Проектная деятельность "Соцветие народов"
проект (средняя группа)
Проектная деятельность "Соцветие народов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_-sotsvezdie_narodov.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19
143405, Московская область, г. Красногорск, Павшинский бульвар, дом 42.
Тел./факс:8-495-746-89-44, 19det-sad@mail.ru
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ д/с №19
______________И.Н. Блинкова
« 28 » августа 2020г.
Проект для старшей группы
«СОЦВЕТИЕ НАРОДОВ».
Провела: Хахлашова А.А.
Красногорск, 2020
Паспорт проекта.
Краткосрочный проект в рамках проектной недели художественно-эстетического развития «Национальные праздники народов России»: «СОЦВЕТИЕ НАРОДОВ»
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Актуальность:
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может тронуть только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но возникшее чувство может угаснуть. В наш детский сад, и в наши группы, ходят дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, башкиры, армяне, таджики, белорусы. Общаясь с детьми в группах, мы заметили, что не все дети знают, свою национальность. Чтобы повысить интерес воспитанников к своей национальности и привить дружеские отношения к людям разных национальностей населяющих Россию, мы решили провести проект «Соцветие народов». Участие ребенка в данном проекте позволит глубоко развить чувство гражданственности и патриотизма.
Цель:
- формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России;
- прививать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
Ожидаемый результат:
- Воспитанник имеет представление о России как о многонациональной стране;
- имеющий представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;
- сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам;
- формируется способность организовать свою деятельность, умение творчески применять полученные знания в игровой, художественно-продуктивной деятельности.
Вид проекта: групповой, познавательно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели), с 16.03.2020г. по 27.03.2020 г.
Участники проекта: воспитатели - 2, музыкальный руководитель, дети старшей группы-26 человек, родители воспитаннико-15.
План реализации проекта
Что мы знаем? Что мы хотели бы узнать? Где мы можем узнать?
- Мы знаем, что Россия многонациональная страна.
- Какие национальные наряды носили: русские, татары, украинцы, чуваши, чеченцы, армяне, белорусы, чукчи, черкесы, алеуты?
- Какие традиции и праздники у этих народов?
- Какое, национальное блюдо готовят?
Спросить у взрослых
- Познавательная литература
- Обучающие презентации.
1 этап - Подготовительный:
- Выбор темы и составление проекта;
- определение целей и задач проекта;
- сбор информации, подготовка;
- сбор информации, подготовка методической литературы по теме проекта;
- составление перспективного плана проектной деятельности.
2 этап – Практический:
- Взаимодействие воспитателей с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
- Взаимодействие социальными партнерами.
- Продукт деятельности.
Понедельник, вторник: Знакомство с культурой русского народа.
Познавательная беседа:
- Беседы «Россия родина моя», «Национальные костюмы народов России».
- Беседа «Праздники, которые отмечались на Руси».
Чтение художественной литературы: З.Александрова «Родина», С.Баруздин «Страна, где мы живём», В.Баснер,М., Матусовский «С Чего начинается Родина?»
Театрализованная деятельность:
- Разыгрывание сказки для детей «Лиса и волк»
Среда, четверг: Знакомство с культурой татарского народа.
Познавательная беседа:
- Беседы «Есть такая республика Татарстан!», «Татарские народные традиции и культура», «Национальные костюмы татарского народа».
- Беседа «Татарские национальные праздники».
Чтение художественной литературы: Знакомство с творчеством А. Алиша, М. Джалиля, Г. Тукая, заучивание стихов Г. Тукая (на усмотрение педагогов)
Театрализованная деятельность:
- Разыгрывание сказки для детей «Волк и заяц»
Пятница, понедельник: Знакомство с культурой башкирского народа.
Познавательные беседы:
- Беседы «Я познаю Башкортостан», «Быт и традиции народов Башкирии»,
- Беседа «башкирская национальная одежда, инструменты, музыка».
Чтение художественной литературы: башкирские народные сказки: «Благодарный заяц», «Как собака нашла себе хозяина», «Ленивая девочка».
Театрализованная деятельность:
-Разыгрывание башкирской народной сказки «Лиса - плотник»
Вторник, среда: Знакомство с культурой казахского народа.
Познавательная беседа в группах всех возрастных групп ДОУ:
- Беседы «Есть такая Республика Казахстан», «Быт и традиции народов Казахстана», «Знакомство с казахскими народными инструментами»: домбра, кобыз, шындауыл, асатаяк. (Просмотр иллюстраций), «Знакомство с национальной одеждой»: комбол, тюрпан, шапан, бюрик. (Просмотр иллюстраций).
- Беседа «Знакомство с традициями и бытом казахского народа» (Просмотр иллюстраций).
Чтение художественной литературы: казахские народные сказки «Жадный бай и Алдар-Косе», «Волк и лиса».
Театрализованная деятельность:
-Разыгрывание казахской народной сказки «Волк и лиса».
Четверг, пятница: Знакомство с культурой армянского народа.
Познавательная беседа в группах всех возрастных групп ДОУ:
- Беседы «Путешествие в Армению», «Танцы и песни армян», «Природа Армении», «Традиции и обычаи народа», «Ремёсла и быт армян». (Просмотр иллюстраций).
Чтение художественной литературы: армянские народные сказки - «Бесхвостая лиса», «Заказчик и мастер», «Золотая монета», «Сказка о бедняке и его жене».
Театрализованная деятельность:
-Разыгрывание армянской народной сказки «Собака и волк».
Работа с родителями:
-Анкетирование родителей по теме:
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем анкету, результаты которой помогут нам выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.
1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?
- положительно;
- отрицательно;
- равнодушно.
2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?
- да;
- нет;
- не знаю.
3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?
- да;
- нет;
- не знаю.
4. На каком языке вы произнесли первые слова?
5. А на каком говорите сейчас?
6. Какие песни и танцы вам больше нравятся?
- соседних народов;
- национальные;
- эстрадные;
- зарубежные.
7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?
8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?
9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?
10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:
- быть терпимыми к их национальным особенностям;
- быть с ними настороже.
11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?
- нет;
- да.
12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:
- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;
- чтоб он не общался с ним.
13. Что такое толерантность?
- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- готовность быть терпимым, снисходительным;
- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?
- да;
- нет;
- не знаю.
15. Для того чтобы не было войны
- нужно понимать, почему они происходят;
- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?
- говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;
- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;
- или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;
- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.
Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.
- Совместный поиск информации по теме проекта;
- Беседы с детьми о национальностях (русские, татары, башкиры, казахи, армяне);
-помощь в сборе материала о национальностях о данных национальностях для оформления общего музея в ДОУ (ответственные все воспитатели ДОУ, родители)
- помощь в пошиве костюмов для кукол данных национальностей.
- помощь в оформлении фотовыставки “Люди разных народов” (все возрастные группы – ответственные воспитатели всех возрастных групп)
- Совместная музыкальная деятельность ;
продуктивная деятельность:
- помощь в изготовлении альбомов «Русский, татарский, башкирский, казахский, армянский национальный костюм/музыкальный инструмент».
- помощь в изготовлении книжек –самоделок о каждой народности.
Работа педагогов: изготовление!
Подвижные игры: «Краски», «Фанты», «Горелки», «Лапта», «Тимербай», «Тюбетейка»,
Настольно–печатные игры: «Богатыри земли русской», «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки" и т.д. по данным национальностям.
Дидактические игры «Чей костюм?»; «Пазлы народы России»; «Узнай наш флаг (герб)».
Художественное творчество:
- Рисование «Золотая хохлома»
- Лепка «Дымковская барышня».
- Рисование "Глиняный кувшин"(Армения)
- Рисование «Мир национальных узоров», «Тюбетейка».
- Аппликация «Украшение аппликацией сапог-ичигов», «Узорное оформление аппликациями калфака»
Рисование «Кукла в национальном костюме»
3 – этап заключительный
- Организация выставки “Национальные куклы”.
- Организация фотовыставки “Люди разных народов”.
- Оформление Альбомов «Русский, татарский, башкирский, казахский, армянский национальный костюм/музыкальный инструмент».
- Изготовлении книжек –самоделок о каждой народности.
Итоговое мероприятие: презентация проекта «Соцветие народов», изготовление стенгазеты «Соцветие народов».
Дети:
- Знают столицу своей Родины, достопримечательности, знают флаг, герб, гимн России.
- Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
- Называют представителей других национальностей, населяющих Родину, уважают их культуру и традиции.
- Знают национальные игры, с удовольствием в них играют.
Социальный эффект: вовлечение воспитанников в этот проект дала
возможность создать среду для патриотического воспитания и духовного развития подрастающего поколения. Разбудила интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.
Продукты:
1) Выставка «Национальные куклы»
2) Фотовыставка “Люди разных народов”.
3) Альбомы «Русский, татарский, башкирский, казахский, армянский национальный костюм/музыкальный инструмент».
4) Книжки –самоделки о каждой народности.
Список использованной литературы:
1. – Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи.
Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2010. – 32с., + цв. Ил.
2. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для
реализации государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И
доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
3. 148с. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-
патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:.
«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с
4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном
учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост.
Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность по культуре народов Севера".
Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение н...
Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа.
Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа....
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».
Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...
Конспект сценария итогового мероприятия проектной деятельности "Традиции и обычаи русского народа"
...
Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
«Проектная деятельность как важное средство приобщения дошкольников среднего возраста к культурным традициям народов мира»
В настоящее время актуальна проблема воспитания основ культурных традиций народов мира у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Приобщение детей к истокам народной культуры одн...
Проектная деятельность "Народов много - страна одна"
Подготовительная группа...