Дидактические игры по методике ТРИЗ(старшая группа)
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по методике ТРИЗ(старшая группа)
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".
3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.
Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов.
4-й вариант: учить находить общее и различное между двумя объектами.
Например – дерево и бумага, бумага и ткань, металл и дерево, стекло и глина.
Ход игры.
В условном теремке живет какое-то вещество или материал. Ребенок, исполняющий роль другого материала, стучится в теремок.
В: Ты кто?
1-й ребенок: Я бумага. Пусти меня в теремок.
В: А я - дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
1-й ребенок: Мы твердые, в нас живут твердые человечки. Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми.
2-й ребенок: Я стекло, пусти меня в теремок.
В: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
2-й ребенок: Я – хрупкое, а ты - пластичная, я – прозрачное, а ты – нет
Игра «Давай поменяемся»
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
Игра «Построим детский сад»
Цель.
Познакомить детей с системным подходом к окружающему миру (компонентным и функциональным).
Показать зависимость объекта от места проживания.
Мозговой штурм – построили детский сад в воде, в горе. Обсудить работу, жизнь в этом детском саду. Для наглядности использовать ресурсы группы. Например: гора – кубики, корзина, одеяло. Море – аквариум – банка – коробка.
Игра "Части - целое" по теме детский сад.
Цель.
Познакомить детей с методом фокальных объектов, объясняя детям технологию работы по этому методу.
Учить изменять привычные объекты (или часть объекта), конструируя из них совершенно новые. Продумывая их функции, их взаимоотношение с окружающими предметами и людьми.
Провести небольшой анализ положительного и отрицательного в нашем детском саду, в группе.
Предложить придумать совершенно новый детский сад, объясняя как пользоваться методом фокальных объектов.
Например: в детском саду разные группы - стеклянные, колючие, матерчатые... Продумать функции этих групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по методике ТРИЗ
Картотека дидактических игр по методике ТРИЗ....
Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»
Триз – теория решения изобретательных задач) помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчив...
"Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ" Апрель 2022г.
Консультация "Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ"...
Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»
Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»...
Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»
Все родители хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым»: самым умным, самым сообразительным, самым уверенным, самым успешным. Как же развивать ребенка?...
Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»
Дидактические игры по методикеТРИЗ (Триз – помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость. Замкнутым и заст...
Консультация для родителей:«Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»
Все родители хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым»: самым умным, самым сообразительным, самым уверенным, самым успешным. Как же развивать ребенка?...