Проект "Река времени"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Река времени»
Вид: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: годовой.
Срок реализации: с 16 сентября 2019 г. по 30 апреля 2020г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы.
Актуальность:
Познавательно-исследовательское развитие предполагает развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. В процессе этой деятельности дети проявляют инициативу и самостоятельность, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы взрослым и сверстникам. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать
Чем богаче и интенсивнее исследовательская активность ребенка, тем больше узнает ребенок, тем более и полноценнее он развивается.
Цель проекта: освоение временных отношений через создание дидактического панно Река времени по предметам окружающей деятельности.
Задачи:
-Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
-Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «остановки» («древность» - «старина» - «наше время» - «будущее время»).
- Подготовить сборник «Стихи, загадки, пословицы о предметах».
- Подготовить картинки по темам.
Этапы проекта:
1 этап. Предварительный.
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подготовить оборудование для оформления стенда «Река времени»;
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей;
2 этап. Основной.
Работа с родителями:
- сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации) для создания альбомов «Бытовые приборы»; «Воины»; «Жилище. Дома»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Зимушка-Зима»; «Одежда»; «Профессии»; «Русский костюм»; «Хлеб»; «Часы»; «Человек».
- оформление альбомов «Мой прадед» «Памятники ВОв города Клин»; «Пограничная застава»; «Святочные гуляния»; «Широкая Масленица»;
- видеозарисовки главных событий прошедшего года;
- оформление альбомов (стихи, загадки, пословицы и поговорки о предметах окружающей действительности);
Работа с детьми:
- продуктивно-совместная деятельность «Времена года»;
- игра «Путешествие в прошлое»;
- дидактическая игра «Моя дружная семья»
- игры с содержанием проблем «Где моя мама?» и др.;
№ | Тема | Задачи | Формы и методы | Элементы предметно-развивающей среды |
Октябрь | ||||
1 | «Дикие животные» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. Способствовать углублению представлений о диких животных в древности и настоящее время. | Беседа «Дикие животные в древности в настоящее время», «Как звери готовятся к зиме», «Как люди помогают лесным обитателям?», «Запасы диких животных на зиму. Где они хранятся?»; Познавательное развитие: «Животные леса осенью» Аппликация «Хитрая плутовка, рыжая головка»; Рисование «Белка»; Лепка «Ребенок с котенком»; Д/И «Назови ласково», «Сосчитай до пяти»; Чтение художественной литературы «Как птицы и звери к зиме готовятся?», Г. Снегирев; Пересказ сказки «Лиса и рак»; Загадки о животных; Голоса «Диких животных»; Игра-имитация «Дикие животные в древности, в настоящее время»; | Фигурки «Дикие животные» «Динозаврики»; Шапочки животных; |
Ноябрь | ||||
1 | «Одежда, обувь» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. Расширять у детей знания и представления об одежде. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека. | Беседа «Одежда, обувь»; «Как изготавливают обувь»; «Правила ухода за обовью»; Д/И «Назови ласково», «Сосчитай до пяти», «Исправь ошибку»; Загадки про одежду; Познавательное развитие «Кто нас обувает и одевает?»; Составление описательного рассказа об одежде; Аппликация «Тапочки»; Рисование «Чудо сапожки»; Рисование «Народный костюм»; Аппликация "Праздничный хоровод" Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи Лепка "Дымковские барышни" | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин одежды» Настольная игра «Одень куклу» Костюмы к праздничным мероприятиям. |
Декабрь | ||||
1 | «Зимушка-Зима» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы; Уточнить признаки зимы; Учить детей сравнивать зимние игры в старину и в наше время. Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память | Беседы: «Что я знаю о зиме?», Познавательное развитие «Вот пришли морозы, и зима настала» Чтение сказки П. Бажов «Серебряное копытце»; Чтение рассказа Н. Носова «На горке»; Рассказывание по картине «Зимние игры»; Предсказывание сказки Н. Колпаковой «Снегурочка» Лепка «Зимние забавы»; Рисование «Зима»; Конкурс загадок «Зимушка-Зима»; Чтение стихотворений о зиме, зимних играх; Совместная деятельность по ОО Художественно-эстетическому развитию (театрализованная деятельность) «Путешествие в зимний лес»; Физкультурный досуг «Проказы Зимы». | |
Январь | ||||
1 | «Я-человек» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. Рассмотреть отношения людей в временном пространстве древность, старина. Формировать навыки социальной адаптации детей. | Беседы «Я-человек», «Как движутся части тела человека», «Имена»; Д/И «Я и мои приятели», «Закончи предложение»; Познавательное развитие «Кто Я», «Как мы устроены» Игра «Паровозик с именем»; Игровая ситуация «Я-мальчик, Я-девочка»; Лепка «Лыжник»; Рисование «Портрет друга»; Художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность) «Марионетки»; Познавательный досуг «Знакомство с организмом человека». | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Салон красоты», «Поликлиника», «Аптека», «Оптика»; |
2 | «Профессии» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд людей. Учить детей знать точное название предмета, инструмента, части предмета, действия с предметом, сравнивать предметы по сходству и находить различия. | Беседы «Важные профессии», «Современные профессии», «Истории профессий», «Орудия труда. Инструменты», «Рабочие инструменты»; Познавательное развитие «Кем быть», «Инструменты»; Д/И «Подскажи словечко», «Исправь ошибку», «Кто чем защищается?»; Постановка проблемной ситуации: «Что делает?»; Пословицы, поговорки; Загадки; Стихотворения; Познавательный досуг «Все профессии важны», «Профессии службы быта»; Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) «Роботы»; Рисование «Кем я буду»; Художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность) «Поварята», «Превращение предмета»; Спортивный досуг «Путешествие в мир инструментов». | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница», «Столовая», «Салон красоты», «Такси», «Строители», «Автосервис»; |
Февраль | ||||
1 | «Транспорт» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. | Беседы: «Знакомство с городским транспортом города Клин», «Транспорт на улице», «Какой транспорт важнее?», «Водитель городского транспорта»; Обучение рассказыванию «Транспорт»; Развлечение «Разные виды транспорта» Пальчиковая гимнастика «Игрушечный транспорт» Аппликация «Пароход»; Рисование «Пожарная машина», «Мчится поезд»; Д/И «Как перейти дорогу?», «Сложи из палочек»; Конструктивно-модельная деятельность «Летательные аппараты»; Художественно-эстетическое развитие (Театрализованная деятельность) «Кругосветное путешествие»; | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Такси», «Скорая помощь», «Пожар», «Полиция» |
2 | «Защитники нашей страны» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. Уточнить знания детей кто такие защитники. | Беседы: «Рода войск», «На страже Родины»; Познавательное развитие «Защитники Родины»; Стихотворение О. Высотской «Слава Армии Советской»; Д/И «Кто такие военные?», «У кого какая форма»; Д/И «Доскажи словечко», «» Реконструкция «Июнь 1941 г. На пограничной заставе»; Пальчиковая гимнастика «Бойцы»; Рисование «Танк»; | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Моряки», «Пограничники», «Часовой», «Кинолог» |
Март | ||||
1 | «Дом. Жилище» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. | Беседы «Мой дом моя крепость», «Дома разных народов мира»; Рисование «Уголок дома»; Конструктивно-модельная деятельность «Здания»; Загадки; Стихотворения; Д/И «Назови ласково», «Один-много», «» | |
2 | «Русская изба» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. | ||
3 | «Бытовая техника» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. | Беседы «Какие предметы нам помогают?»; Познавательное развитие «Бытовая техника»; Д/И «Какой предмет лишний?», «Один-много», «Что для чего?»; Загадки; Стихотворения; | |
Апрель | ||||
1 | «Хлеб» | Закреплять временные ориентиры – древность, старина, настоящее время. |
Оснащение предметно-развивающей среды:
- выставка совместных работ детей и родителей;
- выставка детских работ;
- стенд «Река времени»;
- выставка художественной и познавательной литературы;
Заключительный этап.
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
3. Рефлексивный этап.
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"
Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были реа...
Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».
Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....
Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"
Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта: научить детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...
Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"
В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...
Формирование представлений о времени у детей дошкольного времени
Учить детей определять время...