"Библиотечный час"
материал
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого.
Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.
Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Проблема:
Снижение интереса к книге и чтению, у детей дошкольного возраста.
Цель: Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе, через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи:
- Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
- Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
- Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей
Перспективный план
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Октябрь | ||
Средняя группа 1.Чтение Р.Н.С. «Лисичка со скалочкой». (ср. гр.) 2. Экскурсия в библиотеку. 3.Ознакомление с малыми фольклорными формами. 4.Заучивание стихотворения «Зонтик». М. Сидорова. Старшая группа 1.Заучивание стихотворений об осени. 2.Расматривание картины В. Серова. «Осень». Рассказ Г. Скрябицкого «Осень». 3.Расказывание Р.Н.С. «Заяц-хвастун» и присказки «начинаются наши сказки». 4.Р.Н.С. «Хвосты». Подготовительная группа 1. Диспут для чего нужны стихи? Стихотворения Е.Трутневой «Осень». 2.Туркменская народная сказка «Падчерица». 3. Беседа. «Перелетная ли птица лебедь». 4.Беседа о А.С. Пушкине. | 1.Тематическая выставка «Осень, осень в гости просим». Осень в литературе и искусстве. 2.Подбор методической литературы к месячнику «Психологическое здоровье». 3.Оформление уголков чтения в группах в соответствии с современными требованиями. | 1.Экскурсия по библиотеке. Рассказ о книгах детского абонемента, обзор детских журналов. 2.Составление памятки для родителей: «Примерный список детской художественной литературы.
|
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Ноябрь | ||
Средняя группа 1. Чтение Р.Н.С. «Гуси-Лебеди» (ср. гр.) 2.Стихотворение И. Мазнина «Осень». 3.Рассказ Е.Чарушина «Про зайчат». 4.Инсценировка «Лисичка со скалочкой». Старшая группа 1. «Разные материалы и изделия из них» «Лукошко загадок». Загадки, викторины, игры. 2.Веселые рассказы Н. Носова. 3.Просмотр сказки «Крылатый, мохнатый да маслянный». 4.Литературный калейдоскоп». Подготовительная группа 2.Просмотр Р.Н.С. «Царевна-Лягушка». 3.Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали». 3.Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». 4. Литературный калейдоскоп». | 1.«Консультация «Как превратить чтение в удовольствие». 2.Консультация « Книга в жизни ребенка». | «День народного единства». История праздника. |
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Декабрь | ||
Средняя группа. 1.Веселые стихотворения. 2.Р.Н.С. «Зимовье зверей». 3.Стихотворение И.Сурикова «Зима». 4.Чтение сказки К. Чуковского «Телефон». Инсценирование. Старшая группа. 1.Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц. 2.Стихотворение о зиме. 3.Просмотр сказки «Серебрянное копытце». 4.Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Подготовительная группа. 1.Украинская народная сказка в обработке Л. Нечаева «Хроменькая уточка». 2. Малые фольклорные формы. Придумывание потешек. 3. Стихотворение Е. Трутневой « Первый снег». 4.Работа с иллюстративными изданиями сказок. | 1.Тематическая выставка «Здравствуй гостья Зима» 2.Советы воспитателям «Оформление группы к Новому году». 3.«Новый год» - (стишки для малышей) 4.«История новогодней игрушки» (консультация) | «Новогодний экспресс». Новый год в разных странах мира. |
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Январь | ||
Средняя группа 1.Р.Н.С. «Жихарка». 2.Чтение и заучивание стихотворений о зиме. 3.Мини-Викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе» Старшая группа. 1.Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «подбери рифму». 2.Просмотр сказки П.Бажова «Серебрянное копытце». 3.Рассказ Н. Носова «На горке». Подготовительная группа. 1.Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь». 2.Ознакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей». 3.Стихотворение С. Есенина Береза». Творческое рассказывание | Оформление тематической выставки, посвящённая творчеству А.Л. Барто. | Неделя детской книги. Любимые книги и писатели детства. |
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Февраль | ||
Средняя группа. 1.Игра «Волшебный сундучок» (герои любимых сказок) 2.Заучивание стихотворения А.Барто «Я знаю что надо придумать». 3.Продолжение ознакомления с малыми фольклорными формами. стр85. 4.Р.Н.С. «У страха глаза велики». Старшая группа 1.Чтение по ролям стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки». 2.Рассматривание и беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри». 3.Прослушивание классической музыки по сказкам А.С. Пушкина. 4.Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное». Подготовительная группа. 1.Р.Н.С. «Снегурочка».(просмотр) 2. Трудовой рейд в библиотеку. 3.Рассматривание и беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри». 4.Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода. | 1.Викторина для педагогов «В гостях у сказки» 2. «Зима глазами художников» (буклет) | «Народная культура и традиции». «Чудо чудное, диво дивное». Хохломская, городецкая, гжельская роспись.
|
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Март | ||
Средняя группа 1.Готовимся встречать весну и женский день. (по мнемотаблице). 2.Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». 3.Рассказ Е. Чарушина Воробей». Старшая группа 1.Беседа на тему «Наши мамы». Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». 2.Что мы знаем о пингвинах? Г.Снегирев «Про пингвинов». 3.Р.Н.С. «Хаврошечка». 4. «Основы безопасной жизнедеятельности. Знает каждый гражданин важный номер 01.» С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». ОБЖ. Подготовительная группа. 1.Весна идет, весне дорогу! 2.Р.Н.С. «Сивка-бурка» (Просмотр). 3.Тайное становиться явным». В Драгунский. 4. Выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений.
| «В гости к нам идёт весна!» Весна в рассказах, стихах, живописи, музыке.
| «Наш дар бесценный речь». фотовыставка) «Подрастаю с книжкой Я» |
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Апрель | ||
Средняя 1. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». 2.«Вход неряхам запрещён!» Беседа с детьми о здоровье. Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр». 3.Рассказ Н. Носова. «Живая шляпа». Старшая группа 1.Беседа с детьми о здоровье «Я здоровья сберегу сам себе я помогу». 2. «Вечер сказок и загадок». 3.Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-варюга». 4. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная…» Подготовительная группа. 1. «Основы безопасной жизнедеятельности. Знает каждый гражданин важный номер 01.» С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». ОБЖ. 2.Беседа с детьми о здоровье «Я здоровья сберегу сам себе я помогу». 3. «День Космонавтики» Первые покорители космоса. История освоения полётов. 4.Рисование «Мой любимый сказочный герой. Работа с детьми | «150 лет со дня рождения художника И. Э.Грабаря. Работа с педагогами | Заповедные места России. Работа с родителями |
Май | ||
Средняя 1.День Победы. 2.Р.Н.С. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 3.Заучивание Р.Н.П. «Дед хотел уху сварить». 4.Литературный калейдоскоп». Старшая группа 1. День Победы. 2.Стихотворение С. Есенина «Черемуха». 3.Литературная викторина». 4.Знакомство с рисунками Ю. Васнецова. Подготовительная группа. 1.Знакомство с рисунками Е. Чарушина. 2. День Победы. Заучивание стихотворения З Александровой «Родина». 3. Басня И. Крылова «Лебедь, Щука, Рак». 4.Литературная викторина». | Знакомство с рисунками Ю. Васнецова. | 1.Выставка книг к Дню Победы. «Этот день победы» 2.Тематическая выставка « Скоро в школу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе: "Осени дары" совместно с работником библиотечно - эстетического центра.
Приглашая на занятия интересных людей, мы развиваем любознательность детей, обогащаем их эмоциональную сферу. Даем возможность продемонстрировать свои знания....
Конспект занятия "Мукавей" в старшей логопедической группе совместно с работником библиотечно - эстетического центра.
Дидактические игры по развитию речи и окружающему миру....
План мероприятий в рамках сотрудничества МБДОУ ДС № 27 «Филиппок» с МБУ «Библиотечная информационная система» детская библиотека № 1 «Читай - город»
План мероприятий в рамках сотрудничества МБДОУ ДС № 27 «Филиппок» с МБУ «Библиотечная информационная система» детская библиотека № 1 «Читай - город»...
договор с МБУ "Библиотечная-информационная система"
договор с МБУ "Библиотечная-информационная система"...
Благодарственное письмо "Библиотечно - досуговый центр"
Благодарственное письмо "Библиотечно - досуговый центр"...
Экскурсия в библиотечно-музейный комплекс
Мы завершили неделю, тема которой была «Наши игрушки» походом в музей!Дети познакомились с музейной коллекцией игрушек (тряпичные, глиняные, пластмассовые, резиновые, фарфоровы...
План мероприятий Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система» в рамках библиотечного проекта «Книжное зѐрнышко» на 2022 год
План мероприятий Муницепального бюджетного учреждения "Центральная библиотечная система" в рамках библиотечного проекта "Книжное зернышко"....