Формы работы с педагогами дошкольных организаций в условия ФГОС ДО
методическая разработка

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития общества возлагаются очень ответственные социальные задачи — обучать, воспитывать и готовить педагогов. Современная реальность, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития детей, внедрение ФГОС ДО, требования к квалификации в рамках профессионального стандарта педагога обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с педагогами дошкольных организаций в условия ФГОС ДО

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития общества возлагаются очень ответственные социальные задачи — обучать, воспитывать и готовить педагогов. Современная реальность, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития детей, внедрение ФГОС ДО, требования к квалификации в рамках профессионального стандарта педагога обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы в ДОУ.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня используются новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний в нашем учреждении осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов.

Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т.е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

Педагогические советы в нашем отделении планируются в соответствии с годовыми задачи, а также с включением вопросов по инновационной деятельности «Научно-методическое сопровождения процесса культурной идентификации дошкольников средством народной игровой культуры». Обязательным является педсовет с рассмотрением вопроса сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность. Например, цикл семинаров по изучению и внедрению ФГОС ДО, а также семинары по инновационной деятельности «Гендерное воспитание средством празднично-игровой культуры», «Содержание предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» и др.

Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане отделения. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

Консультации проводятся как с использованием мультимедийных технологий «Разработка и проектирование рабочей программы образовательной деятельности», «Дополнительные образовательные программы», так и без «Растим талантливого рассказчика», «Трудовое воспитание в условиях дошкольного учреждения», «Проектная деятельность» и др.

Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также части занятий или досуговой деятельности в группе. Здесь используются видеопрезентации: «Заповедник Бианки», «Детство А.С. Пушкина» и открытый показ «Путешествие в школьную страну», «Жили-были крестьяне», «В гостях у Василисы-затейницы» (старший возраст), «В гостях у осени», «Рады солнышку всегда», «Весела была беседа» (ранний возраст) и др.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДО, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса. Особенно ценным является опыт педагогов – участников и победителей в районном, областном конкурсах «Учитель года», педагогов, участников добровольной сертификации ССИТ, имеющих золотые, бронзовые и серебряные сертификаты соответствия, занявшие высокие места в Международных, всероссийских педагогических конкурсах.

"Школа молодого педагога", целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности.

Здесь систематически проходят мастер-классы различной направленности, консультации (по итогам тематических проверок), практикумы, по темам самообразования и т.д.

Одним из вариантов повышения уровня педагогической деятельности для молодых педагогов, это оказание помощи с помощью творческой группы педагогов. В образовательной системе ДО, практикуются творческие группы, где используются индивидуальные и подгрупповые консультации, диспуты, приглашение на открытое занятие, посещение режимных моментов, выявление трудностей с использованием диагностики проблем педагога. Широко используется методический час, где рассматриваются теоретические и практические вопросы. Педагоги делятся своими трудностями и проблемами, совместными усилиями ищем пути их решения.

Интересной и значимой формой работы психолога с педагогами являются тренинги. Они преследуют разные цели — от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.

Одной их форм тимбилдинга является проведение капустников, которые коллектив организует и проводит к различным праздникам: «День дошкольного работника», «Новый год», «Женский праздник» и другие.

Не менее успешное использованием является проведение совместных с родителями спортивных соревнований по тематике педагогического коллектива. В данных соревнованиях идет сплочение коллектива и выявление наиболее ярких и значимых моментов в жизни членов коллектива ДО.

Успешной формой работы с педагогами можно считать  смотры-конкурсы  «Лэпбук — помощник для воспитателя», «Конкурс на лучший зимний участок», «Проектная деятельность - показатель работы с родителями» и т.д.

Педагогический ринг — ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий педагогов.

Симпозиум — обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты — обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

Педагогические ситуации, экспромт — метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система работы с педагогическими кадрами положительно влияет на изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности дошкольного учреждения в целом.


Список литературы:

  1. К.Ю. Белая /Методическая деятельность в дошкольной организации, ТЦ Сфера 2013
  2. А.А. Майер, Л.Г. Богославец /Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ, ТЦ Сфера 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребе...

Методы интерактивной педагогики в дошкольной организации в условиях ФГОС

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, ...

Консультация для педагогов «Формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО»

           Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:·...

Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях ФГОС ДОУ.

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается органи...