Статья «Современный ребенок дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Лазарева Светлана Александровна

     Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем раньше. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Современные дети кардинально отличаются от своих сверстников двадцать или тридцать лет назад. Они другие. И мы должны подстраиваться под изменяющиеся условия.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_rebenok.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Лазарева Светлана Александровна

Цель: Создание позитивной установки на общение с новым поколением. Повышение компетентности у педагогов. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития. Формирование у педагогов внутренней готовности к трансформации педагогического процесса с учетом тенденций нового времени.    

Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1. Определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;

2. Помочь педагогам в овладении понятием «Новое поколение» и его потребностями;

3. Повысить уровень профессионального мастерства и гармонизации отношений педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.

Эссе «Современный ребенок дошкольного возраста».

     Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем раньше. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Современные дети кардинально отличаются от своих сверстников двадцать или тридцать лет назад. Сегодня они информированные, эрудированные, самостоятельные, инициативные и раскованные. Часто дети уже в раннем возрасте обладают своей точкой зрения и готовы ее отстаивать, как перед сверстниками, так и взрослыми. Современные дошкольники испытывают повышенную жажду к восприятию информации и находятся в постоянном поиске способов удовлетворения этой потребности. Но высокий уровень информативности имеет и свою негативную сторону. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Каждый ребенок уникален и талантлив, в каждом заложен колоссальный потенциал и свои индивидуальные способности. В современных условиях мы не можем полностью оградить детей от огромного информационного потока, но контролировать источники, объем и подачу информации зона нашей компетенции. На родителях и педагогах лежит огромная ответственность за гармоничное, всестороннее развитие нового поколения.

     Еще совсем недавно ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, группы детского сада, друзей во дворе) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. В настоящий момент для ребенка значимый взрослый не является единственным, бескомпромиссным источником знаний. Интернет и телевидение прочно и навсегда вошли в нашу жизнь. И это тоже проблема, поскольку ребенок никогда не остается в одиночестве. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Они легко осваивают компьютеры, мобильные телефоны и управляются со сложными бытовыми приборами. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.

     Современные дети хорошо информированы, открыты для любой информации, они любопытны и решительны. В кругу сверстников или взрослых современный ребенок настойчиво и уверенно отстаивает собственное мнение. Дети с легкостью рассуждают на «взрослые» темы, дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но в свою очередь, у большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей, как показывает практика, нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. 

         Педагоги и психологи предупреждают о том, что неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Родители все меньше общаются со своими детьми. «Подрастает первое поколение “экранных детей”». Психологи и педагоги бьют тревогу и делают неутешительные выводы о негативном влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. У большинства детей отмечается примитивность и бедность речи. Также специалисты фиксируют тенденцию в нарушении эмоционально-поведенческого развития. Специфической особенностью современных детей стали: инфантильность, эгоцентричность, социальная незрелость, возбудимость, гиперактивность и тревожность. Нормой стала детская агрессивность. Педагоги отмечают, что в организованных видах деятельности современные дошкольники зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. Бесконтрольное увлечение детей планшетами и телевизором приводит к потери способности и желания чем-то занять себя кроме виртуальных игр и просмотра телепередач. Дети не готовы прилагать усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Наблюдается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их все сложнее заинтересовать и увлечь. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка.  Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

      Стоит особо отметить изменения, произошедшие в последнее десятилетие, в сфере детской коммуникации. Современные дошкольники перенесли в виртуальный мир не только свои увлечения и досуг, но и общение со сверстниками. Далеко не редкость, когда дети уже в три, четыре года имеют свои аккаунты на ютуб канале и неутомимо снимают ролики про себя, домашних питомцев и свои увлечения. Делятся ими в сети, собирают «лайки». К сожалению, это приводит к исчезновению детских «дворовых» сообществ. Современные дошкольники стали реже свободно играть и общаться со сверстниками. В связи с чем страдают навыки коммуникации. Психологи и педагоги фиксируют низкий уровень социальной компетенции. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Очевидно, это негативный результат влияния со стороны современного общества.

        В связи с чем можно сделать следующий вывод: принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Новым социальным страхом стала не успешность детей. Общество стремительно меняется, прогресс и внедрение современных технологий в нашу жизнь не остановить. Поэтому основной задачей родителей, педагогов и психологов является использование новых возможностей для развития потенциала детей. То какими будут наши дети зависит только от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни современного ребенка дошкольного возраста.

Неоспоримым фактом является важность и значимость музыкального воспитания детей в детском саду. В художественно-эстетическом аспекте музыкальное воспитание является , пожалуй, одним из важнейших компо...

Портрет современного ребенка дошкольного возраста.

Размышление на тему "Портрет современного дошкольника"....

Статья "Роль игры для ребенка дошкольного возраста в современном мире"

В предлагаемой статье рассказывается о классификации игр, их функций и рассматривается современный класс игр, компьютерных. Уточняются плюсы и минусы данного вида игр....

Образовательные возможности современного ребенка дошкольного возраста

Жизнь ребёнка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Дети быстрее, чем взрослые осваивают всевозможные гаджеты, многим интересу...

Статья. Современный ребёнок дошкольного возраста.

Современный ребенок дошкольного возраста....

Статья на тему ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются особенности влияния медиакультуры на формирование негативных черт личности детей в дошкольном возрасте....