Методическая разработка "Использование памятников ВОВ в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Уже в дошкольном возрасте надо проводить работу по патриотическому воспитанию и воспитывать уважение к старшему поколению, воевашему в Великой Отечественной войне. Данную работу можно и удобно проводить через ознакомление детей с памятниками, посвященными события ВОВ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 569 Невского района Санкт-Петербурга Отделение дошкольного образования детей
Методическая разработка
«Использование наглядного материала в виде памятников Великой Отечественной войны
в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
автор:
воспитатель Фуртуна Екатерина Сергеевна
Санкт-Петербург
2020
В нашем саду силами воспитательского состава создается мини-музей о Великой Отечественной войне в целях знакомства детей с историей данного события и приобщения к культурному наследию города и страны. В этот мини-музей, главным образом, вошли макеты памятников городов-героев, а также атрибутика военного периода и предметы амуниции солдат.
Если работу по знакомству детей с памятниками городов-героев актуальнее всего проводить с детьми старшего и подготовительного к школе возраста, то с предметами амуниции и бытом солдат и военных можно уже начинать в младшем и среднем дошкольном возрасте.
Так вот мной была проведена работа с детьми средней группы. В свою работу я включила также использование памятников и памятных мест по ходу изучаемых тем.
Первое с чего я начала свою работу, так это с проведения комплекса бесед с детьми об образе солдата, рассматривание его облика, одежды, предметов обмундирования, амуниции. Цель такой беседы – создать в воображении детей образ солдата и военного не как страшного человека-воина, а солдата-защитника. Для данной беседы были найдены фотографии памятников, посвященных неизвестным солдатам (слайд № 2,3) и прочитаны стихотворения.
С детьми был рассмотрен плакат воинской амуниции и военной техники (слайд № 4). В комплекс этих бесед включены словесные и дидактические игры: «Одежда военных», «От какой формы головной убор», «Опиши защитника», «Качества солдата».
В наш мини-музей включены и игрушки в виде военной техники (игрушечный танк) и атрибутов военной формы (солдатская каска) (слайд № 5). И это считается целесообразным по причине того, что эти предметы дети могут взять в руки и подробнее рассмотреть их. А в этом возрасте так значима возможность осязательного обследования предметов. Так у танка хорошо видны гусеницы, пушка. Ведь только по наглядным фотографиям формировать представления детей превращается в скучный и малоэффективный процесс. А подобные вещи находятся в различных памятных комплексах, фотографии которых детям в ходе работы показываются (слайд № 6) .
Но идём дальше и подходим к теме военной техники и транспорту. Ведь солдатам надо было на чем-то передвигаться и с помощью чего-то защищать город и страну. Так вот для этих целей они использовали грузовики и танки. В нашем городе и области есть немало памятников танков и грузовиков (слайд № 7). Пусть памятники грузовиков посвящены теме дороги жизни, но в среднем дошкольном возрасте можно остановиться на них как средстве передвижения солдат и военных и перевозки грузов (продуктов питания, боеприпасов).
Кстати, для знакомства детей с тем, что такое боеприпасы, в наш мини-музей внесены оригинальные гильзы и пустые патроны, что у детей вызывает определенные эмоции при их рассматривании.
После проведения такой работы было рекомендовано родителям посетить с детьми памятные места, где установлены подобные памятники – танки, пушки, грузовики. А так как это в основном экспонаты на открытом воздухе, то дети могут рассмотреть вблизи в натуральную величину, потрогать их, забраться на них. Такие места в нашем городе можно найти по адресам:
- Во внутреннем дворике Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, где расположилась уникальная коллекция различных военных машин.
- Недалеко от реки Красненькой на проспекте Стачек, 106-108 на гранитном пьедестале, на вечном боевом посту стоит танк КВ-85 установленный в 1951 году – «Танк-победитель» (слайд № 8).
- Танк Т-34-85 мемориала «Пулковский рубеж» (слайд № 9), где в 1941-1944 годах проходил передний край обороны Ленинграда. Данный мемориал посвящен боевым и трудовым подвигам ленинградцев. Находится на Пулковском шоссе.
- Танк КВ-1 в Ропше в пригороде Петербурга Ломоносовского района. Это настоящий участник боев за Ленинград (слайд № 10).
Вот потом-то воспитатель в саду получает бурю детских эмоций, когда ребятки послед выходных приходят в сад и, торопясь, рассказывают о том, где побывали в выходные дни.
Используемые произведения художественной литературы:
- Отрывок из стихотворения Ю.Коневец «Неизвестный солдат»
… Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат –
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад…
- «Неизвестному солдату» (автор М.Светлов)
Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата…
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли…
Мы этот образ до сих пор храним –
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нем военной книжки –
Она в бою погибла вместе с ним.
Пусть мы его фамилии не знаем, –
Он был – мы знаем – верным до конца.
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.
И дружба воинов неколебима свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!
Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата, –
Пусть нет фамилии у нашего бойца, –
Есть звание российского солдата!
- «Мы пока еще ребята…»
Мы пока еще ребята,
А шагаем как солдаты!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить,
Как хранили ее наши предки
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
Готов я защитить
Поля, озера, горы.
Готов я ловким стать,
Ведь только ловкий, сильный
Способен защищать!
- «Шинель» (автор Е.Благинина)
— Почему ты шинель
бережёшь? —
я у папы спросила.
— Почему не порвёшь,
не сожжёшь? —
я у папы спросила. —
Ведь она и грязна и стара,
приглядись-ка получше,
на спине вон какая дыра,
приглядись-ка получше!
— Потому я её берегу, —
отвечает мне папа, —
потому не порву, не сожгу, —
отвечает мне папа, —
потому мне она дорога,
что вот в этой шинели
мы ходили, дружок, на врага
и его одолели.
- Маленький солдат!
Надел солдатскую шинель –
Забудь домашний мир.
Ученье, жёсткая постель,
Строгий командир…
Вставай, солдат, ложись, солдат,
Бери, солдат, ружьё
И защищать учись, солдат,
Отечество своё.
Военная походка,
Сапожки в самый раз,
Задорная пилотка,
Смышлёный, острый глаз,
Две маленькие лиры
В углах воротничка…
Любили командиры
Петю-новичка.
За то, что рвался к делу,
Что ловок был, горяч,
Веселый, быстрый, смелый
Маленький трубач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".
Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...
публикация - Методической разработки «Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»
Методическая разработка«Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны работать специалисты,...
Методическая разработка «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, сопоставляет, уга...
Методическая разработка "Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Понятие игровые технологии включают достаточно большую группу методов и приемов организации педагоггического процесса в форме различных педагогических игр....
Методическое пособие «Дары Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской дея...