Использование ИКТ в ДОУ
методическая разработка
Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций при организации занятий в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt.docx | 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по ИКТ :
«Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»
П Л А Н
- Требования по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста 4
- Дидактические возможности мультимедийной презентации. Классификация презентаций. Требования к презентациям учебного назначения. Этапы разработки мультимедийной презентации. Место презентации в воспитательно – образовательном процессе ДОУ… 6
Введение
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.
Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития.
Требования по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста
Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в у ч еб н о - воспитательном процессе и не допустить следующие ошибки:
несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,
неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,
бесплановость, случайность применения ИКТ,
нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками, несоответствие возрасту детей.
Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза) и эргономические (длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут) требования. Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить пальчиковую и глазо-двигательную гимнастику.
Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с
использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
- Дидактические возможности мультимедийной презентации. Классификация презентаций. Требования к презентациям учебного назначения. Этапы разработки мультимедийной презентации. Место презентации в воспитательно – образовательном процессе в ДОУ
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для занятий со старшими дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у школьников живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, музыкальные физминутки. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Танец утят", "Тренажер Базарного", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Диски с презентациями воспитанники получают и для выполнения упражнений дома. В "Рекомендациях" мы помещаем тексты описания выполняемых упражнений, адресовали их родителям, дедушкам и бабушкам для проведения упражнений в целях профилактики и коррекции зрительных нарушений в домашних условиях. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога. Презентация выступает как средство педагогического процесса.
Классификация презентаций
7 типов презентаций:
- Официальная презентация. Это – различного рода отчеты, доклады Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты строго дозированы. Развлекательный элемент сведен к минимуму.
- Официально-эмоциональная презентация. Можно представить себе ситуацию (увы, фантастическую), в которой классный руководитель на родительском собрании рассказывает о проблемах, достижениях и перспективах с помощью презентации. Думается , что такая презентация тоже может быть отнесена к официально-эмоциональному типу.
- «Плакаты» Презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд- проектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей.
- «Двойное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его.
- Интерактивный семинар (урок) Если Вы планируете провести урок, семинар (доклад ) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации – в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на Ваши вопросы и суждения. В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.
- Материал для самостоятельной проработки. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она Вами создается именно как ЭЛЕКТРОННЫЙ материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид
- Информационный ролик. Задача ролика – заинтересовать посетителя, чтобы он к Вам обратился за пояснениями, или хотя бы он запомнил, что есть на свете вот такая организация, делающая интересное дело.
Требования к презентации учебного назначения.
Содержание информации
размещение на слайде понятий, определений, терминов, предложений, которые необходимо зафиксировать в рабочих тетрадях обучающихся;
максимальная информативность текста, сжатость и краткость изложения: минимально возможное количество слов,
короткие слова и предложения, одинаковая временная форма глаголов,
минимум предлогов, наречий, прилагательных; наличие кратких и «ёмких» заголовков;
объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы (структурирование текста);
отведение каждому положению (каждой идее) отдельного абзаца текста; формулировка идеи абзаца в первой строке (лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);
предъявление материала в табличном (матричном) формате (позволяет в компактной форме наглядно показать связи между различными понятиями);
наличие маркированных и нумерованных списков;
размещение таблиц на одном экране, разбивка больших таблиц на несколько мелких; замена таблиц графиками;
тщательная проверка всей вербальной информации на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
Объём и расположение информации на слайде
не стоит перегружать слайды слишком большим объёмом информации (человек может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений);
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде;
поле экрана целесообразно заполнять зрительной информацией не более чем на 75%;
следует отдавать предпочтение горизонтальному расположению информации;
наиболее важную информацию рекомендуется размещать в центре слайда; если на слайде располагается рисунок (картинка), надпись должна
находиться под ним;
лучше не располагать на одном слайде более 2 – 3 рисунков, иначе внимание слушателей будет рассеиваться.
Шрифт
размер букв, цифр, знаков на слайде определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последнего ряда парт:
для заголовков — не менее 24 пт (пункт – единица измерения шрифта; 1 пт = 0,376 мм);
для информации — не менее 18 пт;
шрифты без засечек (рубленые) легче читать с большого расстояния: Arial предпочтительнее Times New Roman;
нецелесообразно смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации не следует злоупотреблять прописными буквами
(они читаются хуже строчных).
лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями.
Способы выделения информации
жирный шрифт или курсив; рамки, границы, заливка;
разные цвета шрифтов, штриховка, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Требования к оформлению слайдов Стиль
соблюдайте единый стиль оформления;
избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать
над основной информацией (текстом, рисунками).
Цвет
При проектировании обучающих программ рекомендуется учитывать следующие физиологические особенности восприятия цвета:
стимулирующие (тёплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):
красный, оранжевый, жёлтый;
дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, умиротворяют: светлые оттенки зелёного,
розовый, голубой, отчасти белый;
нейтральные цвета считаются наиболее эргономичными: зелёный,
синий,
светло-коричневый светло-розовый, серовато-голубоватый;
цвета, вызывающие неуверенность, тревогу, утомление: лиловый,
фиолетовый угнетающие цвета:
тёмно-коричневый, чёрный.
Сочетание цветов на слайде презентации
для фона предпочтительней выбирать более холодные тона (например, синий или зеленый);
одним из сильнейших средств выразительности признается белое пространство;
фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;
если фоновый рисунок всё же необходим (несёт смысловую нагрузку), следует использовать более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии или располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке;
цвета фона и шрифта на слайде должны контрастировать: если фон светлый, то шрифт должен быть темным и наоборот (первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше);
черный цвет текста на белом фоне - не всегда удачное сочетание для презентаций: появляется рябь в глазах (особенно если шрифт мелкий);
на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: для фона, для заголовков, для текста;
более эргономичными считаются следующие сочетания цветов шрифта и фона: белый цвет шрифта на темно-синем или тёмно-зелёном фоне,тёмно-синий и тёмно-зелёный цвет шрифта на белом фоне, тёмно-коричневый цвет шрифта на бежевом, светло-коричневом фоне, чёрный цвет шрифта на светло-сером, светло- голубом, светло-розовом, светло-зелёном, серо-голубом фоне; не следует злоупотреблять красным цветом: его длительное использование вызывает быстрое утомление; следует обращать особое внимание на цвет гиперссылок (до и после их использования); пользуйтесь на первых порах готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона.
Анимационные и звуковые эффекты
возможности компьютерной анимации в презентации учебного назначения следует применять осторожно и осмысленно: для создания определенного настроения или атмосферы;для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе невозможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка);не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами: неудобочитаемые, быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи отвлекают или вызывают раздражение;в презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несёт смысловую нагрузку.
Этапы разработки мультимедийной презентации*
Этап | Перечень работ презентации |
Планирование | Определение типа мультимедийной презентации. Определение аудитории, на которую ориентирована презентация |
Проектирование | Выбор навигационной схемы Разработка дизайна слайдов |
Информационное наполнение | Подготовка текстового и иллюстративного материала для наполнения слайдов Подготовка речевого сопровождения Подготовка видеосопровождения Подготовка файла других прикладных программ (аудио/видеофайлов, дикторского сопровождения, документов пакета Microsoft Office, графических файлов, ссылок Интернета и др.) |
Программная реализация | Заполнение слайдов информационным материалом. |
Цветовое оформление слайдов Настройка мультимедийных объектов Установка гиперссылок на элементы меню в соответствии с навигационной структурой | |
Тестирование | Устранение ошибок в текстовом и иллюстрационном материалах Проверка мультимедийных эффектов Проверка гиперссылок, реализующих навигационную схему |
Эксплуатация | Проведение занятий, демонстрация на конференциях, выставках |
Сопровождение | Совершенствование мультимедийной презентации |
*Источник : Бурдина М.И., Толстых Л.А. Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению. – Ульяновск, ОГОУ СПО УПК №4, 2009. – 24 с.
Место презентации в воспитательно - образовательном процессе ДОУ
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности,
внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.
В работе с родителями мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.
При проведении педсоветов доклады педагогов дополняются мультимедийным сопровождением. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы.
Использование мультимедийных презентаций
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
осуществление полисенсорного восприятия материала;
возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого- гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с
привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Список литературы
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22 июля 2010 года
№ 91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 года № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10).
- Бурдина М.И., Толстых Л.А. Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению. – Ульяновск, ОГОУ СПО УПК №4, 2009. – 24 с.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду.// Дошкольное воспитание. 1991 . № 5.
- Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.- Волгоград, 2010.
- Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова.
-М.: 1978
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М.: Сфера, 2008.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание. 2000 . № 11.
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника.- М.: Новая школа, 1997. Электронный ресурс
- Кочергина Г.Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе http: //rrrc.roslobr.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "ИспользованиеИКТ для повышения качества обучения , воспитания и развития дошкольников"
презентация по теме "ИспользованиеИКТ для повышения качества обучения , воспитания и развития дошкольников"...