«Что такое самооценка?»
консультация

Тинякова Светлана Александровна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Что такое самооценка?»

       Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку.

Что такое самооценка?

     Самооценка - оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это глобальное чувство «за» и «против» самого себя.

     Главные функции самооценки — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

     Виды самооценки: адекватная и неадекватная, которая в свою очередь может быть завышенная и заниженная.

    Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.

    Неадекватная самооценка характеризует личность, чьё представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может  быть как завышенной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берётся за работу, которая превышает его реальные возможности, что при неудаче приводит к разочарованию. Формирование завышенной самооценки обнаруживает себя в таких особенностях поведения как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок.

     Завышенная самооценка и ее причины.

       Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь, как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

    Заниженная самооценка обнаруживает себя в следующих симптомах – тревожность и неуверенность в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные.

Причины низкой (заниженной) самооценки

     Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты ни на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

     У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей.

Перфекционизм и уровень самооценки

     Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки.

      Компоненты самооценки:

- Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.

- Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

    Становление самооценки дошкольника.

    В раннем возрасте у детей отмечается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, преобладает эмоциональная составляющая, которая отражает отношение к ребенку взрослых.

    Вступая в дошкольный возраст, ребенок по-настоящему ничего не знает о себе. Первые признаки проявления самооценки связаны с кризисом трех лет. Стремясь быть, как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой", "Я сильный").

    В дошкольном возрасте деятельность не различима с личностью для самого ребенка. То есть если мама говорит, что куличик некрасивый, ребенок воспринимает это как то, что он сам плохой и при постоянном неуспехе начинает отказываться от различного вида деятельности. Так как его самооценка становится низкой. Однако если мама или папа будут стараться разграничивать в оценивании малыша от его деятельности, самооценка ребенка будет более дифференцированной – то есть со временем ребенок начнет понимать «Я хороший, но сделал не очень хорошо».
Хотяважно учесть, что чрезмерное захваливание ребенка приведет к чрезмерному завышению самооценки, а это в свою очередь отрицательно скажется на восприятии малышом себя и окружающих. Самооценка станет высокой, но хорошие отношения ни с взрослыми, ни с детьми не сложатся. Ребенок выработает внутреннюю позицию «Я – суперхороший, а вы – плохие».
   Пока ребенок еще находится в дошкольном возрасте, родители могут корректировать самооценку своего ребенка, изменив стиль семейного воспитания способов общения со своим сыном или дочкой. Ведь нет ничего сильнее родительской любви, способной принять ошибки и простить обиды, а также создать условия для полноценного развития своего ребенка.

Развитие подлинной самооценки начинается с 5-6 лет, когда дети начинают оценивать свои умения и результаты деятельности. Причем ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой", "Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества.

    Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

(по М.И. Лисиной)

Дети с адекватной самооценкой

Дети с завышенной самооценкой

Дети с заниженной самооценкой

Родители уделяют ребёнку достаточно много времени.

Родители уделяют ребёнку очень много времени.

Родители уделяют ребёнку очень мало времени.

Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников.

Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников.

Оценивают ниже, чем большинство сверстников.

Часто поощряют

(не подарками).

Очень часто поощряют (в том числе подарками).

Не поощряют.

Наказывают в виде отказа от общения.

Редко наказывают.

Часто наказывают, упрекают.

Адекватно оценивают физические и умственные данные

Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других.

Низко оценивают.

Прогнозируют хорошие успехи в школе.

Ожидают отличные успехи в школе.

Не ожидают успехов в школе и жизни.

                                         Как повысить самооценку?

    Найдите свои положительные качества. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

    Перестаньте себя жалеть. Жалея себя, вы принимаете тот факт, что вы не способны справиться с чем-то, что вы беспомощны, а всему виной обстоятельства. Вы имеете право на ошибку, но будьте объективны — берите ответственность на себя.

    Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

    Планируйте свои дела. Это поможет избежать «безвыходных» ситуаций, которые могут вывести вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.

    Стимулируйте себя. Придумайте себе вознаграждение за действия или работу, которых вы избегаете по причине неуверенности в себе (выступить на публике, пойти в тренажерный зал и т.д.). Сделайте себе подарок: купите желаемую вещь, съездите на отдых.

    Ищите плюсы. В случае неудачи, осознайте сложившуюся ситуацию и найдите положительные моменты. Вы потеряли работу — зато у вас появится время усовершенствовать свои знания или сменить профессию. Найденные плюсы избавят вас от депрессии и помогут вынести пользу из сложившейся ситуации.

    Не сравнивайте себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти.

    Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Позвольте себе несовершенство. Простите себе свои недостатки, примите себя таким, какой вы есть. Не зацикливайтесь на своих отрицательных чертах (они есть у всех), а сделайте упор, наоборот на свои сильные стороны (они тоже есть у всех). Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

    Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

    Медитируйте. Включите спокойную музыку, хорошо использовать ароматическую лампу с маслами лаванды или жасмина, и погрузитесь в состояние покоя и гармонии. Такая ежедневная практика поможет отвлечься от негативных мыслей, познать свою индивидуальность и в конечном итоге повысить самооценку.

    Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая вами в свой разум, пускает там корни и влияет на ваше поведение. Доминирующая информация влияет на ваши поступки доминирующим образом. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

    Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

    Начните больше давать другим. Не деньги. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

    Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Это создаст прекрасное настроение и поможет вам поверить в себя! Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

    Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки. Довольно очевидный совет, как повысить самооценку женщине – запишитесь в фитнесс-клуб или купите абонемент в бассейн. Регулярные занятия спортом повышают настроение, возможно, вы познакомитесь с новыми людьми, а в дополнение ко всему получите стройную, красивую фигуру. Изменить что-то в своем внешнем виде – удачная новая прическа, модное пополнение гардероба или просто приятная мелочь помогут почти любой женщине повысить самооценку, хотя бы на время;

    По мере того, как ваша самооценка будет расти, ваши истинные способности будут раскрываться. Вы начнете принимать на себя больший риск и не бояться отказа; вы не будете ориентироваться на одобрение других людей; ваши взаимоотношения будут намного полезней как для вас, так и для других; вы будете делать то, что приносит вам радость и удовлетворение. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет вам душевное спокойствие, и вы действительно по - настоящему оцените самого себя.

Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом.

Литература:

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 2009.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988.

3. Игры. Обучение. Тренинг/ под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.

4. Клюева Н.В., Свистун М.А. программы социально-психологического тренинга. - Ярославль: Содействие, 1992.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М: Смысл, 2007.

7. Самоукина Н.В. Игры в которые играют. Психологический практикум. - Дубна, Феникс +, 2002.

8. Фопель К. Сплоченость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М., Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...