуются конкурсы и выставки совместных (родителей и детей) поделок декоративно-прикладного творчества: конкурс поделок из природного материала «Подарки осени», «Каждой пичужке по кормушке», выставка новогодних игрушек, чудо-овощей, «Детские фантазии» и многие другие. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Привлекаем родителей к участию в творческих выставках, конкурсах, театрализованных представлениях, оформлении групп, совместных походах в музеи, библиотеку. Все это помогает нам сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности. В дошкольном учреждении к продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация. Эффективным средством изображения, включающим новые художественновыразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющим обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона, являются нетрадиционные изобразительные техники. В младшем дошкольном возрасте это рисование жесткой полусухой кистью, пальчиком, ладошкой, рисование ватной палочкой, печатками из картофеля, оттиск пробкой. В среднем и старшем - оттиск поролоном, печатками из ластика, листьев, рисование восковые мелки + акварель, свеча +акварель, рисование мятой бумагой, монотипия, рисование зубной щеткой, кляксография с трубочкой,  граттаж черно- белый, цветной, рисование солью, песком. Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративноприкладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр). Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития дошкольников является приобщение к истокам народной культуры. Нами были отобраны следующие направления деятельности: - знакомство с народным бытом и традициями; - широкое использование устного и песенного фольклора; - знакомство с народными праздниками и традициями; - знакомство с народным искусством; - знакомство с русскими народными играми. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Жизнь детей в детском саду должна обеспечить им эмоциональный комфорт. Дошкольное учреждение должно стать вторым родным домом, в котором бы ребенок себя хорошо чувствовал. Как показывает практика, это происходит далеко не всегда.

Многие дети, к сожалению, не любят детский сад, а значит, мы не можем рассматривать дошкольное учреждение «звеном» в системе институтов воспитания любви к Родине. Больше того, у ребенка культивируется негативное чувство и отношение.

Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний.

Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой ​​детский сад. Происходит это тогда, когда воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д.

В дошкольном учреждении, в группе, на площадке у каждого ребенка, как правило, есть свое излюбленное место для игры, для уединения. Воспитателю необходимо очень осторожно относиться к этому и даже поддерживать «право ребенка на свою территорию» (также необходимо уважать право ребенка на собственность). Важно создать максимально возможные условия для «индивидуальной образовательной предметно-развивающей среды». Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вторым домом ребенка, то чувство приязни закрепляется и с годами переходит в сферу приятных и дорогих воспоминаний

Приязнь к детскому саду связана и с тем, что многие дети знают о своем дошкольном учреждении, как они в нем ориентируются, или чувствуют себя хозяевами.

С этой целью воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками.

Дети также должны знать на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. Знание обогащает чувства детей, дает им уверенность и смысл.

Чувства и отношения становятся крепкими, если дети вкладывают свой ​​труд в детский сад(участвуют в озеленении участка, в оформлении помещения к праздникам).

Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать укреплению дружбы и чувство собственности (мой двор, моя улица). Здесь первостепенное значение у родителей, формирующих у детей такие чувства.

Вместе с тем, здесь также встает вопрос о необходимости сообщения детям информации об их улице: ее названии, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с территорией, на которой находится детский сад, - можно пройти пешком или надо ехать.

Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице, или сделают видеосъемку прогулки, а затем в группе посмотрят фильм и расскажут об этой улице.

Следующий этап - воспитание любви и дружеского отношения к своему родному городу. Эта часть работы требует больше опираться на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память.

Для ребенка город конкретизируется улицей, то, что он осознает прежде всего себя жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой ​​город, им необходимо о нем рассказывать и показывать его. Вместе с родителями дети ездят по городу.

Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музей, театры и проч. Подробнее о работе в этом направлении раскроем ниже. Воспитание отношения к своей стране основывается на когнитивном компоненте: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности.

Название страны закрепляем с детьми в играх («Кто больше назовет стран», «Из какой страны гости», «Чья это сказка», «Из какой страны эта игрушка»), в упражнениях типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Поищем нашу страну на карте, глобусе», «Как написать адрес на конверте» и другие.

Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности.

Рассмотрение иллюстраций, слайдов, видеофильмов, художественные произведения, рассказы взрослых, фотографии, экскурсии, рисование, игры-путешествия - все это помогает решать поставленную задачу. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой ​​флаг, герб, гимн. Рассказывают где и когда они могут их увидеть.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на красоте, богатстве, на ее особенностях. Дети должны получить представление о том, какие животные живут в наших лесах, какие растут деревья.

Главная цель этих занятий - пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее богатой и разнообразной природой. Для ее реализации необходимо использовать наблюдение, экскурсии, несложные опыты, труд на участках, беседы по картинам, чтение и инсценировку произведений художественной литературы, прогулки по «экологической тропе», отдых «на веселой поляне» с проведением интересных игр. Дошкольники с удовольствием приобщаются к природоохранной деятельности.

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство. Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми были высокохудожественными.

Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей (выбор зависит от воспитателя). Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину). Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которым присущи какие-то определенные качества или умения, привлечь детей к их деятельности.

В народе говорят: хороший пример - лучше чем сто слов. Воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, педагогам необходимо приглашать в детский сад известных людей, специалистов, чьи дела достойны подражания и популяризации и могут стать примером для малышей. Дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных соревнованиях и т.п.

Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Дети с искренней благодарностью идут вместе с родителями и воспитателями к обелиску Славы, возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Хорошо когда после каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои впечатления в изобразительной деятельности.

Целесообразно предложить детям расспросить и рассказать об интересной работе родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ. Для укрепления памяти рода большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям предков. Дети должны знать, где похоронены их дедушки, бабушки, помогать взрослым ухаживать за могилами родных людей: сажать цветы, поливать их, убирать и т.д.

Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне. Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области.

Наиболее эффективные и распространённые:

  • ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
  • проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
  • подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла;
  • конкурсы стихов о Победе;
  • акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
  • тематические встречи в городских библиотеках;
  • оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
  • тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
  • беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
  • тематические игры.

Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.  

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:

Анкетирование «Семейные традиции»;

Родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

  • Гражданин воспитывается с детства (семейный совет)
  • Мы говорим о нашей Родине
  • Семейные традиции – искусство создания праздника

Совместная деятельность детей и родителей:

  • Оформление выставки рисунков «Мой любимый город»
  • Изготовление макетов, поделок, открыток совместно с родителями
  • Составление кроссвордов на заданные темы;

Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города;

Экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей);

Беседа;

Круглый стол;

Совместные занятия родителей и детей;

Тренинги;

Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»;

Обсуждение и распространение семейного опыта;

Музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»;

Совместные детско-родительские встречи в различных формах:

  • Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», «Масленица»
  • Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости»«Чаепитие в русских традициях»

Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Вместе дружная семья», «День рождения класса», праздник «Бабушки и внуки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.

В классе регулярно проводятся мероприятия, которые способствуют сближению детей и родителей. Раз в год я провожу родительское собрание совместно с детьми: «Педагогика понимания», «Ваши дети – наши таланты», «До свидание, начальная школа».

Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Расскажи другу о родном городе», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья», «Семейные реликвии»

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в школе, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у школьников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитании нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.

Примерные темы маршрута выходного дня:

1. «Семейный поход по памятным местам родного города» :

  • «Исторические достопримечательности города»
  • «Любимый уголок»
  • «Гордись своим именем улица»
  • «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

2. «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»

3. «Купола над городом»

Традиционным становится принятие участия учащимися и родителями в параде памяти - акции «Бессмертный полк» 9 мая.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если учитель устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления школьников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить общеобразовательное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Учитель в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий школы, семьи и общественности, принципа совместной деятельности учителя и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям младшего школьного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Знакомя детей с родным городом, с его историко-культурными особенностями, с историей своей страны, народа мы формируем у детей такие черты характера, которые помогают им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь самое яркое впечатления, полученное в детстве, остается в памяти на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация приоритетного направления деятельности ДОУ

Реализация приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии с ООП ДОУ на основе интегративного подхода...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...

Родительское собрание. Тема: "Реализация приоритетных направлений деятельности детского сада в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста"

Современное родительское собрание - это основная форма совместной работы педагога и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности сообщества воз...

Установочный педсовет: «Подведение итогов уходящего года и реализация приоритетных направлений деятельности ДОУ в 2018 – 2019 учебном году»

Цель: принятие и утверждения плана деятельности ДОУ на новый учебный год.  Выявить уровень профессиональной подготовленности  педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, ар...

Консультация для педагогов "Пути, средства и методы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...