Планируем "Паутинкой".
методическая разработка
Как научиться работать в соответствие с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planiruem_pautinkoy.docx | 159.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Как правильно спланировать работу воспитателя по-новому.
Начиная со средней дошкольной группы структура планирования воспитательно-образовательной работы, - это план-паутинка[1].
Педагоги-практики привыкли к жесткому планированию работы с детьми. Однако, ФГОС ДО и личностно-ориентированный подход, требуют нового формата планирования с учетом личного опыта каждого ребенка и интересов всей группы. Планирование образовательной деятельности на основе плана-паутинки обеспечивает больше возможностей для творчества, определенную свободу в выборе содержания. Интересы детей соблюдены через трансформирующуюся развивающую среду
Каждый ребенок в группе чувствует себя комфортно и уверенно, проявляет инициативу, самостоятельность и развивает творческие способности. Учитываются не только возрастные, но и индивидуальные интересы и возможности воспитанников.
Преимущества формата планирования.
Для воспитателя:
- Имеет свободу для творчества, не привязан жестко к программным задачам.
- Действует здесь и сейчас, ориентируется не только на свои интересы, но и интересы конкретного ребенка.
- Имеет арсенал техник, технологий и приемов, которые выбирает и использует по ситуации.
- Может легко отслеживать реализацию задач образовательной деятельности с помощью дневника-подсказки.
- Выявляет в процессе совместного составления плана интересы детей, их знания в разных областях, оценивает сформированность коммуникативных умений, самостоятельность, инициативность
Для детей:
- Активно участвуют в планировании образовательной деятельности, реализуют свои интересы и право выбирать.
- Проявляют инициативу, самостоятельность.
- Приобретают опыт работы в команде, развивают коммуникативные навыки, учатся регулировать свое поведение.
- Учатся анализировать собственный опыт и актуализируют знания.
- Могут самостоятельно проверить выполнение задуманного.
Алгоритм деятельности воспитателя группы:
Шаг 1. Групповой (утренний) сбор (круг) – дети выбирают темы
Совместное планирование дня или совместной деятельности начинается с утреннего группового сбора. Воспитанники вместе с воспитателем располагаются на ковре по кругу. Почему именно на ковре? Такое общение раскрепощает детей и помогает сформировать у них чувство единства, дает возможность понять, что они – команда, участники единого образовательного процесса.
Время проведения воспитатель планирует самостоятельно, обычно это время перед завтраком или сразу после завтрака.
Воспитатель называет число, месяц, день недели.
Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о чем-то новом и интересном. Затем дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. Побуждает вносить свои предложения и по мере их поступления записывает в специальную тетрадь, либо составляет коллаж на ватмане или листе формата А-3,А-4.
Далее дошкольники вместе с воспитателем выбирают тему недели. Главный ориентир для педагога в этот момент – интересы детей. Чтобы определить уровень знаний воспитанников по выбранной теме и выяснить, что именно им интересно, воспитатель использует модель трех вопросов: «Что я знаю?», «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?». Важно, чтобы все дети участвовали в беседе и отвечали на вопросы. С помощью этой технологии воспитатель также помогает детям выбрать способы, как получить интересующую их информацию, и совместно с ними обсуждает возможные формы предстоящей работы.
Воспитатель дословно записывает высказывания детей и под каждой фразой указывает их имена. Эта информация позволяет определить:
- что дети уже знают и что хотят узнать;
- какова направленность их интересов;
- чем дети будут заниматься в ближайшее время;
- каких результатов можно ожидать;
- какие материалы понадобятся.
Таким образом, в ходе утреннего группового сбора дошкольники самостоятельно выбирают интересную для них деятельность и способы, как они будут ее осуществлять, – чем будут заниматься. Участие в совместном обсуждении учит их не только делать выбор, но и дает возможность проявить фантазию, изобретательность, развивает коммуникативные навыки. Все воспитанники в этот момент вовлечены в образовательную ситуацию.
Шаг 2. Паутинка – педагог оформляет план вместе с детьми
После того как дети выбрали тему, воспитатель разворачивает перед ними выбранный лист необходимого формата Коллеги, нес разметкой, которую он нанес заранее, до утреннего сбора. По периметру листа – названия центров активности в группе. В середине листа педагог пишет тему и иллюстрирует ее рисунком или картинкой. От темы проводит стрелки к названиям центров активности, которые будут «работать» на тематической неделе. Под названием каждого центра дети пишут, рисуют или приклеивают картинки, чем они планируют заниматься. Пример плана-паутинки по теме «Древняя Греция» – на фотографии ниже.
Как правило, в первый день тематической недели дети отражают в плане-паутинке не все виды деятельности, которыми будут заниматься. Выбранная тема «работает» в группе от недели до месяца. В течение этого времени воспитатель предлагает детям дополнять план-паутинку: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». Также в течение недели меняются не только содержание деятельности детей в центрах активности. Измениться может сама тема недели. В конце утреннего сбора воспитатель вывешивает план-паутинку и модель трех вопросов на доске – на видном месте в группе. Здесь в течение тематической недели проходит каждый утренний сбор. Красочные планы-паутинки помогают детям самим проверить, все ли задуманное они выполнили.
Шаг 3. Презентация – педагог показывает, что нового появилось в центрах или предлагает подумать и сказать, что нового появилось сегодня в центрах:
Воспитатель говорит: «Ребята, кто из вас заметил, что изменилось в группе? Что появилось нового? А как вы думаете для чего (почему, зачем) это появилось?
Вы догадались, о чем мы будем говорить на этой неделе с вами? Вы догадались, чем мы будем заниматься с вами, играть с вами сегодня, в течение дня?»
От того, насколько разнообразные материалы будут в центрах активности, зависит заинтересованность детей и самостоятельность их деятельности, а следовательно, и длительность изучения темы. Поэтому задача воспитателя на тематической неделе – подбирать разные книги, игры и игрушки, дидактический материал, которые помогут детям реализовать их идеи, будут соответствовать их интересам.
Во время презентации воспитатель сообщает дошкольникам, какие именно материалы их ожидают в центрах активности. При этом важно презентовать только новые материалы и не диктовать детям, что с ними делать, а подсказать или пояснить, для чего нужен тот или иной материал.
Шаг 4. Педагог оформляет свой план работы на «чистовик».
План-паутинка служит основой для плана образовательной деятельности, который составляет воспитатель, чтобы спланировать работу в центрах активности на предстоящую неделю. В нем он записывает, чем бы воспитанники хотели заниматься в центрах активности группы, дополняет идеи детей своими идеями или предложениями родителей, которые тоже участвуют в планировании. Также педагог отражает содержание развивающей предметно-пространственной среды – какие материалы понадобятся детям в каждом из центров. Содержание работы с воспитанниками педагог выбирает с учетом задач всех образовательных областей – это помогает сориентироваться, в каком направлении осуществляется образовательная деятельность с детьми, чтобы расширить их интересы и кругозор.
В течение недели воспитатель может изменять план: увеличивать или уменьшать количество образовательных ситуаций. При этом перед каждой организованной образовательной деятельностью он проводит с детьми утренний сбор, в вечернее время – вечерний (рефлексивный) круг. Расписание НОД при таком формате планирования служит лишь ориентиром для педагога, за исключением музыкальных и физкультурных занятий. Их воспитанники посещают по расписанию.
Вечерний сбор (круг) – в конце дня, перед выходом детей на прогулку, воспитатель вместе с детьми кратко подводит итоги прожитого дня.
Воспитатель дает оценку положительным действиям детей. Особое внимание обращает на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждает детей к дальнейшему их совершенствованию этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность рассказать о себе что-либо хорошее.
Воспитатель говорит: «Сегодня мы вместе с вами прожили замечательный день. Таня раньше всех закончила рисовать, Костя помог Оле застегнуть куртку перед прогулкой…» и т.п. Что еще хорошего мы с вами совершили в течение дня, кто заметил?
Кто хочет сказать?
Схема № 6. Структура плана-паутинки (центры активности могут корректироваться при наличии или отсутствии условий в Учреждении):
План образовательной деятельности с «___» по «___» ________________2020 года
Группа________________________ Тема недели______________________
Итоговое мероприятие________________________________________________
Утренний сбор | ||
Вечерний сбор | ||
Центры активности | Центр искусств | |
Центр науки и естествознания | ||
Центр грамоты | ||
Центр математики и настольных игр | ||
Центр конструирования и строительства | ||
Центр театрализованных и сюжетно/ролевых игр | ||
Индивидуализация в подгруппе и с отдельным ребенком | ||
Взаимодействие с родителями | ||
Пополнение и обновление центров (РППС) | 1. | |
2. | ||
3. |
Шпаргалка для воспитателя. План образовательной деятельности (на 1 неделю) с «___» по «___» ____________________2020 года
Группа________________________ Тема недели (тематическое планирование в соответствие с ООП ДО)
Итоговое мероприятие (продукт совместной деятельности взрослого с детьми) _____________________________________________________
Утренний круг (сбор) | Задачи педагога: Рефлексия. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.). Развивающий диалог: предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы. Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой. Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.). Ожидаемый образовательный результат Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности. Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность. Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи. Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу, положительного отношения к детскому саду. Эмоциональный комфорт: обеспечение эмоционального комфорта, создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в детский сад на следующий день. | Проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д. Вопросы понедельника или пятницы: Что я знаю?(тема) Чтобы я хотел узнать?( детские идеи и замыслы) Как я могу об этом узнать?(выбор способов и действий) Вопросы ежедневно: У кого появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах? | Вид детской деятельности: беседа Продукт, результат (понедельник):
Продукт, результат на 1 неделю: формирование положительного эмоционального настроения у детей на предстоящую деятельность. |
Вечерний круг (сбор) | Проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице. Пятница – выбор темы на следующую неделю! | ||
ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ | Центр искусств/ Центр театрализованных и сюжетно/ролевых игр | Указывается вид (форма) деятельности, в том числе, ННОД; тема, задачи в соответствие с ООП ДО. | |
Центр науки и естествознания | |||
Центр грамоты | |||
Центр математики и настольных игр | |||
Центр конструирования и строительства | |||
Индивидуализация в подгруппе и с отдельным ребенком | Индивидуальная работа с обучающимися в группе, в соответствие с результатами наблюдений проявления детских инициатив в различных видах деятельности | ||
Взаимодействие с родителями | Указываются объявления, консультации, беседы, родительские собрания он-лайн ит.д. | ||
Пополнение и обновление центров (РППС) | Указывается продукт, результат деятельности за неделю ( что сделано будет: например - дидактическая игра, пособие, оформление проекта, выставки, коллективная работа - панно, коллаж, картина; пригласительные билеты, листовки, буклеты, и т.п.; обновление или пополнение УМК, приобретение или реставрация материалов и пособий, и т.д.) |
[1] Использован опыт работы ГБОУ г. Москвы «Школа № 2116 «Зябликово»