«Картотека дидактических игр для первой младшей группы»
картотека (младшая группа)
Дошкольные годы – это период наиболее интенсивного развития, активного познания окружающего мира, проявления первых творческих способностей ребенка, его индивидуальности.
Как помочь ребенку войти в окружающий мир и познать его?
Одним из доступных и интересных средств познания современного мира для детей 2-3 лет является дидактическая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000249a1-28f5d235.docx | 75.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Светловский городской округ»-детский сад №9 «Улыбка»
Картотека дидактических игр
для первой младшей группы
Актуальность
Дошкольные годы – это период наиболее интенсивного развития, активного познания окружающего мира, проявления первых творческих способностей ребенка, его индивидуальности.
Как помочь ребенку войти в окружающий мир и познать его?
Одним из доступных и интересных средств познания современного мира для детей 2-3 лет является дидактическая игра.
Дидактическая игра - это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации. Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре и чем интереснее и более захватывающей она будет, тем эффективнее пойдет процесс обучения.
Сегодня в магазинах представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей более старшего возраста. Во-вторых, не всегда можно найти игру на необходимую тематику. В-третьих, цены на дидактические игры очень высоки, поэтому не у всех есть возможность их приобретать. А детям необходимо развиваться в разных направлениях, да и кроме того, одна и та же игра надоедает и детям становится не интересно в нее играть. Поэтому наиболее простым решением проблемы приобретения дидактических игр является изготовление серии простых развивающих игр, т.к. это экономит наши денежные средства и занимает совсем немного времени.
Дидактическая игра «Ёлочка»
Цель: формировать у детей умение различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий, развивать мелкую моторику рук.
Материал: ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета.
Участники: дети 2-3 лет (6 человек), воспитатель.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение:
Скоро-скоро Новый год -
Праздник к нам с тобой придёт.
Гости к нам уже спешат,
Чтоб порадовать ребят.
Кто-то из лесу спешит,
За окном уже шуршит. (Прислушиваются)
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью. ( Ёлка.)
(Воспитатель показывает заготовку ёлочки)
- Какая красивая Ёлочка к нам пришла!
- Ребята, пока ёлочка шла к нам в гости, она потеряла иголочки. Давайте ей сделаем новые иголочки. Из чего мы можем сделать ей иголочки? (Варианты детей)
(Воспитатель достает ведерки с прищепками зелёного, желтого, красного и синего цвета).
- Давайте мы ей сделаем иголочки из прищепок.
- Какого цвета наша Ёлочка? (Зелёного)
- А какого цвета сделаем иголочки? (Зелёного)
(Дети выбирают ведерко с зелеными прищепками, если они ошибаются, то воспитатель их поправляет, затем они крепят прищепки на ёлочку)
Дидактическая игра «Подбери петушку пёрышко»
Цель: формировать у детей умение различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий,
Материал: ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета.
Участники: дети 2-3 лет, воспитатель.
Ход игры:
Перед детьми магнитной доске располагается красивый петушок без хвоста. Рядом на столике лежат перья для хвоста четырёх основных цветов: красное, жёлтое, зелёное, синее.
Воспитатель показывает детям изображение петуха с ярким пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост и просит малышей подарить ему пёрышки: красное, зелёное, синее, жёлтое (показывает).
"Вначале пёрышко подарю я, - говорит воспитатель. -Петушок, какое пёрышко тебе подарить?"
"Красное" - отвечает петушок.
Воспитатель находит красное пёрышко.
"Пусть Оля подарит мне зелёное пёрышко", - просит петушок.
Если ребёнок ошибается, петушок кукарекает: "Ку-ка-ре-ку! Хочу другое перо. Хочу перо зелёное!" (так продолжается до конца игры)
В заключение дети любуется красивым петушиным хвостом. "Красивый у меня хвост!" - радуется петушок. "Очень-очень красивый!" - подтверждают дети и воспитатель.
"Петушок доволен, - говорит воспитатель, - послушайте про него стихотворение:
"Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: "Здравствуй!"
На ногах его сапожки,
На ушах висят серёжки,
На головке - гребешок,
Вот какой он, петушок!"
(Г.Бойко. «Петух»)
Дидактическая игра "Ёжики"
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развивать мелкую моторику рук и доброжелательное отношение к животным.
Материал: ёжики четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого), прищепки тех же цветов.
Участники: дети 2-3 лет (4 человека), воспитатель.
Ход игры:
Воспитатель читает детям сказку "Не хочу носить колючки! " и показывает им ёжиков.
"Не хочу носить колючки! "
Все знают, что ежик – колючий зверек. Многим это не нравится, но что поделать: таким уж он уродился. Как надел свой колючий кафтанчик, так и ходит в нем зимой и летом, никогда не снимает. И все бы ничего, да только жить с колючками не всегда приятно. Играет, например, ежик с друзьями в догонялки, а колючки вдруг – раз! – как уколют бельчонка, и друг уже обижается. А ведь ежик ни в чем не виноват!
Или бежит он по лесу, а на шубку листочки все время цепляются – и никак их потом не сбросить. Так и приходится ходить всю осень в разноцветном костюме. Да мало ли еще чего… Потому-то однажды и случилась эта история: надоело ежику колючки на себе носить.
– Не хочу быть колючим! – сказал малыш. Сбросил он свой кафтанчик, спрятал его в самый дальний уголок норки – и пошел гулять без иголок.
Идет ежик по тропинке, радуется: как хорошо гулять без колючек. Травинки гладят его по спинке, тихонько щекочут, и никакие листочки не норовят зацепиться. Вдруг видит ежик – грибок растет. Хотел он его, как и раньше, сорвать и на спину положить, да только ничего у него не получилось. Раньше грибок за иголки держался, а теперь – плюх! – и все время на землю падает.
– Ну, ничего, – подумал ежик, – забегу за грибочком попозже.
Долго он бегал по лесу и все не мог нарадоваться: как же здорово ему теперь живется! Только вдруг показалось ежонку, что мелькнул за деревьями рыжий хвост.
– Лиса! – испугался малыш и тут же свернулся в клубочек. – Пусть теперь попробует подойти – я ее мигом колючками…
И тут он вспомнил, что одежка его дома осталась, и некому теперь защитить маленького зверька от коварной и злой лисы.
– Ай-яй-яй! Что же я наделал? – заплакал ежонок и побежал поскорее в свой домик прятаться. Бежал и дрожал от страха, а когда очутился в норке, надел свой колючий кафтанчик – и сразу успокоился.
– Ну уж нет, лучше я буду колючим, – подумал малыш. – А друзья мои на меня обижаться не будут – они же друзья!
Так ежик понял, что очень любит свои колючки и больше не хочет с ними расставаться.
− Непослушные зверята перепутали свои иголки и теперь не могут разобраться для какого ёжика какие иголки. Давайте поможем ёжикам подобрать для них иголки по цвету их ножек.
(Дети прикрепляют прищепки к ёжикам)
Дидактическая игра "Собери игрушку"
Цель: способствовать формированию у малышей умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков, определять различные цвета предметов.
Материал: картинки игрушек разрезанные пополам и целые (образцы)
Участники: дети 2-3 лет, воспитатель.
Ход игры:
Воспитатель перед ребенком раскладывает разрезанные изображения игрушек.
− Ребята, кукла Маша нам сегодня принесла картинки игрушек. Но вот по дороге с картинками приключилась беда. Мальчик по имени Коля отобрал картинки у куклы Маши и разрезал их на две половинки. Кукла Маша очень сильно плачет и просит вас ей помочь.
− Поможем ей?
− Давайте соберем картинки.
(Дети собирают картинки, сравнивают их с образцом. Затем называют игрушки, которые изображены на картинках и называют основные цвета)
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи (огурец, помидор, капуста, перец-зелёный и жёлтый)
Участники: дети 2-3 лет (вся группа), воспитатель.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
Дидактическая игра «Бабочки»
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развивать мелкую моторику рук.
Материал: изображение поляны с цветочками (красного, синего, зеленого и желтого цвета), бабочки (красного, синего, зеленого и желтого цвета)
Участники: дети 2-3 лет (4 человека), воспитатель.
Ход игры:
У каждого ребенка по бабочке.
Воспитатель просит детей спрятать бабочек, и объясняет как это сделать(надо посадить бабочку на цветок такого же цвета). Воспитатель спрашивает малышей: «Куда ты посадил бабочку?» (На красный цветок);
Затем воспитатель просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т.д. «Куда посадил желтую бабочку?» (под желтый цветочек)
Если ребенок не отвечает на вопросы, воспитатель проговаривает ответ за него.
Дидактическая игра «Строим башенку»
Цель: закреплять знание красного цвета, учить ставить один кубик на другой.
Материал: кубики красного цвета.
Участники: дети 2-3 лет, воспитатель.
Ход игры
Входит педагог, держит в руках красивую коробку с кубиками и предлагает угадать, что в ней (Предположения ребенка). Загадывает загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться. (Кубики)
Предлагается посмотреть, что в коробке: (Кубики)
- Посмотри, какие красивые кубики.
- Какого они цвета? (Красного)
- Что из них можно построить? (Предположения ребенка).
- Давай поиграем в интересную игру, которая называется, построим башенку.
Дети строят башенки, затем говорят у кого башенка получилась аккуратнее.
(Вариант такой игры – брать на каждое занятие по конструированию кубики определенного цвета, чтобы дети постепенно запоминали все основные цвета).
Дидактическая игра «Разноцветные ведёрки»
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развивать мелкую моторику рук.
Материал: ведёрки четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого), красное яблоко.
Участники: дети 2-3 лет (4 человека), воспитатель.
Ход игры:
-Какие ведёрки стоят на столе? (красное, зелёное, синее и жёлтое)
Сейчас вы зажмурите глаза, а я уберу одно ведро. Вы должны угадать, какого ведёрка не стало.
Ответить надо так: «Не стало красного ведёрка» (упражнение повторить 4-5 раз).
-Воспитатель прячет красное яблоко в одно ведёрко. Вы должны внимательно смотреть и заметить, в какое ведёрко я спрячу красное яблоко. Рассказать об этом надо так: «участник спрятал красное яблоко в зеленое ведёрко. Затем другой участник прячет яблоки в разные ведёрки. Дети составляют предложения о его действиях.
Дидактическая игра «Подбери кукле чашку»
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развивать мелкую моторику рук.
Материал: куклы четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого), кружки тех же цветов.
Участники: дети 2-3 лет (4 человека), воспитатель.
Ход игры:
Воспитатель показывает кукол и рассказывает, что куклы перепутали чашки. Поэтому просят детей помочь им. Для этого каждый ребёнок выбирает себе куклу и путём выбора кружки из четырёх предложенных цветов выбирает нужную кружку под цвет платья куклы.
Дети выполняют задание, педагог обращается индивидуально к каждому ребёнку
- какое платье у твоей куклы? (красное)
- какие ты кружку тебе нужно взять для куклы? (красную)
- а у твоей куклы, какое платье?
- значит ты какую кружку возьмешь? и т.д
И так с каждым ребёнком, на такие вопросы во время игры занятия уходит не более 2 мин., поэтому педагог постоянно должен вести диалог.
Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»
Цель: знакомить детей с четырьмя основными цветами, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.
Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов.
Участники: дети 2-3 лет (4 человека), воспитатель
Ход игры.
Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр в первой младшей группе.
Картотека дидактических игр в первой младшей группе....
Картотека дидактических игр в первой младшей группе
Картотека дидактических игр в первой младшей группе...
Картотека дидактических игр в первой младшей группе.
Картотека дидактических игр в 1 младшей группе.Сентябрь1 неделя Детский сад. ...
Картотека дидактических игр в первой младшей группе.
Картотека дидактических игр в первой младшей группе. Карточка №1 Дидактическая игра «Ёлочка»Цель: формировать у дете...
Картотека дидактических игр в первой младшей группе
Картотека дидактических игр...
Картотека дидактических игр в первой младшей группе
Дидактические игры для малышей в помощь родителям и воспитателям...
Картотека дидактических игр в первой младшей группе
Картотека игр для младщей группы...