Папка "Адаптация к ДОУ"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Южакова Светлана Александровна

      Психологическая адаптация ребенка к детскому саду - сложный процесс, требующий от родителей и педагогов особого внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к детскому саду

Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло три года - значит, ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья... Да, и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад - необходимость. Словом, без него не обойтись. Он - одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

В срок так в срок... И вы, как все, в три года отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша. С ним все время что-то происходит. Только не понятно, что же, что...

Стал вести себя так, будто ему еще не исполнилось три года. Почти разучился говорить. По любому поводу истерики, причем несколько часов подряд. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. Он боится даже своей тени. И... не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает к вам в глаза. Ваш малыш, который еще так недавно мучил вас своими бесконечными "я сам", вмешиваясь во все взрослые дела и не давая вам совсем покоя, позабыв про это, вновь мечтает об опеке и, "моля" о ней, все время просит вас о помощи. Да, да... О помощи... Вы не ошиблись. Только для чего ему она? Ведь другие дети тоже ходят в садик. Многие пришли раньше его. Вон они играют друг с другом и смеются лишь над малышом.

Ну а он? Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не желает подружиться. Воспитательницы жалуются на него. Целый день сидит один, не разговаривая даже с ними, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это. Он швыряет их, как будто они ему не нужны.

Да, с ребенком что-то происходит, словно он вдруг "развивается назад". У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю. Что же будет, если он еще походит в садик: превратится вновь в новорожденного? А дальше? Сколько можно "развиваться вспять"? Он в конце концов не сказочный герой...

Всем понятно то, что это нереально. Может быть, он просто заболел? Подхватил какую-то инфекцию, повлиявшую так сильно на него? У него и в самом деле насморк. А вчера была температура... Почему ему так не мил детский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся. Ведь в конце концов не подменили же малыша!

"Подменили"... "Подменили" жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно лишь видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит вас в смятение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он постоянно как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Если бы вам удалось сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты б вас ошеломили. Они были бы просто идентичны. Представляете... у малыша и космонавта... Адаптация к обычному организованному коллективу и неординарный космический полет... Да, конечно, очень трудно в это вам поверить. Пусть не верится, но это факт. Факт, который хоть немного объясняет, почему ребенок "развивается назад".

Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или все-таки больной. Кажется, не то и не другое. Но ведь это просто нереально. Как же нереально, если есть. Ваш малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Что-то сходное испытывали вы, когда были беременны. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок или просто, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша. Значит, адаптация бывает легкой и тяжелой. Но ведь это - крайности, а крайности соединяет промежуточный вариант. Но об этом позже. А пока... Пока вы просто видите и наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных невротических реакций, говорящих о довольно сильном психоэмоциональном напряжении, которое испытывает он. Причем это напряжение в разгаре, и вы видите, как проявляется оно, главным образом, на психоэмоциональном уровне у вашего ребенка.

Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, мы специально разработали и уточнили целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу, и создали эмоциональный профиль или, поэтичнее, портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он?

I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент ЭП, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.

Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить... И вдруг, вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе". Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.

Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.

В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.

Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится

в нем самом. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой... Малыш боится... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.

III. Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.

В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нету искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.

IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

V. Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам, выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ваш ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми.

Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Они назойливы, невыносимы и "жалят" посильнее роя пчел. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.

Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.

VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что

происходит рядом с ним. Ваш "почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, или, в конце концов, вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

VII. Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что ваш малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать,

как младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Вам надо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об "адаптационных свечах". Такие "свечи" лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.

Итак, по-видимому, вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его. Теперь вы знаете, что происходит у ребенка с поведением, причины изменения его. Вам стало ясно, что всему виновник стресс. Стресс, превращающий на время малыша в другого человека, стресс, разрушающий его защитные барьеры, стресс, извращающий ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья. Вы видите, что стресс похож на пламя, сжигающее все нещадно на пути. И если не найти "огнетушитель" и не залить бушующее пламя, оно "сожжет" весь организм ребенка, и вам уже придется лечить нанесенные ему "ожоги" всю жизнь.

А пока... Пока страдает реактивность, снижается сопротивляемость ребенка и нет больше панциря, который охранял бы малыша от всех болезней. При нем лишь надо кашлянуть... Короче, от любого дуновения любого ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. И вновь появятся все вышеперечисленные отклонения в обычном поведении ребенка. Но так же может быть до бесконечности...

Давайте все-таки еще раз уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина "М". Конечно же, малыш ваш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что было у него, вернее, есть и будет: его озон, погода, атмосфера... Точнее - это просто "три кита", удерживающие на себе ребенка.

И вдруг, вдруг... мама предала его. Взяла и "обменяла" на работу и этим "перекрыла кислород". Его любимая, его неповторимая и самая прекрасная на свете мама нашла себе какую-то работу и бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет дела до него. А если даже есть, так только для того, чтоб лишний раз над ним немного посмеяться, что он все делает совсем не так, как делают другие. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую вам прогнозировали у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. Вам надо знать, и вы уже, по-видимому, знаете, что в это время ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, этого не видим или, по крайней мере, не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

И вот как раз вы, именно в то время, когда ребенок ваш, как никогда, нуждается в вас, в вашем понимании его, а главное - поддержке, когда вам надо и необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

Вам надо помнить, что возможность неблагоприятной адаптации у малыша обычно резко возрастает, когда в анамнезе (воспоминание о жизни) у вашего ребенка имеется ряд неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами "факторами риска" (см. ниже).

Запомните, что вашему ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист.

Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий обычно "северный" и "южный" полюс адаптации ребенка. В подобных случаях мы говорим о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме.

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы. Доказано, что при тяжелой адаптации к детсаду ребенок плохо адаптируется и к условиям начальной школы.

Итак, теперь вы, видимо, имеете уже хотя бы самое малейшее, но представление о том, что происходит с вашим малышом во время адаптации к детсаду. Теперь вы знаете, что ваш малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло. Все то, что видите вы, - это всего-навсего издержки адаптации, ее "цена" и "плата" для ребенка. От вас зависит, чтобы эта "плата" была минимальной.

Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению:

I. До родов (антенатальные факторы).

Токсикозы I и II половины беременности.

Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.

Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.

Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.

Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).

Профессиональные вредности матери в период беременности.

Употребление матерью алкоголя во время беременности.

Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.

Курение матери в период беременности.

II. Во время родов (интранатальные факторы).

Осложнения в родах.

Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма.

Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.

III. После родов (постнатальные факторы).

Недоношенность или переношенность ребенка.

Крупная масса тела (вес больше 4 кг).

Заболеваемость на первом месяце жизни.

Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.

Курение матери во время вскармливания грудью.

Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).

Искусственное вскармливание ребенка.

Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, анемия).

Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет.

Задержка нервно-психического развития.

Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.

Отсутствие закаливающих мероприятий.

Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.

Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.

Конфликтные взаимоотношения в семье.

Отсутствие отца или матери в семье ребенка.

Первый или единственный ребенок в семье.

Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т. д. (см. статью ""Кумир семьи" в "ежовых рукавицах"").

Вы познакомились с различными анамнестическими факторами риска, которые в той или иной степени воздействуют на адаптацию ребенка, препятствуя нормальному течению ее.

Еще раз просмотрите их. Есть факторы, которые вам изменить сегодня не под силу. Ну, например, все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка. Однако среди многих неблагополучий, влияющих на адаптацию ребенка и выявленных после родов, есть группа факторов (социальных), которые возможно устранить и даже нужно. Ну, например: пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д. Если вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, как можно раньше устраните все, что устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза ребенка.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

  1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

А) ребенок адаптировался полностью

Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад

В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

А) с плачем

Б) с уговорами

В) без эмоций

Г) с удовольствием

      3.  Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

     А) действия всех сотрудников

      Б) совместные действия сотрудников и родителей

      В) действия родителей

  1. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

А) обычным

Б) отказывался от еды

В) плохо засыпал

Г) был сильно угнетен

Д) полон впечатлений

Е) все эти факторы имели место

5.  Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад

-Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.

-Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

-Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.

-Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.

-Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.

-Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

-Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.

-Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.

-Повысить роль закаливающих мероприятий.

Оформить в детский сад по месту жительства.

-Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

-Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

-Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.

-"Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

-Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

-Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.

-Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

-Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

-Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

-Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад

-Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

-Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

-Щадить его ослабленную нервную систему.

-Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

-Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

-Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

-Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

-Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

-При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

-При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.



Предварительный просмотр:

Как родителям готовить ребенка к поступлению

 в дошкольное учреждение

Современная система образования предлагает родителям широкий выбор учреждений и многообразие форм воспитания и обучения. Ребенка можно определить в детский сад на полный день или в группу кратковременного пребывания, а можно несколько раз в неделю посещать группы развития или игровой поддержки, можно выбрать группу общения или развития в психолого-педагогических центрах. Если ребенок с особыми потребностями, то для него подойдут лекотека или интегрированный детский сад. Вниманию родителей предлагаются различные педагогические системы: одни учреждения или группы работают по ряду программ, разработанных отечественными психологами и педагогами, другие – по системе Монтессори, третьи представляют иную педагогику. Существуют учреждения коррекционного типа: логопедические детские сады, сады для часто болеющих детей и т.д.. Форму воспитания и обучения лучше подбирать с учетом психофизиологических особенностей ребенка, принимая во внимание актуальный уровень его развития и зону ближайшего развития, которые может определить психолог во время проведения диагностических процедур.. Если учреждение подобрано с учетом индивидуальности ребенка, то малыш попадет в условия, помогающие ему обучаться в тех темпах и формах, которые соответствуют его возможностям, а грамотные воспитатели помогут скорректировать некоторые проблемы ребенка, например, возникающие в общении с детьми, со взрослыми, в усвоении материала, в развитии произвольной деятельности и т.д. Неслучайно родителям, собирающимся отдавать ребенка в детский сад, предлагается пройти комиссию, состоящую из специалистов разного профиля: детских и медицинских психологов, врачей, педагогов, логопедов. Такая комиссия проводит полную диагностику психофизиологического развития ребенка и, обладая информацией о детских учреждениях разного профиля, поможет выбрать оптимальную форму обучения.

Есть еще один важный аспект в подготовке к поступлению в детский сад – это знакомство с воспитателем. Дело в том, что маленький ребенок, в отличие от взрослого человека, не способен отделить методику обучения от личности педагога. Воспитатель играет существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным сферам деятельности. Поэтому родителям важно познакомиться с теми, кто работает в группе, заранее, и также познакомить ребенка с воспитателем. Если воспитатель гуляет с детьми на просматриваемой с улицы территории, то родители имеют возможность воочию оценить характер отношений воспитателя с детьми, его умение организовать игру, его внимание к детским нуждам, тактику введения ограничений и требований. Мама может прийти с малышом на встречу с воспитателем, содействуя налаживанию контакта еще до поступления ребенка в ДОУ. Важно узнать у воспитателя, какой режим принят в детском учреждении, какие ограничения и требования, какие навыки рекомендуется привить ребенку для того, чтобы адаптация прошла как можно успешнее. Одновременно, стоит рассказать воспитателю об особенностях темперамента и здоровья ребенка, его суточном режиме, привычках. Например, некоторые дети, поступающие в ДОУ, уже отказались от дневного сна. Внимательный и заинтересованный воспитатель гибко подходит к таким вопросам, он сможет организовать время ребенка так, чтобы он не мешал спать другим детям, и одновременно занимался чем-то полезным. Но не забываем ребенок должен в этом возрасте спать днем.

В то же время накануне поступления в ДОУ будет полезно приблизить режим ребенка к принятому в саду. Очень важно, формировать у ребенка навыки самообслуживания, вводить запреты и ограничения с учетом возраста ребенка – так, чтобы требования детского сада шли в продолжение линии поведения в семье, а не противоречили ей.

Важнейшая задача родителей - мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Конечно, некоторые дети, особенно те, у кого есть старшие братья и сестры, охотно пойдут в детский сад. Но другие нуждаются в поддержке. Известно, что нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Прогуливаясь с малышом перед детским садом, следует комментировать игры детей, вызывать интерес к детской площадке и расположенным на ней предметам, создавать заинтересованность в присоединении к детскому коллективу.

Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем неделю-две можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.

Отправляя ребенка в детский сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего такой, которая позволяет ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникало желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

Развитие навыков общения с детьми

-Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.

-Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

-Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности (например, иногда над ребенком можно подтрунивать - добродушно. И чувство юмора развивается, и реакция на обзывания в саду будет более спокойная).

-Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией.

Развитие навыков общения со взрослыми

-Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).

-Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.

-Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.

-Научить ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то "папе с мамой не говорить" - За этой просьбой может скрываться опасность. И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.

-В общем, ребенка нужно учить думать и отвечать за свои поступки. В этом случае садик станет полноценным тренингом общения, подготовкой к школе и ко взрослой жизни в целом.

Осложняющим фактором адаптации будут конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают мироощущение своих родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому сверстники могут не принимать их в свой круг общения.



Предварительный просмотр:

Лист психологической адаптации.

Фамилия, имя ребенка ________________________

Дата рождения ____________________________

Дата поступления в ДОУ _____________________

Возраст при поступлении ____________________

Группа здоровья ___________________________

Параметры

Дни наблюдений/оценка параметров в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Показатели психического здоровья

Эмоциональное состояние

Социальные контакты

с детьми

со взрослыми

Познавательная и игровая деятельность

Реакция на изменение привычной ситуации

Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________

Оценка адаптационного периода: _____________________

Педагог-психолог _____________/Южакова С.А.

Оценка параметров адаптации.

Параметры

Оценка /баллы/

3

2

1

Показатели психического здоровья

Эмоциональное состояние

положительное

неустойчивое

отрицательное

Социальные контакты с детьми

инициативен, контактен

вступает в контакт при поддержке взрослого

пассивен, реакция протеста

Социальные контакты со взрослыми

инициативен, контактен

принимает инициативу взрослого

реакция протеста, уход от контакта

Познавательная и игровая деятельность

активен, проявляет интерес

активен при поддержке взрослого

пассивен, реакция протеста

Реакция на изменение привычной ситуации

принятие

тревожность

непринятие

Степень адаптации:

ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов

СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11  баллов

ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов



Предварительный просмотр:

Тематический план работы с родителями по реализации проекта 2020-2021гг.

Содержание деятельности

Цель, методы

Ответственный

Срок

1

Встреча с родителями, знакомство

Беседа

Воспитатель, педагог-психолог

Август

2

Диагностика ранней детско-родительской привязанности (Приложение)

Заполнение Карты семьи,  

Дневник развития (Приложение 1)

Изучение уровня привязанности ребенка к членам семьи, изучение уровня актуального развития ребенка

Педагог-психолог

Август-сентябрь

3

Сочинение-эссе на тему «Мой ребенок»

Изучение особенностей ребенка, стилей семейного воспитания

Педагог-психолог

Сентябрь-ноябрь

4

Ведение дневника наблюдений (Приложение)

Изучение особенностей поведения ребенка

Воспитатель, педагог-психолог,

родитель

Август-ноябрь

5

День добрых дел

Сплочение родителей, настрой на эмоциональное взаимопонимание. Осознание значимости в группе.

Воспитатель, педагог-психолог,

родитель

В течение года

6

«Оценка взаимодействия с педагогами ДОУ»

Изучение удовлетворённости родителей работой детского сада через анкетирование

Педагог-психолог

Октябрь

7

Выставка семейных работ «Вся семья мастерит игру»

Активизация родителей на сотрудничество, понимание роли родителей в воспитании ребенка.

Педагог-психолог

Ноябрь - май

8

Фотовыставка для родителей «Я в детском саду», «Жизнь детей в ДОУ»

Сплочение родителей, настрой на эмоциональное взаимопонимание. Осознание значимости в группе.

Воспитатель, педагог-психолог

Сентябрь – май

9

Фотовыставка ко Дню Матери «Это моя мамочка»

Сплочение родителей, настрой на эмоциональное взаимопонимание.

Воспитатель, педагог-психолог

Ноябрь

10

«Библиотека для родителей»

Обеспечение родителей специальной литературой по проблемам адаптации, воспитания, обучения и развития детей раннего возраста)

Воспитатель, педагог-психолог

В течение года

11

Диагностика родителей

1. Оценка факторов окружающей среды

2. Оценка соматического здоровья ребенка

3. Диагностика рутин

4. Измерение вовлеченности, независимости и социальных отношений в ежедневных жизненных ситуациях

5. Стили семейного воспитания

6. Анкета «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?»

7. Скрининговая анкета для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста (Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В.)

Педагог-психолог

В течение года

12

Родительская почта

Возможность в короткой записке задать вопрос, выдвинуть какие-либо предложения, дать советы или высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.)

Воспитатель

В течение года

13

Телефон доверия

Помощь родителям тет-а-тет выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей, возможность проконсультироваться в удобное время.

Воспитатель, педагог-психолог

В течение года

14

Индивидуальные консультации

Помощь родителю в преодолении каких-либо трудностей, связанных с воспитанием и обучением

Педагог-психолог

В течение года

15

Информационные стенды

Темы:

1. Особенности детей раннего возраста

2. Готов ли ваш ребенок к детскому саду

3. Игрушка в жизни ребенка

4. Играйте вместе с детьми

5. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

6. Упрямство детей раннего возраста

7. Методы и приемы в обучении детей раннего возраста

8. Развитие детей до трех лет

9. Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребенка

10. Развитие познавательной сферы личности в раннем возрасте

11. Воспитание ответственности и самостоятельности

Педагог-психолог

В течение года

16

Тренинги для родителей

Темы:

1. Адаптируемся вместе

2. Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста

3. Правила жизни моего ребенка

4. Секреты психологического здоровья

5. Психофизиологические особенности ребенка раннего возраста

6. Итоговое занятие «Итоги года»

Педагог-психолог

В течение года

17

Арт-терапия для родителей

Изучение собственных чувств и настроения через арт-терапевтические задания: после отправления ребенка в группу нарисовать на ватмане свои чувства и настроение, описать на листочке и перед встречей с ребенком.

Педагог-психолог

В течение года

18

Совместные встречи родителей и детей с педагогами ДОУ

Благоприятное отношение к детскому саду, сотрудникам. Гармонизация детско-родительских отношений

Педагог-психолог

В течение года



Предварительный просмотр:

СОГЛАСИЕ
НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Я,

,

(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) субъекта персональных данных)

в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных

данных»,

проживающ

 по адресу:

,

документ, удостоверяющий личность:

,

(наименование документа, №, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе)

даю согласие Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению детский сад «Улыбка», расположенной по адресу: пгт. Смирных, ул. Пирогова, 18А, на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации, обработку моих персональных данных и персональных данных моего ребенка ______________________________________________________________________________,

                         (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) субъекта персональных данных)

 а именно совершение действий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», со сведениями о фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии), дате рождения, адресе места жительства, составе семьи, уровне образования, уровне доходов семьи, состоянии здоровья ребенка, иных сведений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Закону.

Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной

форме в адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных*.

__________________           ______________________          «______» _____________ 201___г.

          Подпись                                    Ф.И.О.

*Отзыв согласия на обработку персональных данных осуществляется в письменной форме в адрес оператора, получившего согласие субъекта персональных данных



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КНИГА СЕМЬИ

*Социальный блок

  1. Фамилия Имя ребенка______
  2. Дата рождения ребенка «___» ___________________20___г.
  3. Домашний адрес_______________________________________________________
  4. Телефон _____________________________________________________________
  5. Ф.И.О. родителя (опекуна)______________________________________________

- год рождения_____________________ образование_____________________________________________________________

- место работы___________________________________________________________

8. Ф.И.О. родителя (опекуна)_______________________________________________

- год рождения_____________________

образование_____________________________________________________________

- место работы___________________________________________________________

9. Социальный статус семь: полная, в разводе, вдова, вдовец, мать одиночка, отец одиночка, опекуны.

10. Дополнительные сведенья о семье:

- по количеству детей (один, двое (пол _, возраст_ второго ребенка), многодетная (количество детей _, пол/возраст____________))

- по составу семьи (с кем проживает ребенок)________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Как часто общается с бабушками и дедушками______________________________________________________________

12. Как часто общается с друзьями и родственниками семьи___________________________________________________________________

13. Как часто общается со сверстниками_____________________________________

14. Больше всего времени ребенок проводит с________________________________

15. Место ребенка в квартире: отдельная комната, комната вместе с родителями, другое__________________________________________________________________

  1.  На контакт с взрослыми идет (легко, не сразу, с трудом)____________________
  2. В общении с детьми (не вступает, насторожен, активен)
  3. Как вы называете ребенка дома_________________________________________
  4. Сформированы ли навыки самообслуживания (ест сам, сам одевается, сам раздевается)__________________________________________________________
  5. Умеет ли ребенок сам играть____________________________________________
  6. Как ребенок засыпает__________________________________________________
  7. Что ребенок особенно любит делать дома_________________________________
  8. Есть ли у ребенка любимая игрушка, книжка, игра_________________________
  • Перенатальный блок
  1. Какая по счету беременность_______
  2. Ожидаемый пол ребенка____________________
  3. Эмоциональное состояние мамы во время беременности 1тр.________________________/2тр.______________________/3тр____________
  4. Проблемы во время беременности:
  1. Токсикоз
  2. Угроза выкидыша
  3. Анемия
  4. Асфиксия
  5. Угроза преждевременных родов
  6. Интоксикация
  7. Травмы
  8. Хронические заболевания
  9. Вредная работа
  10. Стрессы
  1. Протекание родов:
  1. Естественным путем
  2. Кесарево сечение (экстренное ________/ по показаниям_______)
  3. Вызывали роды, анестезия, щипцы, прокол пузыря
  4. Быстротечный, затяжные
  5. Ноги, ягодицы, голова
  6. Удушье, асфиксия, травмы ________
  7. Балы по шкале Апгара___/____
  1. Для ребенка в младенческом возрасте характерны (мышечный тонус (гипо, гипер), частое срыгивание, боязнь людей, двигательное беспокойство, внутричерепное давление, путанье дня и ночи)
  2. Заболевания и травмы перенесенные в первый год жизни________________________________________________________________
  3. Психотравмирующие ситуации в первый год жизни________________________________________________________________
  4. Что из ниже перечисленного было характерно для вас в период младенчества

- совместный сон

- грудное вскармливание по требованию, частое, с маленькими перерывами

- частое просыпание, не продолжительный сон

- частые и беспричинные крики

- мышечный тонус (гипер, гипо, дистония)

- частое срыгивание

- двигательное беспокойство

- боязнь людей

- внутричерепное давление

- большое количество пищевых аллергий

- отсутствие собственного режима

- другое_________________________________________________________________

* Ранний возраст

1. В каком возрасте у ребенка сформировались следующие навыки

- научился сидеть_________________________________________________________

- начал хорошо ползать____________________________________________________

- начал ходить___________________________________________________________

2. Группа здоровья у ребенка     I    II     III     IV

3. Заболевания и травмы перенесенные после 1 года   __________________________ ________________________________________________________________________

  1. Психотравмирующие ситуации после 1 года _____________________________________________________________________
  2. Какие основные проблемы возникали у вас в этот период______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • адаптационный блок
  1. К каким проблемам семейной и детской педагогики и психологии вы испытываете наибольший интерес_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Что бы вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду______________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Часто ли ребенок оставался под присмотром иных знакомых взрослых __________, как он реагировал на это_____________________________________

Родители имеют право:

  1. Обращаться к психологу по интересующим вопросам
  2. Отказаться от психологического сопровождения (или отдельных его компонентов)

Подпись____________

Число_______________

Разрешаю проводить фото и видео - съемку моего ребенка психологом в детском саду.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад №1 «Улыбка»

Утверждаю

Заведующая МБДОУ №1 «Улыбка»

Л. Д. Лукьянова ________________

«      » _____________ 2015 г.

«Программа адаптационного периода в дошкольном образовательном учреждении»

2-я ранняя группа (1,5 - 2 года)

педагога-психолога 

Южаковой Светланы Александровны

пгт. Смирных

2015г.

Пояснительная записка

Актуальность  программы. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Адаптационный период -  серьезное испытание для детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. А адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены. Резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

          Программа предназначена для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет)  занятия проводятся в группе, 2 – 3 раза в неделю, продолжительность одного занятия 10 минут. Каждое из занятий может повторятся несколько раз. Т.к. дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Возможно музыкальное сопровождение.

Блоки программы: программа состоит из 2-х блоков. 1-й блок – это сближение детей друг с другом и воспитателем. 2-й блок – это освоение окружающей среды, т.е. групповых помещений.

Принципы программы:

  • Принцип единства коррекции и диагностики.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

- Принцип программированности (т.е. четкость и конкретность используемых техник)

  • Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
  • Принцип учета эмоциональной сложности материала.

        По действующему СанПиН для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируется не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8 – 10 минут (СанПиН 2.4.11249-03)

          Намеченные целевые ориентиры для перехода на следующий блок и для завершения всей программы: усвоение детьми предложенного материала, общий эмоциональный фон, активность ребенка в игровой и познавательной деятельности, инициативность во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, реакция на изменение привычной ситуации. В ходе диагностического наблюдения заполняется таблица (см. Таблицу 1.)

Таблица 1.

Диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению

Ф.И. ребёнка

Возраст

Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребёнком

Реакция на изменение привычной ситуации

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Активен

Активен при поддержке

Пассивен

Инициативен

Принимает инициативу

Уход от взаимоотношений

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке

Пассивен/ реакция протеста

Принятие

Тревожность

Непринятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Баллы набранные ребенком суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями: 2,6-3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное, или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). 1,6-2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации. 1-1,5 балла – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно – разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныкание, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность.

Общее время необходимое на реализацию программы не имеет четких границ (от 5 часов 10 минут)

Рекомендации  по проведению занятий:

  • не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии, вполне достаточно, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе;
  • не следует добиваться единственно правильного на ваш взгляд действия или ответа (любая активность малыша, уже показатель его вовлеченности в процесс, что и является приоритетом в данном случае);
  • в процессе практической работы допустимо внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом,  состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

 Дошкольное учреждение работает по программе Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е. От рождения до школы основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В соответствии с которой необходимо адаптировать детей к условиям детского сада. Знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка).

Тематический план

Содержание

Время

Общее время

1.

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению наблюдение.

60 мин.

60 мин.

2.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

60 мин.

60 мин.

3.

Индивидуальное консультирование родителей при необходимости или по запросам

неограниченно

неограниченно

4.

Индивидуальное общение с вновь-поступающими детьми

по необходимости

по необходимости

Блок 1. Сближение детей друг с другом и воспитателем.

4.

Занятие 1.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Раздувайся пузырь

5 мин.

5 мин.

10 мин.

5.

Занятие 2.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Листопад”
  3. Упражнение “Змейка”

2 мин.

5 мин.

3 мин

10 мин.

6.

Занятие 3.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  1. Упражнение “Мы ногами топ!”
  1. Упражнение “Змейка”

2 мин.

5 мин.

3 мин.

10 мин.

7.

Занятие 4.

  1. Упражнение “Как мня зовут”
  2. Упражнение “Зайка серенький сидит”
  3. Упражнение “Чьи вещи?”

2 мин.

5 мин.

3 мин.

10 мин.

8.

Занятие 5.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Карусели”
  3. Упражнение “Чьи вещи?”

2 мин.

5 мин.

3 мин.

10 мин.

9.

Занятие 6.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Игра “Пляшут наши детки”
  3. Чьи вещи?

2 мин.

5 мин.

3 мин.

10 мин.

Блок 2. Освоение окружающей среды (групповых помещений)

10.

Занятие 7.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Чьи вещи?”
  3. Найди игрушку

1 мин.

3 мин.

6 мин.

10 мин.

11.

Занятие 8.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Найди игрушку
  3. Игра “Мяч”

1 мин.

6 мин.

3 мин.

10 мин.

12.

Занятие 9.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Найди игрушку”                   Догонялки

1 мин.

6 мин.

3 мин.

10 мин.

13.

Занятие 10.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Найди игрушку”
  3. Прятки

1 мин.

6 мин.

3 мин.

10 мин.

14.

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

60 мин.

60 мин.

Итого

5 часов 10 мин.

Основное содержание

Сближение детей  друг с другом и воспитателем

Занятие 1.

Как меня зовут

Оборудование: надувной мяч

Ход: Дети с воспитателем и психологом становятся в круг и по очереди передают мяч (по кругу). Тот, у кого мяч называет как его зовут (при необходимости психолог или воспитатель помогает ребенку)

Раздувайся пузырь

Ход: Дети с воспитателем и психологом делают тесный кружок – это сдутый пузырь. Все начинают его “надувать”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом “вдувании” делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. А затем все берутся за руки и идут по кругу со словами:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой

Оставайся такой, да не лопайся

Получается большой растянутый круг. Затем ведущий говорит: “Хлоп!” – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга. (Упражнение повторяется 2-3 раза)

Занятие 2.

Давайте познакомимся

(см. занятие 1.)

Листопад

Ход: Представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру. Дети изображая полет листьев плавно движутся (можно под музыку), повторяют действия стихотворения.

Листопад, листопад листья желтые летят

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро станет голым сад.

Кружатся, изображая листья

Ходят по листьям

Ложатся на пол и слушают музыку

(Упражнение повторяется 2-3 раза)

Змейка

Ход: Ведущий становится во главе “змейки” которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий идет по причудливой траектории, делая повороты и закручивая “змейку”

Занятие 3.

Как меня зовут

(см. занятие 1.)

Упражнение “Мы ногами топ!”

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем

И в ладоши ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

Высоко поднимая ладоши, хлопают.

Идут за психологом (воспитателем.)

Хлопают в ладоши.

Стоя на месте, топают ногами.

Хлопают руками.

Руки на пояс – кружатся.

(Упражнение повторяется 2-3 раза)

Змейка

(см. занятие 2.)

Занятие 4.

Как меня зовут

(см. занятие 1.)

Упражнение “Зайка серенький сидит!”

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так
Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот, так, вот так
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Взрослый садится.

Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.

Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Взрослый и дети прыгают и повторяют две последние строчки.

Взрослый рычит!

Дети разбегаются врассыпную.

(Упражнение повторяется 2-3 раза)

Чьи вещи?

Ход: Собираются игрушки принесенные детьми из дома и что-то из вещей воспитателя, младшего воспитателя и по очереди показывают детям. Дети должны назвать имя хозяина.

Занятие 5.

Как меня зовут

(см. занятие 1.)

“Карусели”.

Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише
Не спешите.

Карусель остановите.

Стоп.

Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки. Двигаются по кругу по часовой стрелке.

Идут быстро, еще быстрее, затем бегут.

Постепенно замедляют движение, переходя на ходьбу.

Медленная ходьба.

Остановиться и присесть на корточки.

(Упражнение повторяется 2-3 раза)

Чьи вещи?

(см. занятие 4.)

Занятие 6.

Как меня зовут

(см. занятие 1.)

Игра “Пляшут наши детки! ”

Где же, где же наши ручки?

Где же наши ручки?

Нету наших ручек!

Вот, вот наши ручки!

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки!

Пляшут наши ручки!

Где же, где же наши ножки?

Где же наши ножки?

Нету наших ножек!

Вот, вот наши ножки!

Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки?

Где же наши детки?
Нету наших деток!

Вот, вот наши детки!

Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки!

Пляшут наши детки!

Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга.

Прячут руки за спину

Выставляют руки вперёд.

Поворачивают ладошки вверх-вниз.
Показывают фонарики.

Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга

Обхватывают ноги руками

Ритмично хлопают ладошками по ногам.

Ритмично топают ногами.

Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга

Закрывают лицо ладошами

Встают в полный рост, разводят руки в стороны.

Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.

(Упражнение повторяется 2-3 раза)

Чьи вещи?

(см. занятие 4.)

Освоение окружающей среды

Занятие 7.

Как меня зовут

Оборудование: надувной мяч

Ход: Дети с воспитателем и психологом становятся в круг и по очереди передают мяч (по кругу). Тот, у кого мяч называет как его зовут и имя того, кому передает мяч (при необходимости психолог или воспитатель помогает ребенку).

Чьи вещи?

(см. занятие 4.)

Найди игрушку

Ход: Ведущий (сначала психолог потом возможно кто – то из детей) прячет игрушку в группе, после чего предлагает остальным найти ее. На первом этапе игрушка прячется на глазах у детей. На втором этапе без детей, но дается словесное описание (например: на подоконнике), которое постепенно усложняется (в спальне, на кроватке у Нади под подушкой и т.д.).

После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала.  

Занятие 8.

Как меня зовут

(см. занятие 6.)

Найди игрушку

(см. занятие 6.)

Мяч

Ход: Психолог читает стихотворение, а дети выполняют действия стихотворения и прячутся. Ведущий ищет детей.

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда пустился в скач

Красный, синий, голубой

Не угнаться за тобой

Дети прыгают

Дети разбегаются и прячутся

Найденный ребенок должен сказать где он прятался (за ширмой, за стулом и др.)

Занятие 9.

Как меня зовут

(см. занятие 6.)

Найди игрушку

(см. занятие 6.)

Догонялки

Ход: Один ребенок (сначала взрослый) сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре, пять!

При слове “пять” все бегут, а ребенок, сидящий на стуле, встает и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.

Занятие 10.

Как меня зовут

(см. занятие 6.)

Найди игрушку

(см. занятие 6.)

Прятки

Ход: Один ребенок прячется в групповой комнате. Взрослый с остальными детьми его ищут. Повторить с несколькими детьми.

Список используемой литературы:

  1. Давыдова, О.И. Детский сад: Самоучитель для родителей (путеводитель по детскому саду) / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 64 с.
  2. Калинина, Р.Р. В гостях у Золушки / Р.Р. Калинина. – Псков: ПОИУУ, 1997 г. – 133 с.
  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  1. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет / Т.В. Галанова -Ярославль, Издательство «Академия развития», 1996 год. – 240 с.
  1. Севостьянова, Е.О. “Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ”/  Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006 г.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних каникул и т.д. Адаптация – это трудный период в жизни ребенка связанный с сильными стрессовыми переживаниями.

Приведя ребенка в детский сад, нужно помнить о том, что в детском саду ребенка ждут новые социальные отношения. Т.е. отношения с новыми людьми: взрослыми (воспитателями, младшим воспитателем и специалистами) и сверстниками. И разбираться во всех тонкостях этих отношений, налаживать контакты ребенку придется уже без помощи папы и мамы. Такое с ним случилось в-первые в жизни, ребенок начинает самостоятельно представлять себя во “внешнем мире”, отличном от привычного домашнего мира. У детей в возрасте до 3-х лет обычно еще плохо развита речь, ему трудно выразить словами свои чувства и желания, нет навыков общения со сверстниками. Это влечет за собой эмоциональное неудовлетворение. Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка, ему необходима ваша помощь.

Вы боитесь за него, и это естественно, однако ваше настроение мгновенно передается ребенку. Поэтом если вы будете излучать уверенность в том, что ребенку в группе будет хорошо, эта уверенность передастся ребенку. Расскажите ребенку о том, как хорошо детям в детском саду, зачем они туда приходят, чем занимаются.

        В период адаптации у некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается, или например, более примитивной становится речь. Не стыдите и не ругайте своего малыша, пройдет 1 – 2 недели и все навыки восстановятся.

Хочу предупредить вас, что адаптация к детскому саду может протекать очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, ломка привычных форм жизни, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и т.п. Все это может вызвать бурные реакции. Помните, что оставляя ребенка в детском саду он психологически считает себя брошенным и сильно переживает по этому поводу. Объясните ему зачем необходимо ходить в детский сад, что его там ждут дети, игрушки. Обязательно расскажите малышу о том, что вы скоро придете за ним, или расскажите о том, кто за ним придет и когда. Чаще напоминайте о том, что вы его любите.

        Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь «уговорить ее» переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал. Таким образом, вы сможете узнать, как ваш малыш себя чувствовал в детском саду.

        Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенным: сначала нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, сверстниками. Затем несколько дней пребывания в детском саду должны ограничиваться временем до дневного сна, а в дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время может постепенно увеличиваться.

Дети раннего возраста, сильно устают в детском саду. И наиболее распространенной причиной усталости является присутствие большого числа людей вокруг и необходимость сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению. Поэтому, забрав ребенка постарайтесь не слишком спешить домой. Сделав небольшой круг по окрестным дворам вы позволите своему малышу перейти на вечерний режим и перестроиться на домашнюю обстановку. Будет лучше, если вы не станете сопровождать эту прогулку беседой с кем – либо из своих знакомых, а пообщаетесь со своим малышом.

Помните, что ребенок соскучился по вам, поэтому придя домой не бросайтесь сразу же к выполнению хозяйственных дел. Пусть малыш посидит рядом с вами, расслабится от ваших прикосновений. Поиграйте с ним, поговорите. Дайте малышу самому выбрать, во что вы будете играть. А при необходимости сами предложите какую-нибудь спокойную игру.

Кроме того, и особенно в этот период, нельзя пугать детей (ни дядей, ни волком, ни Бабой Ягой). По мере развития ребенка можно указывать ему на реальные опасности, но никогда не запугивать мнимыми, придуманными коллизиями. Нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх. Насмешки над боязливостью ребенка - жестокость. Из чувства стыда он будет скрывать страх, который только усилится. Следует ограничить просмотр ребенком телепередач: долгое сидение перед телевизором притупляет собственную активность ребенка, мешает формированию его индивидуальных интересов. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-либо неожиданного для него. Для полноценного развития ребенка важно общение не только с близкими взрослыми, но и со сверстниками, поэтому нужно учить его знакомиться с детьми во дворе, в кружках и секциях, в детском саду. Поскольку за всеми детскими страхами стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, то и профилактика страхов - воспитание ребенка, уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту опасностях и угрозах, но относящегося этому оптимистично. Важно помнить ребенку, лишенному помощи взрослых не познать мир без лишних страхов.

Очень важно, чтобы между вами и сотрудниками детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить  режим дня ребенка к детсадовскому, упражняйте его в самостоятельности.



Предварительный просмотр:

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?

-Настраивать ребенка на новый лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

-Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

-Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

-Щадить его ослабленную нервную систему.         

-Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

-Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

-Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

-Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

-Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

-При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

-При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.