Проект «Цветы вокруг нас»
проект (младшая группа)

Тимофеева Галина Владимировна

Данный проект позволит развить у детей познавательный интерес к цветам через игровую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Золотая рыбка»  Пионерского городского округа»

238590, Калининградская обл.,                            тел.:8(40155) 2 13 56;2 10 08

г. Пионерский, ул. Южная, 9а                     e-mail: madou4pionersk@yandex.ru

Проект

«Цветы вокруг нас»

Автор проекта:

Воспитатель  Тимофеева Г.В.

г. Пионерский, 2020г.

  1. Паспорт проекта.

Тип проекта: творческий, игровой

Сроки проведения: 18.05.20г.- 22.05.20г.

Участники проекта: воспитатель и дети 1 младшей группы №2, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Цель проекта: Развитие у детей познавательного интереса к цветам через игровую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

1.Формирование у детей представлений о цветах.

2. Познакомить детей с цветами, растущими на участке детского сада.

3. Расширить знания детей о комнатных растениях.

Развивающие задачи:

1.Развивать умение сравнивать растения, выделять характерные признаки.

2. Развивать творческие способности детей.

3. Развивать элементарные трудовые навыки и умения.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.

3. Вызвать  желание заботиться о цветах.

Актуальность темы.

Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, в результате которой  дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений, которые не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Дети должны знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

.

Прогнозируемые результаты:

Дети должны знать:

  • Названия, строение 2-3 комнатных растений.
  • Цветам для роста необходимы свет, тепло, вода, земля.
  • Элементарные правила ухода за растениями.
  • К цветам надо относиться бережно, заботиться о них.

Дети должны уметь:

  • Различать и называть одуванчик, ромашку.
  • Сравнивать цветы по внешним признакам.
  • Выполнять элементарные трудовые действия по уходу за комнатными растениями и растениями, растущими на клумбе.
  • Применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Дети должны иметь представление:

  • О способе посадки рассады цветов
  • О разнообразии цветочного мира.
  • Цветы растут в саду, в лесу, на лугу.

Формы организации  работы с детьми по проекту.

  • Совместная деятельность педагога с детьми (познавательная, игровая, творческая, продуктивная, трудовая).
  • Самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, альбомов, наглядно-дидактического материала, настольно-печатные игры, дидактические игры).

Методы проекта.

  • Наблюдения, прогулки.
  • Наглядные: наборы демонстрационного, наглядного материала (иллюстрации, открытки).
  • Словесные: беседы, чтение художественной литературы. Консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
  • Игровые: дидактические, настольно-печатные; хороводные игры; пальчиковые игры; подвижные игры.

Ресурсное обеспечение проекта.

  • Уголок природы в группе.
  • Цветник на участке детского сада.
  • Методический инструментарий.
  • Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр, диски с записями, принадлежности для продуктивной деятельности, фонотека, садово-огородный инвентарь)
  • Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях и на открытках, модели цветов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) гербарий.

Продукты проекта:

  • Фотогазета «Я и цветы».
  • Оформление альбома  «Цветы вокруг нас».
  • Конспекты совместной деятельности с детьми: «Наши комнатные друзья», «Там и тут одуванчики растут, заучивание потешки «Одуванчик», «Опасные растения»,  «Цветы на лугу»,  «Экскурсия к цветнику по экологической тропе»
  • Оформление папок-передвижек «Цветы. Какие они?»,  «О чём говорят растения?»;  ширм «»Цветы – земной красы начало»,  «Правила поведения в природе»; памятки «Охрана растений».
  • Консультация для родителей «Цветы в доме», «Воспитание детей через природу», «Цветы нетрадиционным способом рисования»
  • Картотека пальчиковых, подвижных, хороводных игр, художественного слова.

Базисный компонент: Работа по проекту проводилась в рамках программы «Детство»  авторов Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

II. Этапы работы над проектом:

Проект «Цветы» реализуется в ІV этапа:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

І этап-подготовительный

Формирование цели и задач проекта.

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Составление плана работы (мероприятий).

Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.

Подготовка рассады цветов.

Подборка художественного слова, потешек, пальчиковых, дидактических, подвижных, хороводных  игр, иллюстративного материала с изображением цветов.

Подбор и изготовление материалов, пособий, атрибутов.

Изготовление средств наглядной агитации для работы с родителями

Привлечение родителей.

Благоустройство клумб с цветами на участке детского сада.

Совместное приобщение к наблюдению, рассматриванию цветов, иллюстраций.

ІІ этап-

практический

Создание условий.

Планирование  организации деятельности.

Использование персонажей

 ( «Солнечный лучик», Лисичка, Петрушка,  «Паровозик», бабочка, жучок-паучок, Цветик-семицветик).

Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы.

Картотека  дидактических, подвижных, пальчиковых, хороводных игр, художественного слова.

Экскурсия по экологической тропе.

Продуктивная деятельность.

Трудовая деятельность.

Анкетирование родителей.

Консультация для родителей.

Оформление папок-передвижек, ширм, памятки.

Акция «Подари растение детскому саду».

Формирование специфических знаний о цветах, умений и навыков.

Формирование трудовых навыков по уходу за цветами.

ІІІ этап-

оценочно-рефлексивный

Коллективная работа «Цветы на лугу».

Участие в мероприятии.

ІV этап-

Презентационный

Фотогазета «Дети и цветы».

Альбом «Цветочный хоровод».

Обмен опытом работы с коллегами.

Содержание работы над проектом по этапам

1 этап – Подготовительный

Цель: формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, подборка необходимого материала по теме проекта.

Содержание:

- Формировать мотив к деятельности детей, родителей.

- Подобрать фотоматериал, иллюстрации, открытки, альбомы о теме.

-Подобрать произведения  детской  художественной литературы по теме.  

-Подбор   методической  литературы.

- Разработать план тематической недели «Цветочный вокруг нас».

- Составить план взаимодействия с родителями.

- Оформить наглядную информацию для родителей.

- Подбор песен, стихов  по теме.

-Подбор дидактических, настольно-печатных, пальчиковых, подвижных, хороводных игр.

-Подбор и изготовление пособий, атрибутов.

-Составление анкеты  для родителей.

- Разработка конспектов совместной деятельности педагога с детьми.

- Составление конспекта итогового мероприятия – коллективной работы «Цветы на лугу».

- Определение тематики индивидуальных бесед и консультаций для родителей.

- Работа с родителями: обсуждение плана мероприятий, содержания тематической недели, оформление информационного материала.

- Подбор ТСО: музыкальный центр, набор аудиозаписей, компьютер, фотоаппарат.

-Подбор учебно-наглядных пособий: мольберт, демонстрационный материал, средства для художественного творчества.

2 этап – Практический

Цель: формировать первоначальные знания детей о цветах, их внешнем виде, потребностях, необходимости беречь и заботиться о цветах.

Содержание работы по образовательным областям:

«Физическая культура» «Здоровье»

-  сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

-  воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

- формировать умение согласовывать движения с речью.

  •   Комплекс утренней гимнастики «Разноцветная полянка» (приложение №1).
  • Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Найди свой цветок», «Одуванчики», «Мотыльки», «Посади бабочку на цветок» (приложение №2).
  • Пальчиковые игры: «Цветы», «Цветок на полянке», «Вырос цветок», «Ромашка – краса», «Жёлтая  игра» (приложение №3).
  •  Физминутка «На окне в горшочках» (приложение №4)
  • Психогимнастика  «Я – растение»,  «Одуванчики растут» (приложение №5)
  •  Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик» (приложение №6).

«Социализация»

- содействовать развитию игровой деятельности, формировать умение имитировать действия в соответствии с текстом;

- воспитывать стремление следовать правилам игры, соотносить свои действия с действиями других детей.

  • Сюжетно-отобразительная игра «Цветочный магазин».
  •  Дидактические игры: «Какого цветка не стало?», «Что нужно для ухода за цветами?», «Цветы на полянке», «Собери цветок», «Найди цветок по описанию»

«Безопасность»

- формировать представление о правилах безопасного поведения в природе;

- приобщать к правилам безопасного поведения в процессе игровой деятельности.

  • Экскурсия к цветнику по экологической траве (приложение №10).

«Познание»

-  формировать представления о цветах.

  • Совместная деятельность «Наши комнатные друзья» (Приложение №9)
  • Экскурсия на цветник детского сада (приложение №10).
  • Совместная деятельность «Цветы на лугу» (приложение №11).

«Коммуникация»

        - обогатить и активизировать тематический словарь по теме «Цветы».

  • Беседа «Комнатные растения - наши друзья».
  • Беседа «Что растёт на клумбе».
  • Беседа «Что такое одуванчик».
  • Беседа «Какие разные цветы».
  • Беседа «Цветы надо беречь».
  • Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением цветов.

«Чтение художественной литературы»

       - формировать умение договаривать строки стихотворения;

       - побуждать к запоминанию  коротких стихотворных текстов.

  • «Умница» Н. Нищева
  • «В нашей группе» Н. Нищева
  • «Цветок» Я. Колас
  • «От чего зацвёл цветок?» Ф. Троицкий
  • «Одуванчик» С. Шушкевич
  • «Одуванчик» З. Александрова
  • «Ромашки» З. Александрова
  • «Ромашка» М Познанская
  • «На лугу»  И. Суриков
  • «Радостный цветок» Т. Домаренок (приложение №12).

«Художественное творчество»

- развивать продуктивную деятельность детей;

-формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

  • Коллективная работа «Цветы на лугу» (приложение №11)
  • Рисуем цветы нетрадиционным способом.

«Музыка»

- развивать умение подпевать в песне музыкальные фразы;

- формировать умение двигаться в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.

  • Пение с движениями «Едем на полянку»
  • Хороводные игры «Весёлые цветочки», «Аленький цветочек», «Одуванчик», «Вейся, венок», «Мы на луг ходили» (приложение №13).

 «Труд»

- побуждать выполнять  простейшие трудовые действия (с помощью педагога).

- наблюдать за трудовыми действиями воспитателя в уголке природы

  • Совместный труд с родителями по благоустройству игровой площадки детского сада.
  • Трудовые действия: полив, рыхление, протирание листьев.

Алгоритм проведения тематической недели проекта

«Цветы вокруг нас»

Дни недели,

название дня

Цель, задачи дня

Основные идеи дня

Понедельник

«Комнатные цветы»

  Цель:  развивать интерес к комнатным растениям.

Задачи:

1.Обогатить  знания детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

2.Развивать  умение сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

В группе появляется «солнечный лучик», который обращает внимание детей на растения, которые находятся в группе и предлагает рассмотреть и помочь цветам.

Вторник

«Цветы на клумбе»

   Цель: дать представление о цветах, которые растут на улице.

Задачи:

1.Познакомить с цветами, которые растут на участке детского сада и способом посадки цветов.

2.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, чем отличаются комнатные цветы от тех, которые растут на улице.

3.Воспитывать у детей доброжелательное  отношение к живому, побуждать заботиться о растениях.

Петрушка приносит горшочки с рассадой цветов (бархатцы, астры), предлагает детям рассмотреть и посадить цветы на клумбу. Рассмотреть цветы на клумбе и сравнить их с комнатными.

Среда

«День Весёлых одуванчиков»

Цель: дать представление об одуванчике.

    Задачи:

1.Познакомить с внешним видом и строением одуванчика;

2.Развивать наблюдательность, речь ребенка;

3.Воспитывать бережное отношение к одуванчику, умение видеть красоту цветущей полянки.

Дети выходят на прогулку, идут гулять на луг и замечают, как Лисичка рвёт цветы. Вместе с воспитателем делают ей замечание. Рассматривание модели  одуванчика и живых одуванчиков на лугу. Игровая деятельность.

Четверг

«День  ромашки»

 

   Цель: дать представление о ромашке.

Задачи:

1.Познакомить с внешним видом и строением  ромашки.

2.Развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы;

3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Во время прогулки на участке появляется «Паровозик из Ромашково», который предлагает детям поехать до станции Ромашково. Рассматривание и наблюдение за ромашками на полянке. Игровая деятельность.

Пятница

«День Цветика-Семицветика»

   Цель: Закрепить представления детей о цветах.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о внешнем виде, названиях, месте произрастания, потребностях цветов.

2.Развивать умение сравнивать цветы по внешнему виду. Закрепить знания цветов (жёлтый, синий, красный, зелёный, белый).

3. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, культуру поведения в природе.

 

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появилась ваза с необычным цветком – Цветиком-семицветиком. Каждый лепесток предлагает поиграть на прогулке в игры в  соответствии с цветом лепестка.

Коллективная работа «Цветы на лугу».

День недели

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

Понедельник

«Комнатные цветы»

Комплекс  утренней гимнастики «Разноцветная полянка»

 Беседа «Комнатные растения – наши друзья»

«Наши комнатные друзья»

Наблюдение за комнатными растениями в уголке природы.

Пальчиковая игра «Цветы»

Подвижная игра «Солнечные зайчики»

Игра с зеркалом «Солнечный зайчик»

Психогимнастика «Я-растение».

Физминутка «На окне в горшочках»

Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).

Трудовые действия:

полив, рыхление, протирание листьев.

 Дидактическая игра

«Какого цветка не стало?»
Чтение художественной литературы.

«Умница» Н. Нищева

«В нашей группе» Н. Нищева

Хороводная игра «Весёлые цветочки»

   Рассматривание фотографий, открыток с изображением комнатных цветов.

 Наблюдения за цветами в уголке природы.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку».

Выкладывание силуэтов цветов из камешков.

Вторник

«Цветы на клумбе»

 Комплекс  утренней гимнастики «Разноцветная полянка»

 Беседа «Что растёт на клумбе»

Рассматривание рассады цветов.

Дидактическая игра «Что нужно для ухода за цветами?»

Пальчиковая игра «Цветок на полянке»

Подвижная игра «Найди клумбу для цветка»

Пение с движениями «Едем на полянку»

Трудовые действия: посадка, полив рассады.

Экскурсия на цветник по экологической тропе.

Чтение художественной литературы.

«Цветок» Я. Колас

«От чего зацвёл цветок?» Ф. Троицкий

Хороводная игра «Аленький цветочек»

Рассматривание фотографий, открыток с изображением садовых цветов.

Наблюдение за цветами на клумбе и на участке детского сада.

Шнуровка «Цветы».

Среда

«День Весёлых одуванчиков»

 

Комплекс  утренней гимнастики «Разноцветная полянка»

Беседа «Что такое одуванчик?»

Чтение художественной литературы

«Одуванчик» С. Шушкевич

«Одуванчик» З. Александрова

Пальчиковая игра «Вырос цветок»

Психогимнастика «Одуванчики растут»

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

Дидактическая игра «Цветы на полянке»

 Наблюдение за одуванчиком:

-есть стебель, лист и цветок;

-стебель хрупкий, легко ломается, цветок у одуванчика желтого цвета.

Подвижная игра «Одуванчики»

Хороводная игра «Одуванчик»

Прогулка  «Там и тут одуванчики растут»

   Наблюдение за одуванчиками во время прогулки.

   Художественно-творческая деятельность - рисование «Укрась полянку»

Пристёжка «На лугу».

 Рассматривание книг, иллюстраций, принесённых детьми из дома.

   

Четверг

«День  ромашки»

 

Комплекс  утренней гимнастики «Разноцветная полянка»

 Беседа «Какие разные цветы»

Наблюдение за ромашками на клумбе.  Пальчиковая игра «Ромашка-краса»

Подвижная игра «Мотыльки»

Дидактическая игра  «Собери цветок»  Чтение художественной литературы

«Ромашки» З. Александрова

«Ромашка» М Познанская

Хороводная игра «Вейся, венок!»

  Нанизывание бусин на шнурок «Цветы и ягоды».

Игра с разрезными картинками «Составь целое»

Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением цветов.

Дидактическая игра «Собери букет»

Пятница.

«День Цветика-Семицветика»

 

 Комплекс  утренней гимнастики «Разноцветная полянка»

Беседа «Цветы надо беречь»

Дидактическая  игра  «Найди цветок по оисанию»

Слушание аудиозаписи детских песен. Музыка С.Майкопара «Цветики»

Пальчиковая игра «Жёлтая игра»

Подвижная игра «Посади бабочку на цветок»

Чтение художественной литературы

«На лугу» И. Суриков

«Цветок» В. Викторов

Игра-забава «Прятки с  колокольчиком»

Сюжетно-отобразительная игра «Цветочный магазин».

Хороводная игра «Мы на луг ходили»

Коллективная работа «Цветы на лугу»

   Дидактическая игра «Собери цветы в вазу».

Рассматривание гербария.

Рассматривание иллюстраций о природе.

 

3 этап – Оценочно-рефлексивный

     Цель: обобщить и систематизировать представления  детей о цветах.

              Проект «Цветы» реализовался с воспитанниками первой младшей группы и родителями. В ходе реализации проекта опыт детей обогащался представлениями о названиях, строении цветов, их потребностях, необходимости и способах ухода за цветами.    Совместная и самостоятельная деятельность детей обогащалась яркими впечатлениями, эмоциями, активизацией словаря. У детей  совершенствовалась двигательная сфера, развивались познавательные процессы, игровая деятельность.

         Появился познавательный интерес к цветам и растениям, растущим на участке детского сада, к комнатным растениям. Дети пытались сравнивать растения, выделять характерные признаки, называть их. Познакомились со способами посадки рассады, простейшими трудовыми действиями (полив, рыхление, протирание листьев).  В процессе продуктивной деятельности развивалось детское творчество детей, закрепилось умение различать цвета.

         Дети стали внимательнее и бережнее  относиться к состоянию растений, появилось желание заботиться о них.

Проект «Цветы» позволил повысить компетентность родителей в области ознакомления детей с природой. Родители стали активнее участвовать в создании условий для развития детей, организации мероприятий, появился интерес к данной теме. Анкетирование показало, что отношение родителей к проблеме экологического воспитания носит формальный характер. В семье недостаточно уделяется внимания на объекты природы, знакомство с ними детей.

4 этап – Презентационный

-Оформление фотогазеты «Дети и цветы»

-Оформление альбома «Цветочный вокруг нас»

- Презентация проекта.

- Фотоматериал (приложение №16).

ІІІ. Работа с родителями.

        Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества.

Задачи:

1.Повысить компетентность родителей в вопросах экологического воспитания.

2.Привлечь родителей к созданию условий для развития детей (благоустройство клумб с цветами), организации мероприятий, участию в оформлении продуктов проекта.

 3.Привлечь родителей к обмену опытом экологического  воспитания в семье.

4.Привлечь родителей к подготовке материалов,  изготовлению пособий, атрибутов.

Содержание работы с родителями

Направление работы

Содержание

Информационно-рекламная деятельность

Оформление

- папок-передвижек:

«Цветы. Какие они?»

«О чём говорят растения?»

- ширм:

«Цветы – земной красы начало»

 «Правила поведения в природе»

- памятки «Охрана растений» (приложение №14)

 - рекомендаций «Пожелание родителям»

- картотек подвижных игр, пальчиковых игр, дидактических, хороводных игр, художественного слова.

Индивидуальные и групповые консультации.

Консультации:

- «Цветы в доме»

- «Воспитание детей через природу»

Индивидуальные беседы:

- о правилах поведения в природе;

- о бережном отношении к растениям.

Совместная деятельность детского сада и семьи

Рекомендации для выполнения заданий дома:

 - чтение художественной литературы,

-совместная художественно-творческая деятельность;

- посещение парка;

- составление и оформление фотогазеты, альбома.

Благоустройство клумб.

Анкетирование родителей (приложение №18).

Акция «Подари растение детскому саду».

Оформление материала по проекту.

ІV. Предполагаемы результаты работы по проекту.         

-Дети и взрослые будут применять полученные знания на практике – бережно относиться к цветам;

-Дети с интересом познают о  цветах, их названии, внешнем виде, с удовольствием слушают произведения художественной литературы о цветах, о природе, играют в подвижные, пальчиковые, хороводные игры.

-В повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе, проявляют интерес к незнакомым растениям.  

- Проявляют внимание, сочувствие к объектам природы.

Итоги проекта.

 - развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах через игровую деятельность;

- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка:

- готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами);

- сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней;

- обогащение детей яркими впечатлениями, способами взаимодействия, новыми знаниями;

- пополнение словарного запаса детей, активизация словаря;

-эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребенка в детском саду;

-активность, эмоциональность детей;

-проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности;

- создание условий для познавательной деятельности  детей, обогащение развивающей среды  для разных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в группе, на прогулке;

- повышение компетентности родителей в области экологического воспитания;

- обогащение родителей педагогическими знаниями и практическими навыками по воспитанию экологической культуры;

- оформление фотогазеты, альбома, материалов проекта.

Библиографический список.

1.Зенина Т. Н. «Ознакомление детей раннего возраста с природой» Издательство «Педагогическое общество России», 2006г.

2.Картушина М.Ю.  «Логоритмика для малышей»   Издательства «Творческий центр»  Москва,2004г.

      3.      Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Первые шаги  (Модель воспитания детей раннего возраста)   Москва, 2002г.

      5. Программа «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева, 2014г.

6. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» Москва « Родничок», 1999г.

7. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного

 возраста» «Владос» Москва,  2001г.

8. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир», 2009г.

9. Интернет - материалы  СМИ.

Приложение 1

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР

 «Разноцветная полянка»

 По полянке в жаркий день

Летом нам гулять не лень;

Свежим воздухом дышать

И цветочки собирать.

Цветочки все разные —

Голубые, красные.

Соберем букет большой,

А потом пойдем домой. 

1. «Цветочки качаются от ветерка»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи руками вперед-назад — дует ветерок; после 4—6 движений отдых — «ветерок спит». Повторить 3 раза. Дыхание произвольное. 

2. «Цветочки тянутся к солнышку»

И. п.: ноги врозь, руки к плечам. Руки вверх; пошевелить пальцами. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 

3.«Цветочки растут»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз — «маленькие цветочки»; встать. Вернуться в и. п., выпрямиться, приподнять голову — «цветочки растут». Дыхание произвольное. Повторить 4 раза. 

4. «Дождик на цветочки кап-кап-кап»И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 6 - 8 подпрыгиваний — «сильный дождик»; 6 - 8 шагов — «дождик кончается». Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза.

5. «Соберем букет большой»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, подняться на носки, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «большой». Повторить 3 раза.

 Приложение №2

Подвижная игра «Найди свой цветок»

Инвентарь: 3 малых обруча (d=50 см) красного, желтого и синего цвета. Педагог зрительными ориентирами — линиями, кеглями, кубиками — обозначает площадку для игры (5x5 или 6x6 м). На площадке, в разных ее углах, педагог кладет по одному обручу — это цветы. Взрослый делит детей на 3 команды, команды встают у указанного педагогом обруча-цветка,  берутся за руки. Звучат слова педагога:

Вот полянка! Что за диво!

Здесь чудесно и красиво!

Много разных здесь цветов,

Разноцветных лепестков!

Будем с ними веселиться,

Бегать, прыгать и кружиться.

Дети отходят от обручей-цветов, бегают, прыгают, кружатся на месте на игровой площадке. По команде педагога «Раз-два-три — Цветок свой найди!» дети бегут к своим цветам, встают вокруг обручей, берутся за руки. Игра повторяется.

Примечания. 1. Следить, чтобы дети вставали после команды «Цветок свой найди!» четко за указанные педагогом обручи-цветы, чтобы учились находить свой цвет. 2. По мере освоения детьми игры педагог может менять местоположение обручей. 3. В качестве усложнения можно предложить детям становиться вокруг обручей в определенном порядке, запоминать свое место.

Игра малой подвижности «Где растет колокольчик?»

Инвентарь: цветок-колокольчик из пластмассы или картона (высота 15 см). Педагог заранее перед занятием прячет цветок (втыкает его в землю) на игровой площадке. Дети встают врассыпную около педагога. Педагог говорит детям, что на полянке растет много красивых цветов, а найти им надо колокольчик:

Колокольчик где растет?

Кто скорей его найдет?

По полянке вы ходите,

Колокольчик вы ищите!

Дети расходятся по всей площадке, ищут цветок. Ребенок, нашедший колокольчик первым, приносит его педагогу.

Примечания. 1. Педагог перед прогулкой в группе показывает детям цветок. 2. По мере необходимости педагог помогает детям найти колокольчик («Посмотрите за деревом, за скамейкой и т. п.»).

Ю.А. Кирилина «Комплексы ОРУ и подвижных игр для детей 2-3 лет»,

Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008г

 

 

Приложение №3

Картотека пальчиковых игр.

«Подснежник» 

Их видимо-невидимо, (показать все пальцы на обеих руках), не сосчитаешь ты. Кто смог такие выдумать Красивые цветы? (загибать по очереди все пальчики). Должно быть, оторвали от неба лоскуток, (поглаживать пальцы правой, затем левой руки). Чуть-чуть поколдовали – И сделали цветок! (соединить руки, вместе изображая цветок).

 «Росточек» 

Из земли торчит росточек (правая рука ладонью вверх, пальцы собраны в щепотку). Это - будущий цветочек. Дождик,  дождик, поливай! (левая рука поднята, кисть опущена, пальцы расслаблены ). Пальцы быстро шевелятся (идет дождь) Ты, цветочек, подрастай! (правая рука медленно поднимается вверх). Вверх тянись, старайся! Солнцу открывайся. (медленно развести пальцы правой руки (распустился цветок)).

Приложение №4

Картотека физкультминуток.

1.«Во дворе растёт подсолнух».

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

2.«Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)

Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)

Если ветер быстрый - быстрый (Разбегаются в разные стороны).

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш - ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки.

Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

3.«Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

4.«Лепестки»

Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)

Распустили лепестки.

Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)

Закружился лепесток.

Ветерок их оторвет

И на землю вновь вернет. (Присели.)

5.«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

6.«Наши алые цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Качание руками влево - вправо.)

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)

Головой качают, (Движения головой влево - вправо.)

Тихо засыпают.

Дидактические игры.

 «Найди по описанию», «Угадай цветок», «Запомни и опиши цветок»,

 «Найди такой же цветок», «Лото – растения», «Подбери цветку листок и лепесток», «Дует ветер», «Разноцветный цветок», «Веселые одуванчики»,

 «Большие и маленькие», «Найди в букете такой же цветок».

Приложение№5

Психогимнастика «Я – растение!»:

- Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…

- Мы с вами будем продолжать

Приложение №6

Стихотворения о цветах.

  • Одуванчик

Одуванчик

Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

  • Ромашки

Ромашки

- Эй, ромашки,
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
- Не секрет, -
ответили ромашки, -
Нас носило солнышко
В кармашке!

  • Гвоздика

Гвоздика

Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок,
"До утра! До новой встречи!" -
И погаснет огонек.

  • Колокольчик

Колокольчик

О чём колокольчик 
Звенит на лугу? 
Ответить на это 
Я вам не могу. 
Но думаю так: 
Зазвенит он с утра 
И слышат цветы -
Просыпаться пора.

  • Кувшинки

Кувшинки

Солнце заснуло,
Заснули кувшинки.
Тихо баюкают их
Камышинки.
Утром,
Лишь солнечный лучик
Прольется,
Тотчас кувшинка
Послушно проснется.

  • Подснежники

Подснежники

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.

  • Незабудки

Незабудки

У собачьей старой будки
Распустились незабудки.
Наш пушистый рыжий пес
В незабудки тычет нос:
"Сколько жить на свете буду – 
Незабудки не забуду!"

  • Жёлтые ирисы

Жёлтые ирисы

Ирисы есть садовые,
Ирисы есть лиловые —
Эти растут в почёте.
А жёлтые ирисы выросли
В диком местечке,
в сырости, 
Только что не в болоте!

Встретишь нежданно-негаданно
Прелесть такую в глуши,
И ничего-то не надо нам:
Стой.
Гляди.
Не дыши.

  • Фиалка

Фиалка

Зимние морозы
Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо.
Первую фиалку
Я сорву для мамы.

  • Ландыши

Ландыши

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
его задень —
Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,
И птицы,
и цветы...

Давай послушаем, 
А вдруг
Услышим — я и ты?

Солнцем налитой
Лютик золотой.

  • Маргаритки

Маргаритки

Маргаритки в саду расцвели. 
Очень низко – у самой земли. 
Будто бросили коврик у ног. 
Но ступить на него я не смог.

  • Пион

Пион

Пион расцвел на грядке 
И удивил красою, 
Он весь покрыт росою - 
На нас глядит украдкой.

  • Нарциссы

Нарциссы

В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.

И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!

  • Тюльпан

Тюльпан

Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается тюльпан.

  • Подсолнух

Подсолнух

Днём подсолнух в огороде
Улыбается погоде.
По орбите круговой
Вертит рыжей головой.
-Я, - хвалился он пырею,-
Вместе с Солнцем землю грею!

  • Мак

Мак

Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.

  • Кактус

Кактус

Я вас прошу:
Позавидуйте мне –
Кактус расцвел
У меня на окне.
Яркий цветок,
Словно
Солнечный
Лучик.
Храбро горит
Между острых колючек.

Даже очень хороши –
Так решили малыши.

  • Роза

Роза

На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От лишних с жуками и бурями встреч…
Так в доме у нас год за годом идет,
И в доме прекрасная Роза растет.
Она не цветок, а чудесный ребенок,
Она улыбается даже спросонок,
Она хороша как все розы в саду,
Вот только цветет каждый месяц в году!

Приложение №7

Загадки про цветы.

•Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)

•Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)

•Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)

•Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)

•Я шариком пушистым белею в поле чистом, 
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)

•На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные.
(Кактус)

•В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке
(Подсолнух)

•Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым
Алым петушком! 
(Мак)

•У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

•Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)

•Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках …
(Мимоза)

•Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...
(Гвоздиками)

•У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.
(Подсолнух)

•В поле у овражка
Красненькая кашка.
(Клевер)

•Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

•Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
(Роза)

•Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)

                                                                                 Приложение №8

Консультация для родителей

«Прививаем детям любовь к природе»

     Большинство людей считают, что любовь к природе появляется как-то сама собой. И что ребёнку как-то специально прививать её не стоит. Отчасти эти люди правы: если родители относятся к природе гуманно, то никаких специальных мероприятий ребёнку устраивать не надо: он будет бессознательно перенимать манеру поведения родителей. А вот что делать в том случае, если по какой-то причине ребёнок к природе равнодушен? И как быть со взрослыми, которые оказывают губительное влияние на окружающую среду?

       Как родители должны привить любовь к природе детям?

Итак, детей нужно воспитывать в «экологическом стиле». Детям до двух лет можно активно давать трогать маленьких букашек, показывать гусениц, бабочек и прочую «мелочь». Они будут с удовольствием осваивать окружающий мир. А если вы вместе с малышом вытащите какую-нибудь букашку из лужи или спасёте комара, то этим поступком на понятном для ребёнка языке объясните, как можно помогать животным.

Если ребёнок обошёлся с животным жёстко и даже жестоко (дёргал кота за хвост, колол палкой собаку и т.д.), не торопитесь его ругать. Мягко объясните ему, почему этого делать нельзя, дайте ему возможность исправить ситуацию.

Детей постарше надо чаще выводить в лес, знакомить с названиями конкретных зверей, птиц, растений. Пусть в вашем доме будет достаточно литературы, которая бы позволяла ребёнку осваивать биологию с научно-популярной точки зрения. Смотрите вместе документальные фильмы о дикой природе, обсуждайте увиденное.

Хорошо действует на детей самостоятельно высаживание растений и уход за ними. Дачный участок, на котором вы вместе с ребёнком будете ухаживать за цветами, станет для маленького человечка источником любви к природе. То, что посажено самостоятельно, запоминается на долгие годы. Пусть это не будут тяжёлые сельскохозяйственные работы: просто немного повозиться в земле — это уже пролог экологического воспитания.

Держите дома мелких домашних животных: это будет укреплять интерес ребёнка ко всему живому. И совсем необязательно, чтобы это были элитные породы представителей животного мира: достаточно и ухода за обычной дворняжкой.

Поощряйте посещение ребёнком биологических, туристических кружков. Чем больше он находится на природе, тем теснее его связь с ней.

Вы скажете: зачем всё это нужно? А затем, что те взрослые люди, которые мусорят, выбрасывают ядовитые отходы, сливают вредные вещества и т.д. — это и есть те выросшие дети, которым в свое время не привили любовь к природе. Нежный контакт с природой в детстве — это залог бережного к ней отношения во взрослом возрасте.

                                                                                               Приложение №9

НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Комнатные растения» в первой младшей группе

ЦельПознакомить детей с понятием «комнатное растение». Помочь запомнить и называть комнатное растение.

Задачи:

Образовательныеформировать знания детей о комнатных растениях. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их.

Развивающие: Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков

Воспитательные: Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами

Методы и приёмы: Организационный момент, игровые приемы, худ. слово, вопросы к детям.Словарная работа: Большой широкий лист и узкий длинный лист, ствол (у фикуса, объяснить, что растения растут «пьют воду», с ними следует обращаться осторожно.

Ход НОД:Воспитатель: Сегодня мы будем знакомиться с комнатными растениямиКомнатные растения - это те растения, которые растут дома. Посмотрите, вот у нас есть растения - это фикус и хлорофитум. Фикус похож у нас на маленькое дерево, у него большие широкие листья, есть ствол. У хлорофитума ствола нет, но есть много листочков, они длинные и узкие. Воспитатель вызывает детей показать фикус и хлорофитум, спрашивает какие листочки у фикуса. (ответы детей)

Воспитатель: а у хлорофитума? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь покажите фикус, хлорофитум, большой широкий лист, длинный и узкий. А у фикуса какой лист? (ответы детей)

Воспитатель: у хлорофитума? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами повторим части растений (ствол, листья, а еще у растения есть корни). Предлагает детям показать часть растений.

ВоспитательРастения растут. Посмотрите, вот у нас маленькое растение мы поставим его рядом с фикусом. Посмотрите, фикус тоже был сначала маленьким растением, оно росло, росло и стало вот таким большим, похожим на дерево. Давайте посмотрим, как фикус и хлорофитум пьют воду. Воспитатель предлагает детям помочь полить растения. Видите, как исчезает вода, это растения через корни пьют воду. Дети повторяют новое слово корни.

Физ. минутка А сейчас мы с вами поиграем, представим, что мы с вами маленькие растения (присели все, а теперь нас полили водичкой и мы с вами стали растирасти и стали большими, большими (встать на носочки).

Воспитатель: молодцы! А теперь нужно протереть наши листочки, чтобы они были чистыми, посмотрите, как нужно осторожно протирать листочки, потому что они живые и могут сломаться. Предлагает детям помочь протереть листочки.Воспитатель: Теперь у фикуса и хлорофитума листья чистые.

Итог. Давайте еще раз повторим с вами части растений. Дети повторяют части растений (ствол, листья, корень, стебель.)

Приложение №10

Конспект экскурсии в младшей группе

«Наблюдение за цветами на клумбе».

Цель: познакомить детей с цветущими летом растениями цветника; помочь детям запомнить, как они называются; закрепить умение определять цвет.

Задачи:

- обучающие: уточнить с детьми названия цветов на клумбе, знакомить с особенностями строения и отличительными признаками цветов;

- развивающие: развивать умение ухаживать за растениями, поливать их; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о цветах на клумбе;

- воспитательные: воспитывать любовь к растениям, бережное отношение к ним.

Осваиваемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.

Материал для экскурсии:

Лейка, ножницы, разноцветные флажки.

Ход экскурсии:

Воспитатель подводит детей к цветнику:

Ребята, какое сейчас время года? (лето)

- А что летом больше всего радует глаз, что летом самое красивое, разнообразное, чудесное в природе?

(Цветы) Посмотрите-ка вокруг, сколько ярких красок тут! (рассматривание цветов на клумбах)

А вот у каждого из вас есть имя: Злата, Саша, Дима , Маша. И у этих цветов есть свои имена-названия. Вот это бархатцы. Какого они цвета? (ответы детей, корректировка ответов воспитателем) Давайте вместе повторим их название: «Бархатцы».

Воспитатель обращает внимание детей на ромашки: — А эти цветы называются ромашки. Давайте повторим вместе их название. (хоровые и индивидуальные повторы) Скажите, малыши, а какого они цвета? (ответы детей)

Сейчас, дети, мы подойдем к другим цветам. Они называются астры. Давайте вместе повторим это название. (хоровые и индивидуальные повторы) А какого же они цвета, кто нам скажет? (ответы детей)

Малыши, вот вы кушаете и растете. И цветы тоже растут. А как вы думаете, почему они растут? Они кушают? (Ответы детей, корректирование ответов воспитателем. Если кто-то из малышей даст правильный ответ, что цветы «пьют» воду, обязательно похвалить этого ребенка). 

— Конечно, ребята, цветам нужна влага — вода. Люди поливают их из шлангов или из леек.

«Лейка»
У меня есть лейка. Ой, какая лейка! 
Если будет сухо,Я ее наполню
И цветы полью.

— Что это у меня? (ответы детей) Знаете, дети, я прежде, чем полить цветы, срежу несколько, чтобы составить букет, который мы поставим в группе в воду, чтобы у нас было красиво.

Воспитатель берет ножницы и срезает один цветок: — Малыши, давайте посмотрим внимательно на цветок и скажем, что у него есть. Воспитатель показывает на стебель, листья, цветки (соцветие), серединку, определяет с детьми их цвета, сопровождая показ хоровым проговариванием всех названий. Затем воспитатель просит детей вспомнить и назвать цветок, который она срезала. Если дети задумаются, помочь им. Срезая второй и третий цветок, воспитатель просит назвать их.

— Сейчас, малыши, я полью из своей большой лейки все цветы, чтобы они росли и радовали нас своей красотой. А завтра вы будете мне помогать поливать цветы из своих маленьких леек. В завершении экскурсии воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Найди свой цвет»

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Описание. Воспитатель раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя "Идите гулять" дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: "Найди свой цвет", дети собираются у флага соответствующего цвета.

Указания к проведению. Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, расходились бы по всей площадке, залу. Примечание: на следующий день провести с детьми игровое упражнение «Найди цветок по названию (по цвету)».

Литература:

1.Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. / С.Н.Теплюк. – М.:Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

2.Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.В.Лучич. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.

3.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий. / Н.В.Алешина. - Изд.4-е.– М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008. – 96 .

Приложение №11

Конспект комплексного занятия в 1 младшей группе «На лугу растут цветы небывалой красоты»

Цель: расширять кругозор детей о многообразии и красоте растительного мира природы.

Задачи:

• Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас;

Закрепить знания: название цветов, строение цветка, его части, основные цвета;

• Формировать навыки рисования различными способами (пальчиками, тычками, кисточками);

• Развивать мелкую моторику рук;

• Воспитывать бережное отношение к природе, коллективизм, взаимопомощь, положительные эмоции.

Материал: картинки с изображением цветов, искусственные цветы, д/и «Чего не хватает у цветка, лист ватмана с изображением вазы, гуашь, тычки, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход работы:

В –ль:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на луг. Садитесь все в машину и поехали!

(дети берут в руки импровизированный руль, притопывают ногами и под песню «Машина, машина, идет гудит….» едут на луг).

В –ль:

- Вот мы и приехали. Выходите из машины. Посмотрите как много на лугу разных и красивых цветов.

В –ль читает стих:

«Принесла я вам веночек

Из красивейших цветочков.

Если сможете узнать,

Будем мы все вместе весело играть!»

(На лугу разложены картинки с изображением различных цветов).

В –ль:

- Я сейчас буду вам читать стихи, а вы должны найти и показать цветок, про который упоминается в стихотворении.

1. «Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы! А ты?»

2. «Светлый, как фонарик,

В траве пушистый шарик.

Дунул ветер –

Ой! Видна

Только пуговка одна!» (одуванчик)

3. «Я ромашку на лугу,

Отыскать всегда смогу.

В белом платьице она

И нарядна и скромна!»

Ребята с удовольствием показывают цветы, про которые читала воспитатель.

В –ль:

- А давайте ребята мы с вами потанцуем!

Танец «Цветочки

В – ль поет и с детками танцует.

«У кого в руках цветочек

Тот пойдет ко мне в кружочек.

Он цветочек свой покажет,

И так весело попляшет! (дети машут цветочками и кружатся).

Сядем тихо мы в кружочек,

Спрячемся за свой цветочек,

А потом, потом, потом –

Всех ребяток мы найдем!»

В – ль собирает у детей цветочки, спрашивая какого цвета они.

В –ль:

- Ребята, а сейчас мы с вами станем большими красивыми цветами.

(проводится пальчиковая игра «Цветок»)

«Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

(дети складывают ручки кулак в кулак и постепенно раскрывают кулак).

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик –

И теперь он будет спать

До утра как птенчик.»

(дети постепенно сжимают ручки в калак).

Игра повторяется два раза.

В –ль:

- Ребята, а я еще цветы на лугу нашла. Давайте рассмотрим их.

(проводится д/и «Чего не хватает у цветка)

- Посмотрите и скажите, что есть у этого цветочка(стебель, корень, листья, цветок)

- А у этого цветочка все есть?

А чего не хватает? (корешка)

Для чего он нужен цветочку?

(Так же рассматривают еще несколько цветов, у которых не хватает стебелька, листьев, цветка)

- Молодцы ребята!

- За цветами которые растут в саду ухаживает садовник. Он же их срезает и ставит в вазу. Давайте поиграем.

Проводится п/и «Садовник».

Выбирается один ребенок – садовник, а остальные – цветы.

Садовник: подходит к цветам «Раз цветок и два цветок,

Я иду плести венок.

Цветы: сидят на лужайке «Расцвели мы дружно в мае

Не хотим, чтоб нас срывали.

Мы хотим в саду рости

И цвести, цвести, цвести!»

На последнее слово «цвести» ребятки разбегаются, а садовник пытается их поймать.

В –ль:

- Ребята нам пора возвращаться. Сейчас мы все сядем на лошадки и поскачем.

«На лошадке ехали,

В детский сад заехали.

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Приехали, стоп!» (ребята имитировали, как они скачут)

В –ль:

- Ребята посмотрите, что у нас на столе? (на столе лист ватмана с нарисованной вазой).

- Какая красивая ваза, но пустая. Чего в ней не хватает? Правильно цветочков. Давайте нарисуем цветы, которые мы видели на лугу.

(ребятам на выбор предлагается рисовать пальчиком, тычком или кистью)

выполняется коллективная работа «Цветы в вазе».

После выполнения работы дети рассматривают рисунок. Воспитатель хвалит детей, благодарит за веселое путешествие на луг. Работа выставляется в раздевалку для родителей.

Приложение №12

В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.
Н. Нищева

***

Катя леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
Цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки
Протирала наша дочка,
Пыль дышать мешает,
Поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила
Землю всю в горшочках.
Катя – умница большая,
Маленькая дочка.
Н. Нищева

https://proza.ru/pics/2009/06/16/613.jpg

Радостный Цветок. сказка для малышей

Татьяна Домаренок

Наступила весна. В темном густом лесу на земле, покрытой сухими еловыми и сосновыми иголками, вырос очень красивый и нежный Цветок. Он был желтенький и яркий, как весеннее солнышко, которого никогда не видел. Но цветок не унывал. Он улыбался и пел веселые песенки. Очень жаль, но никто в темном и глухом лесу не видел его и не слышал, как он поет.
Скучно стало Цветку, и пошел он по лесу искать друзей. Идет и песенку свою напевает. Услыхал его звонкий голосок Червяк. Вылез он из земли на свет, чтобы посмотреть на певца. А Цветок, увидев Червяка, обрадовался и говорит ему:
– Червяк, червяк! Давай с тобой дружить!
– Нет, это невозможно, – ответил Червяк. – Ты же не захочешь лезть за мной в землю. А я там живу, и там мой дом.
– Как же ты там ползаешь, Червяк?
– Да очень просто. Я прокладываю под землей ходы. Они похожи на туннели.
– Нет. Я не хочу с тобой ползать под землей. Лучше я поищу себе друга на земле, – решил Цветок и пошел дальше.
Идет он дальше и песенку свою напевает. Увидела его Гусеница, которая сидела на стволе сосны. Подползла поближе и слушает.
– Красиво ты поешь, Цветок! – говорит.
– Если тебе нравится, то, может быть, ты захочешь со мной дружить?
– Нет, – ответила Гусеница.– Я не смогу за тобой угнаться. Вон какой ты быстрый. Бежишь, как летишь!
– Ну, как знаешь, – сказал Цветок и пошел дальше.
Ходил он, ходил целый день, а друзей себе так и не нашел. В темном лесу еще больше стемнело, и наступила ночь. Уснул Цветок, а на утро снова отправился на поиски друзей. Идет он и песенку свою поет.
И тут ему, наконец, повезло. Рядом с ним пролетала Ворона. Услыхала она песню Цветка и говорит:
– Не найдешь ты, Цветок, себе друга в этом темном лесу. Пойдем, я проведу тебя на полянку. Туда любит заглядывать Солнышко. А Солнышко любят пчелки, бабочки и стрекозки, кузнечики и жучки. Они все собираются там, на полянке.
– Скажи, Ворона, они захотят со мной дружить?
– Конечно, захотят! Ведь ты такой радостный!
Привела Ворона Цветок на солнечную полянку. А там – пчелки жужжат, бабочки и мотыльки порхают, кузнечики стрекочут! Ох, как весело, как интересно!
– Какой красивый Цветок, он как маленькое Солнышко! – зазвенели, зажужжали все на разные голоса.
Окружили они Цветок, смотрят на него и насмотреться не могут. Ведь, выйдя из темноты на солнечный свет, он стал еще красивее и ярче!
Улыбнулся Цветок и спрашивает:
– Пчелки, стрекозки, бабочки и мотыльки! Вы будете со мной дружить?
– Конечно, будем! Ты же такой веселый и радостный!
Обрадовался Цветок, расправил все свои нежные ярко желтенькие лепестки, посмотрел на Солнышко, поправил на головке зеленую шапочку и запел:

На солнечной полянке все весело живут.
И хороводы водят, и песенки поют.
А я такой красивый и радостный Цветок!
Вам пропою я песню и расскажу стишок.
И каждый, кто однажды пришел ко мне сюда
Поймет, такой  полянки не встретишь никогда!

Солнышко слушало эту радостную песенку Цветка и улыбалось. А мошки, бабочки и мотыльки, пчелки и жучки танцы танцевали.
Вскоре вся полянка расцвела! На ней выросло много-много зеленых травинок, а между ними раскрыли свои тоненькие лепестки сотни малышей – таких же нежных и красивых цветков, как ярко желтый радостный Цветок. Солнышко раскрасило их во все цвета радуги – фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, розовый, красный, бордовый. Ох, как весело стало на солнечной полянке, как красиво!
Теперь каждый день все цветы распевают веселые песенки, а пчелки, жучки, бабочки и стрекозки танцуют и целуют их в красивые головки.
И если вы когда-нибудь найдете в лесу такую веселую и красивую солнечную полянку, то, конечно, обязательно увидите на ней тот самый красивый и Радостный Цветок!

Приложение №13

Хороводная игра «Аленький цветочек»

Цели и задачи - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться;  быть аккуратным в движениях и перемещениях.

- содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

-  формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение.

«Аленький цветочек». 

Аленький цветочек,

словно огонечек                 дети идут хороводным шагом

Раз, Два, три –

повернись, Алена ты

названный ребенок поворачивается спиной в круг

Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять!

все дети поворачиваются лицом в круг

Приложение № 14

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

                                 Запомните правила!

                                             Охрана растений.
      Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком. 
Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе. 
Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе. 
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают. 
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. 
     В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах. 
  Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах. 
   Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.


                                       Охрана животных.
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо. 
  Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей. 
  Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. 
 Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим.   Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками. 
  Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. 
^ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

    Есть просто храм,
  Есть храм науки.
                А есть еще природы храм –
             С лесами, тянущими руки
                 Навстречу солнцу и ветрам.
                    Он свят в любое время суток,
                        Открыт для нас в жару и стынь,
                          Входи сюда, будь сердцем чуток,
                 Не оскверняй его святынь!

Приложение 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Цветы вокруг нас". Старший дошкольный возраст.

В ходе реализации проекта детям даётся понятие, что такое цветок. Дети учатся классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Дети знакомятся с профессиями людей, связанных с ц...

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Проект "Цветы вокруг нас"

Творческое название проекта: "Волшебные цветы, необычной красоты"Ознакомление с окружающим, формирование мировозрения детей через красоту цветов; оптимизация мыслительной активности детей через сотруд...

Итоговое мероприятие "Путешествие у Феи цветов" в рамках проекта "Цветы вокруг нас"в подготовительной группе

Развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей, посредством познавательного развития, художественно-эстетического творчества и танцев....

Проект "Цветы вокруг нас"

ПАСПОРТ ПРОЕКТААВТОРЫ:Горбунова Светлана ВалентиновнаБекетова Ольга Михайловна Воспитатели ГБДОУ №16 Московского района г. Санкт-Петербург ТЕМА ПРОЕКТА: «Цветы вокруг нас» ТВОРЧЕСКОЕ НА...

Итоговое мероприятие "Путешествие к Феи цветов" В рамках проекта "Цветы вокруг нас"

Итоговое мероприятие «Путешествие к Феи цветов»в рамках проекта «Цветы вокруг нас» в подготовительной группе....


 

Комментарии

Корпылёва Наталия Вячеславна

Какой обширный материал! Сколько труда и времени вложено в этот проект! Хочу поблагодарить Галину Владимировну за отличный материал для работы в ДОУ! Сразу видно, что человек с любовью относится к своей работе и к детям!