План по самообразованию
методическая разработка (старшая группа)

Рязанцева Людмила Викторовна

План по самообразованию по теме"Развитие речи дошкольников в различных видах деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию18.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  

воспитателя Рязанцевой Людмилы Викторовны


Тема самообразования: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».


Актуальность выбранной темы:
В настоящее время в связи с требованиями ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании  и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
По итогам диагностики выявлены проблемы:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий
или развёрнутый ответ.
5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.
В связи с трудностями поставила цели:

-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
-изучить способы , методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;
-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего
профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования.
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.
3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности.
Перспективный план.
1 этап Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.
2 этап Теоретический
1. Работа с детьми. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.
2. Работа с родителями. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание).
3. Самореализация .Работа с методической литературой.
3 этап
Практическое решение проблемы.
1.Работа с детьми.
Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Любимая кукла».
Проведение театрализованных игр
Изготовление лепбука «Развивалка»
Проведение проблемной ситуации составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок».
Проведение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологических упражнений
Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Матери», «Новый год»
Разучивание стихотворений, песен.
Развивающих игры на развитие внимания, памяти, звукопроизношения
Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки»,
«Рассказы для Степашки».
Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.
2.Работа с родителями -
Анкетирование родителей.
Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 6-7 лет»,
«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 5-7 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»
Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
3этап

Самореализация .Составление перспективного плана по развитию речи в старшей группе в соответствии с ФГОС.
Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.
Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Речевое развитие».
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы- схемы)
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
Показ открытого НОД по развитию речи.
5 этап
Итогово – контрольный
1.Работа с детьми. Мониторинг по развитию связной речи.
2.Работа с родителями. Анкетирование родителей.
3.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного
материала детьми.
Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений, картотек и т.д

  1. Литература:
    Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 528 с.
  2. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 272 с.
  3. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по развитию речи», Ц.Т. «Учитель» Ц.Т. «Учитель» 2016 г.
  4. Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова «Рабочая программа воспитателя» - ежедневное планирование по программе «Детство» (средняя группа) / « Конспекты интегрированных занятий» А.В. Аджи А.В. Аджи, Ц.Т. «Учитель», 2016 г.
  5.  А.И. Пазухина «Давайте поиграем»,  Издательство  «Детство», 2016 г.
  6. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5- 7 лет», Творческий центр. Москва, 2015 г.   
  7. О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», Сфера 2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...