"Использование технологии "Мнемотехника" в развитии связной речи детей с ОНР"
методическая разработка

Гилева Рафига Шамильевна

Представление опыта работы "Использование технологии "Мнемотехника" в развитии связной речи детей с ОНР"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы на педагогическом совете

Тема выступления:

 «Использование технологии "Мнемотехника" в развитии связной речи детей»

Гилева Рафига Шамильевна

воспитатель I категории

Цель:

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники.

Задачи:

дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

Слайд 2

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования,  принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи -  перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий.  

На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника.  Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Слайд 3

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у детей  в развитии речи существуют проблемы. Работая в логопедической группе, я всегда замечала, что дети без инициативы и интереса  включаются в учебную деятельность там, где необходимо точное повторение  текста  - это чистоговорки, стихи, потешки, загадки, рассказы.

 Поэтому очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - игру.

Изучив литературу, опыт других педагогов, я пришла к выводу - эффективным методом в решении данной проблемы сможет стать мнемотехника.

Слайд 4

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Искусство запоминания названо словом по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Слайд 5

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Слайд 6

Цель обучения мнемотехники : вы можете увидеть на слайде

Мнемотехника является уникальной системой методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Слайд 7

Использовать приемы мнемотехники в своей профессиональной деятельности я начала  с «кодирования» текстов детских песенок, которые  сложно запоминаются детьми дошкольного возраста. Простое повторение текста песен с целью заучивания не было достаточно эффективным. А «пропевание» песенок по опорным символам, наоборот, вызвало у детей  живой интерес.
В дальнейшем приемы мнемотехники я стала применять для заучивания стихотворений, для пересказа текстов. В процессе работы пользуясь готовыми схемами, но изменяя их и совершенствуя, я создала картотеку мнемотаблиц к стихотворениям по лексическим темам, мнемотаблицы к чистоговоркам, пословицам, загадкам, мнемотаблицы по составлению рассказов, пересказов текста.

В течении всего периода работы по теме для родителей  и педагогов провела мастер-классы, консультации , с детьми провела открытые занятия.

Слайд 8

Всю работу я проводила  по принципу от простого к сложному.

Начинала с мнемоквадратов . Мнемоквадраты - это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

 Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка - это ряд из квадратов с картинками, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения, разучить чистоговорку, небольшую потешку. Это поэтапное кодирование сочетаний слов, запоминание и воспроизведение предложений по условным символам. 

И позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это самая сложная структура. Она представляет собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.  

Слайд  9

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста картинки должны быть цветными (например, солнце – круг желтого цвета и т.п.) – образ должен быть ярким. Детям старшего дошкольного возраста картинки рисуются в одном цвете, чтобы не рассеивать внимание. Для изготовления мнемотаблиц  не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.

 Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

 Слайд  10

На слайде приведёны примеры мнемотаблиц для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку  или слово стихотворения создана своя картинка (символ). Дети, имея перед глазами такую мнемотаблицу , быстро запоминают стихотворения и любые тексты, некоторые дети  заучивают стих уже в процессе "зарисовки"

Использование мнемотаблиц для заучивания текста или воспроизведения текста с детьми  способствовало превращению НОД в увлекательную игру для детей.
Слайд 11

Сначала придуманные вместе с детьми символы зарисовывались мной,

Слайд 12

а в дальнейшем дети сами кодировали слова и составляли собственные мнемотаблицы.
Слайд 13

Опора на наглядность в приемах мнемотехники имеет свою особенность, которую я учитывала в своей работе.

Слайд 14
Мнемотаблицы  являются дидактическим материалом, и которые мы применяем  практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Слайд 15

Использование приёмов мнемотехники в образовательной, по моему мнению, является наиболее актуальным. И что даже такой давно известный метод как мнемотехника можно использовать по- новому и находить ему самое необычное применение.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К.Д.Ушинский

Слайд 16

Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что современному воспитателю сегодня работать непросто. Он должен постоянно идти вперед, совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Но именно все это делает профессию воспитателя одной из самых интересных, творческих и привлекательных.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...

Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей.

Особенности речи детей пятого года жизни и способы их развития с использованием приема моделирования....

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Данная консультация поможет родителям работать с детьми над обогащением словаря, формированию грамматического строя речи,развитию и совершенствованию звуковой культуры речи и связной речи с помощью иг...

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Данный материал раскрывает, как правильно и  своевременно подойти к развитию речи ребенка используя прием моделирования....