«Современные подходы К развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №33»
«Современные подходы
к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях
реализации ФГОС ДО»
Учитель-логопед: Кочеткова К.Т.
г. Ачинск 2020г.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены
предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений
образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение
государства к семье, стала другой и сама семья.
В связи с этим приходится переосмысливать свой опыт работы с семьями
воспитанников, анализировать недостатки и делать выводы.
В связи с этим формируются следующие цели:
- осознать проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка-
дошкольника;
- познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи, развивающими новое качество отношений воспитывающих взрослых и детей;
- обнаружить ресурсы преодоления барьеров общения с родителями воспитанников.
Три пути у человека, чтобы разумно поступать: Первый, самый благородный, - размышление, Второй, самый легкий, - подражание,
Третий, самый горький, - опыт.
Конфуций
ФГОС
ФГОС Стандарт – общественный договор, учитывающий социальный запрос семьи, общества и государства, устанавливающий новую модель развития отношений между образовательной организацией и семьей.
- В центре стандарта – требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей.
- Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
- Среди основных принципов ФГОС:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства…» (17 октября 2013 г. N 1155)
ФГОС стимулируют сделать выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия.
Но проблема выбора не проста! Одни подходы привычны, ясны, другие требуют
усилий, обновления своего педагогического мышления.
Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей… Родители осуждают, обвиняют, критикуют педагогов Страдают все, но прежде всего ДЕТИ
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за
детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
ДОО - не может заменить семью. Но призван поднимать авторитет семьи
посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие»,
«партнерство».
- Задача педагогического коллектива в работе с родителями заключается в повышении интереса семьи к образовательной деятельности детского сада, сделать
родителей своими союзниками, сплотить не только
детскую группу в коллектив единомышленников, но и семьи воспитанников, предупредить появление
отчуждения между ребенком и семьей.
- Основной целью взаимодействия ДОО и семьи является - организация единого пространства развития ребенка.
- Ожидаемым результатом в данной системе является: неформальные отношения с семьями воспитанников
Ресурсы преодоления барьеров общения с родителями воспитанников.
Секрет Искусства преодоления барьеров общения:
- принять в наше педагогическое сознание измерение духовности и мыслить
на его основе;
- облагораживать свой характер, утончать свои отношения к детям и их
родителям;
- взращивать в себе творящее терпение;
- совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего, радоваться
всему возвышенному и прекрасному;
- руководствоваться в решении педагогических задач мудростью;
- тянуться к чтению трудов классиков педагогики.
- непросто отказаться от пустословия, принять правила возвышающего
общения и жить, руководствуясь золотой формулой мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь, и какие из этого будут последствия».
- педагогам важно осознать, что родители нуждаются в поощрении и любви так же, как и их дети.
ПОБЕДИТЬ СЕБЯ
Самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира
находится внутри нас самих.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников подразделяются на: коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
традиционные и нетрадиционные.
- Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
- Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
- Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
- Традиционные - это формы работы проверенные временем. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей, которое осуществляется в двух направлениях: внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников
данного ДОУ; работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
- Нетрадиционные формы общения направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
(Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», индивидуальные блокноты).
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного
возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
(Семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные
педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека
для родителей, исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры).
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
(Совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, кружки и секции, клубы
отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы).
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно- просветительские.
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
(Информационные проспекты для родителей, альманахи, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей родителями, выпуск стенгазет, организация мини-библиотек).
Традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской
общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей
является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры
родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность (педагоги, специалисты отдела образования, медицинские
работники, учителя, педагоги-психологи и т.д.).
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Педагогический консилиум в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму, так как она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации). В состав консилиума могут входить воспитатель, заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель - логопед, представитель родительской общественности. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть: наличие сведений об особенностях конкретной семьи; определение мер помощи родителям в воспитании ребенка; разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Групповые собрания родителей - это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил: собрание должно быть целенаправленным; отвечать запросам и интересам родителей; иметь четко обозначенный практический характер; проводиться в форме
диалога; на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Хочется
предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с
родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание
«уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения
развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
«Круглый стол» проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием
специалистов, где обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Родительский совет (комитет) группы – это группа родителей, которая регулярно
собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать
в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены
родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, где они знакомятся со структурой и спецификой проведения организованной образовательной деятельностью в ДОУ.
Все вышеперечисленные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как
нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по
мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?»,
«Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:
«Дни открытых дверей» - сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия
педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и
педагогов. Сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать
педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
Презентация дошкольного учреждения - это осовремененная в соответствии с
открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах (официальный сайт учреждения, мини – сайт группы, электронное портфолио педагога или группы).
Клубы для родителей - данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, и родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.
Вечера вопросов и ответов - эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Мини-собрания - выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр
участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье»,
«Выходной день: какой он?»
Тренинги - помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать
более удачные формы обращения к нему и общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой
тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Дни добрых дел – это дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе.
Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений
между воспитателем и родителями.
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через
изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Педагогические беседы с родителями - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний
продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы
родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания
дошкольника.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе.
Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию,
отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
К данным формам также относятся: «Школа молодой семьи»; выполнение
индивидуальных поручений; телефон Доверия; почта Доверия; копилка Добрых дел и т.д..
Досуговые формы взаимодействия с семьями воспитанников - призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
Благотворительный (социальные) акции.
К данным формам также можно отнести: кружки и секции; выпуск стенгазеты, семейные встречи; веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня); музыкальные и литературные салоны; коллекционирование и т.д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
информационно-ознакомительная – призвана познакомить родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
информационно-просветительская - направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д.
Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся: записи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, ООД; фотографии,
выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, красочным и привлекающим внимание.
Выставки, вернисажи детских работ. Информационные листы - могут нести в себе следующую информацию: о дополнительных занятиях с детьми, о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д. Памятки для родителей.
Папки–передвижки. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия основной целью которых является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических
знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях
родителей в психолого-педагогической информации. Только на
аналитической основе возможно осуществление индивидуального,
личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Анкетирование - используется с целью изучения семьи, выяснения
образовательных потребностей родителей, установления контакта с её
членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка
Письменные формы взаимодействия с родителями
Брошюры – где можно описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия - содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень - можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки - адресуются непосредственно родителям, в которых сообщается семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Личные блокноты - могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы
делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений - куда родители могут класть записки со своими идеями и
предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению
детско-родительского коллектива группы.
Проблема поиска эффективных путей сотрудничества семьи и ДОУ – остается актуальной для системы образования и по сей день. Существует множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу.
Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий
терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна
цель – воспитывать крепких, здоровых будущих созидателей жизни.
Учитесь управлять собой, Во всем ищите добрые начала. И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору.
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять.
Не злобствуйте, не исходите ядом.
Не радуйтесь чужой беде.
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и с...
«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...
Педагогический совет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»
Использование эффективных форм сотрудничества с родителями в вопросах развития и образования детей дошкольного возраста....
«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»...
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здес...
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, новые задачи, стоящие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество ...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...