Культурно-историческая теория Л. С. Выготского в контексте современного дошкольного образования
статья
Материал содежрит полезную информацию для всех практикующих педагогов дошкольного образования о культурно-исторической теории Л.С. Выготского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kondrateva_teoriya_vygotskogo.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция культурно-исторического развития Л.С. Выготского
1 | Авторы концепции | Концепция была разработана Львом Семеновичем Выготским в конце 1920х годов, далее теорию развивали его ученики и последователи как в России, так и во всем мире. | ||
2 | Определения, необходимые для осмысления сущности концепции | Высшие психические функции (ВПФ) - Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Интериоризация - превращение внешних средств-знаков во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.) Социальная ситуация развития – это условия, специфические для каждого возрастного этапа, в которых происходит поведенческое и психологическое развитие человека. | ||
3 | Сущность концепции, основные положения | 1) Основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации или, говоря терминами Леонтьева, изменение деятельности человека. 2) Главными моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание, причем обучение должно «вести за собой» развитие (важно общение). 3) Социальная ситуация развития меняется при переходе от одного возрастного этапа к другому и в отношении к развитию высших психических функций выступает как основной источник развития. 4) Психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности. 5) Существенная роль в процессе интериоризации лежит в различных знаковых и символических системах. 6) Важное значение в деятельности сознания человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве. | ||
Концепция называется | ||||
культурной, потому что под влиянием взаимодействия со взрослыми ребенком происходит усвоение систем культурных знаков (жесты, речь, живопись и т.д.). Это усвоение, в свою очередь, формирует высшие психические функции. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком. | исторической, потому что в онтогенезе отражается становление ВПФ таким же образом, как и в истории становления ВПФ в принципе: в процессе труда появились первые знаки, обозначающие «приказы»: «принеси то», «сделай это». Изначально они были опредмечены: зарубка на дереве, «узелок на память». Они выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий. Эти первые слова-приказы по своей сути были словесными знаками. | |||
4 | Значение для дошкольного образования | Появление культурно-исторической теории символизировало новый виток развития личности, т.к. было доказано социальное происхождение личности человека, Практическое значение данной теории для дошкольного образования отражено в следующих позициях: - диагностика психологического развития; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования
Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему "Вода - волшебница" (старшая группа, 4-я неделя апреля)Образовательные области по ФГОС; Виды детской деятельности (ФГОС); Содер...
План работы по теме "Разнообразие подходов в решение задач современного дошкольного образования в контексте ФГОС ДО»
План работы....
Нормативно - правовая база современного дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО)
В презентации освещены актуальные нормативные документы дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО), а также локальные акты дошкольного учреждения...
Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования...
Нормативно - правовая база современного дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО)
Нормативно - правовая база современного дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО)...
III Всероссийская научно-практическая конференция « Современное дошкольное образование: теория и практика»
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, по...
Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»
Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»...