Планируем "Паутинкой".
методическая разработка

Судкова Светлана Васильевна

Как научиться работать в соответствие с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planiruem_pautinkoy.docx159.73 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно спланировать работу воспитателя по-новому.

Начиная со средней дошкольной группы структура планирования воспитательно-образовательной работы,  -  это план-паутинка[1].

Педагоги-практики привыкли к жесткому планированию работы с детьми. Однако, ФГОС ДО  и личностно-ориентированный подход,  требуют нового формата планирования с учетом личного опыта каждого ребенка и интересов всей группы. Планирование образовательной деятельности на основе плана-паутинки обеспечивает  больше возможностей для творчества, определенную свободу  в выборе содержания. Интересы детей соблюдены через  трансформирующуюся  развивающую  среду

Каждый  ребенок в группе чувствует  себя комфортно и уверенно, проявляет  инициативу, самостоятельность и развивает творческие способности. Учитываются  не только возрастные, но и индивидуальные интересы и возможности воспитанников.

Преимущества формата планирования.

Для воспитателя:

  • Имеет свободу для творчества, не привязан жестко к программным задачам.
  • Действует здесь и сейчас, ориентируется не только на свои интересы, но и интересы конкретного ребенка.
  • Имеет арсенал техник, технологий и приемов, которые выбирает и использует по ситуации.
  • Может легко отслеживать реализацию задач образовательной деятельности с помощью дневника-подсказки.
  • Выявляет в процессе совместного составления плана интересы детей, их знания в разных областях, оценивает сформированность коммуникативных умений, самостоятельность, инициативность

Для детей:

  • Активно участвуют в планировании образовательной деятельности, реализуют свои интересы и право выбирать.
  • Проявляют инициативу, самостоятельность.
  • Приобретают опыт работы в команде, развивают коммуникативные навыки, учатся регулировать свое поведение.
  • Учатся анализировать собственный опыт и актуализируют знания.
  • Могут самостоятельно проверить выполнение задуманного.

Алгоритм деятельности воспитателя группы:

Шаг 1. Групповой (утренний)  сбор (круг)  – дети выбирают темы

Совместное планирование дня или совместной деятельности начинается с утреннего группового сбора. Воспитанники вместе с воспитателем располагаются на ковре по кругу. Почему именно на ковре? Такое общение раскрепощает детей и помогает сформировать у них чувство единства, дает возможность понять, что они – команда, участники единого образовательного процесса. 

Время проведения воспитатель планирует самостоятельно, обычно это время перед завтраком или сразу после завтрака.

Воспитатель называет число, месяц, день недели.  

Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или  о чем-то новом и интересном. Затем дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. Побуждает вносить свои предложения и по мере их поступления записывает в специальную тетрадь, либо составляет коллаж на ватмане или листе формата  А-3,А-4.

Далее дошкольники вместе с воспитателем выбирают тему недели. Главный ориентир для педагога в этот момент – интересы детей. Чтобы определить уровень знаний воспитанников по выбранной теме и выяснить, что именно им интересно, воспитатель использует модель трех вопросов: «Что я знаю?», «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?». Важно, чтобы все дети участвовали в беседе и отвечали на вопросы. С помощью этой технологии воспитатель также помогает детям выбрать способы, как получить интересующую их информацию, и совместно с ними обсуждает возможные формы предстоящей работы.

Воспитатель дословно записывает высказывания детей и под каждой фразой указывает их имена. Эта информация позволяет определить:

  • что дети уже знают и что хотят узнать;
  • какова направленность их интересов;
  • чем дети будут заниматься в ближайшее время;
  • каких результатов можно ожидать;
  • какие материалы понадобятся.

Таким образом, в ходе утреннего группового сбора дошкольники самостоятельно выбирают интересную для них деятельность и способы, как они будут ее осуществлять, – чем будут заниматься. Участие в совместном обсуждении учит их не только делать выбор, но и дает возможность проявить фантазию, изобретательность, развивает коммуникативные навыки. Все воспитанники в этот момент вовлечены в образовательную ситуацию.

Шаг 2. Паутинка – педагог оформляет план вместе с детьми

После того как дети выбрали тему, воспитатель разворачивает перед ними  выбранный лист необходимого формата Коллеги, нес разметкой, которую он нанес заранее, до утреннего сбора. По периметру листа – названия центров активности в группе. В середине листа педагог пишет тему и иллюстрирует ее рисунком или картинкой. От темы проводит стрелки к названиям центров активности, которые будут «работать» на тематической неделе. Под названием каждого центра дети пишут, рисуют или приклеивают картинки, чем они планируют заниматься. Пример плана-паутинки по теме «Древняя Греция» – на фотографии ниже.

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/8tfvln.jpg

Как правило, в первый день тематической недели дети отражают в плане-паутинке не все виды деятельности, которыми будут заниматься. Выбранная тема «работает» в группе от недели до месяца. В течение этого времени воспитатель предлагает детям дополнять план-паутинку: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». Также в течение недели меняются не только содержание деятельности детей в центрах активности. Измениться может сама тема недели. В конце утреннего сбора воспитатель вывешивает план-паутинку и модель трех вопросов на доске – на видном месте в группе. Здесь в течение тематической недели проходит каждый утренний сбор. Красочные планы-паутинки помогают детям самим проверить, все ли задуманное они выполнили. 

Шаг 3. Презентация – педагог показывает, что нового появилось в центрах или предлагает подумать и сказать, что нового появилось сегодня в центрах:

Воспитатель говорит: «Ребята, кто из вас заметил, что изменилось в группе? Что появилось нового? А как вы думаете для чего (почему, зачем)  это появилось?

Вы догадались, о чем мы будем говорить на этой неделе с вами? Вы догадались, чем мы будем заниматься с вами, играть с вами сегодня, в течение дня?»

От того, насколько разнообразные материалы будут в центрах активности, зависит заинтересованность детей и самостоятельность их деятельности, а следовательно, и длительность изучения темы. Поэтому задача воспитателя на тематической неделе – подбирать разные книги, игры и игрушки, дидактический материал, которые помогут детям реализовать их идеи, будут соответствовать их интересам.

Во время презентации воспитатель сообщает дошкольникам, какие именно материалы их ожидают в центрах активности. При этом важно презентовать только новые материалы и не диктовать детям, что с ними делать, а подсказать или пояснить, для чего нужен тот или иной материал.

Шаг 4. Педагог оформляет свой план работы на  «чистовик».

План-паутинка служит основой для плана образовательной деятельности, который составляет воспитатель, чтобы спланировать работу в центрах активности на предстоящую неделю. В нем он записывает, чем бы воспитанники хотели заниматься в центрах активности группы, дополняет идеи детей своими идеями или предложениями родителей, которые тоже участвуют в планировании. Также педагог отражает содержание развивающей предметно-пространственной среды – какие материалы понадобятся детям в каждом из центров. Содержание работы с воспитанниками педагог выбирает с учетом задач всех образовательных областей – это помогает сориентироваться, в каком направлении осуществляется  образовательная  деятельность с детьми, чтобы расширить их интересы и кругозор.

В течение недели воспитатель может изменять план: увеличивать или уменьшать количество образовательных ситуаций. При этом перед каждой организованной образовательной деятельностью он проводит с детьми утренний сбор, в вечернее время – вечерний (рефлексивный) круг. Расписание НОД при таком формате планирования служит лишь ориентиром для педагога, за исключением музыкальных и физкультурных занятий. Их воспитанники посещают по расписанию.

Вечерний  сбор (круг) – в конце дня, перед выходом детей на прогулку, воспитатель вместе с детьми кратко подводит итоги прожитого дня.

Воспитатель дает оценку положительным  действиям детей. Особое внимание обращает на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждает детей к дальнейшему их совершенствованию этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность рассказать  о себе что-либо хорошее.

Воспитатель говорит: «Сегодня мы вместе с вами прожили замечательный день. Таня  раньше всех закончила рисовать, Костя помог Оле застегнуть куртку перед прогулкой…» и т.п. Что еще хорошего мы с вами совершили в течение дня, кто заметил?

Кто хочет сказать?

Схема № 6. Структура плана-паутинки (центры активности могут корректироваться при наличии или отсутствии условий в Учреждении):

План образовательной деятельности с  «___» по «___»   ________________2020 года

Группа________________________         Тема недели______________________

Итоговое мероприятие________________________________________________

Утренний сбор

Вечерний сбор

Центры активности

Центр искусств

Центр науки и естествознания

Центр грамоты

Центр математики и настольных игр

Центр конструирования и строительства

Центр театрализованных и сюжетно/ролевых игр

Индивидуализация в подгруппе и с отдельным ребенком

Взаимодействие с родителями

Пополнение и обновление центров (РППС)

1.

2.

3.

Шпаргалка для воспитателя. План  образовательной деятельности (на  1 неделю) с  «___» по «___»   ____________________2020 года

Группа________________________                                                                Тема недели (тематическое планирование в соответствие с ООП ДО)

Итоговое мероприятие (продукт совместной деятельности взрослого с детьми) _____________________________________________________    

Утренний круг (сбор)

Задачи педагога:

Рефлексия. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.

Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

 Развивающий диалог: предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы.

Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.

 Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).

Ожидаемый образовательный результат 

Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности.

Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

 Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу, положительного отношения к детскому саду. Эмоциональный комфорт: обеспечение эмоционального комфорта, создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в детский сад на следующий день.

Проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Именно на  утреннем круге зарождается и  обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и  «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.

Вопросы понедельника или пятницы:

Что я знаю?(тема)

Чтобы я хотел узнать?( детские идеи и замыслы)

Как я могу об этом узнать?(выбор способов и действий)

Вопросы ежедневно:

 У кого появились новые идеи?

Что еще можно сделать в центрах?

Вид детской деятельности: беседа

Продукт, результат (понедельник):

  1. план работы на 1 неделю (схематичный рисунок, аппликация, арт-объект и план работы воспитателя рукописный на 1 неделю),
  2. планирование итогового продукта – результат проекта, коллективная работа, фотовыставка, выставка продуктов детского творчества, открытое мероприятие и т.п.

Продукт, результат на 1 неделю:

формирование положительного эмоционального настроения у детей на предстоящую деятельность.

Вечерний круг (сбор)

Проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.

Пятница – выбор темы на следующую неделю!

ЦЕНТРЫ     АКТИВНОСТИ

Центр искусств/

Центр театрализованных и сюжетно/ролевых игр

Указывается вид (форма) деятельности, в том числе, ННОД; тема, задачи в соответствие с ООП ДО.

Центр науки и естествознания

Центр грамоты

Центр математики и настольных игр

Центр конструирования и строительства

Индивидуализация в подгруппе и с отдельным ребенком

Индивидуальная работа с обучающимися в группе, в соответствие с результатами наблюдений проявления детских инициатив в различных видах деятельности

Взаимодействие с родителями

Указываются  объявления, консультации, беседы, родительские собрания он-лайн ит.д.

Пополнение и обновление центров (РППС)

Указывается продукт, результат деятельности за неделю ( что сделано будет: например - дидактическая игра, пособие, оформление проекта, выставки, коллективная работа - панно, коллаж, картина; пригласительные билеты, листовки, буклеты, и т.п.; обновление или пополнение УМК, приобретение или реставрация материалов и пособий, и т.д.)


[1] Использован  опыт работы ГБОУ г. Москвы «Школа № 2116 «Зябликово»