ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ " Кто стоит на страже погоды?"
методическая разработка (старшая группа)

Бондаренко Антонина Васильевна

материал предназначен для детей старшей группы, поможет закрепить знания детей о прфессии метеоролога , значении для людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_stoit_na_strazhe_pogody.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто стоит на страже погоды?»

Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром);

- учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;

- продолжать знакомить детей с явлениями природы;

- активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: спутник, барометр, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер.

Развивающие:

- развивать познавательные способности детей;

- развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

- развивать мелкую моторику, воздушную струю;

- развивать связную речь, умение правильно строить предложение.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, слушание звуков природы.

Материалы и оборудование: стол, на котором находятся тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти или ветряная вертушка, барабан, ёмкость для развития воздушной струи; картинки с изображениями предметов, которые нужны для работы метеоролога, и лишние предметы; иллюстрации с явлениями природы; мультимедийная презентация метеостанций, телевизор; на каждого ребёнка цветные карандаши, лист бумаги.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент

Ритмическая игра «Здравствуйте»      

Нам сегодня не до скуки,

Мы пожмем друг другу руки.

Если здесь ты встретил друга,

Похлопай по плечу друг друга.

Давно не виделся с друзьями –

Поздоровайся локтями.

Наши друзья не дерутся,

Спинками друг о друга трутся.

Ребята, не стоит стесняться,

С соседом можно просто обняться.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о... А о чем, вы отгадайте.

Есть общее название

Природы состояния.

От времени года

Зависит… ПОГОДА.

Правильно, как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?

Дети: Чтобы не простудиться, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.

Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей. Строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.

Мы сегодня поговорим о людях, которые предсказывают её. Послушайте ещё одну загадку:

Он в любое время года

Может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать?

Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом,

Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик).

Воспитатель: Метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду. Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование. (Показ мультимедийной презентации о метеостанциях)

Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.

Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».

С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо. Например, «Солнце»: хорошо – тепло, можно ходить в легкой одежде, дает свет, растет все живое, можно загорать и т.д.; плохо – обгореть, засуха, жара, солнечный удар и т.д. «Дождь»: хорошо – растут грибы, ягоды, все зеленое, прохладно и т.д.; плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть, заболеть и т.д.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление (Дети подходят к столу, на котором находятся: тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти, барабан, ёмкость для развития воздушной струи).

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт. (Дождь)

(Ребёнок мочит губку, поднимает её и отжимает)

Без рук, без ног,

А двери отворяет. (Ветер)

(Ребёнок кладет на ладонь конфетти и легко дует или дует на ветряную вертушку)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела. (Метель)

(Ребёнок дует в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)

В небе молния сверкнёт,

А за нею звук идёт,

Как грохочет камнепад,

Иль петарды, да не в лад. (Гром)

(Ребёнок бьёт в барабан)

(Дети подходят к доске, на ней картинки с явлениями природы)

Воспитатель: Ребята, а какие явления природы мы замечаем летом?

Дети: Росу, туман, радугу, град.

Воспитатель: А что можно наблюдать зимой?

Дети: Снег, вьюгу.

Воспитатель: А капель когда бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем осенью?

Дети: Дождь, ветер, листопад.

Воспитатель показывает рисунки оборудования метеостанции, объясняет, для чего они используются.

Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.

Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.

Термометр – измеряет температуру воздуха.

Барометр – определяет атмосферное давление.

- Давайте с вами поиграем в игру «Что нужно для работы метеоролога?» (по типу игры «Четвертый лишний»). На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе.

- Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы.

Воспитатель: Как вы думаете, сложно работать метеорологами. (Ответы детей)

Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог!

Воспитатель: А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?

Дети: Да.

Воспитатель: метеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений (Ответы детей).

Предлагаю вам разделиться на две компании «барометр» и «флюгер». (Дети называют по очереди слова, тем самым делятся на 2 компании).

Проходите за столы, возьмите цветные карандаши, листок бумаги и нарисуйте погоду на сегодня (Во время самостоятельной работы детей звучит негромкая, спокойная музыка).

Затем компании представляют свои работы друг другу.

Рефлексия. Самоанализ деятельности детьми:

- Если считаете, что вы много узнали о работе метеоролога, вам было интересно узнавать новое, возьмите символ «солнышко».

- Если было неинтересно, что-то непонятно, затруднялись в чем-то, возьмите тучку.

- А если хотите узнать о профессии метеоролога больше, возьмите легкое облачко.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Тема:"Во поле береза стояла"с использованием технологии "оригами"

Цель: Расширить знания детей о символе России - березе. Продолжать учить детей делать поделки из бумаги, методом «оригами». Развивать навыки работы с бумагой; выполнения точных, аккуратных сгибов; отр...

Конспект НОД образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) во второй младшей группе "Стоит в поле теремок"

Конспект НОД образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП) Во второй младшей группеТема: "Стоит в поле теремок"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Что нам стоит дом построить" в подготовительной к школе группе

Интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группы с применением интерактивных технологий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема -«КТО СТОИТ НА СТРАЖЕ ПОГОДЫ?»

Отличительные особенности предполагаемого подхода процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав  элементарную метеорологическую станцию; Во вт...

Презентация к НОД "Кто стоит на страже погоды"

Направление образования и развития: познавательное развитие...