"Ребенок капризничает. Что делать?" выступление на он- лайн конференции
материал

Кастрюлина Оксана Николаевна

Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. К сожалению, родители считают это естественным проявлением, думая «какой ребенок не капризен», и поэтому надеются, что вырастет малыш – и капризы пройдут. Но это, увы, огромная ошибка.

Дети не рождаются капризными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_kapriznichaet._chto_delat.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок капризничает. Что делать?

        Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. К сожалению, родители считают это естественным проявлением, думая «какой ребенок не капризен», и поэтому надеются, что вырастет малыш – и капризы пройдут. Но это, увы, огромная ошибка.

Дети не рождаются капризными. Решающее значение здесь имеет воспитание. И.П. Павлов писал в своих комментариях: «Образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от его воспитания или обучения.»

        Важно понимать причины детских капризов. Самая распространенная – быстрая утомляемость. Часто капризы связаны с неудовлетворением естественных потребностей (хочет есть, пить, спать), с ощущением физического дискомфорта (замерз, жарко, тесная обувь, одежда, сковывающая движения). Нервная перегрузка, однообразная деятельность, невозможность двигаться – также причины детских капризов. У ребенка могут возникнуть капризы и от перенасыщения впечатлениями. Вот почему не рекомендуется детям продолжительно смотреть телевизор, играть на компьютере. Часто капризы – предвестник заболеваний.

         Если воспитанник капризничает как говорится «на пустом месте», то только выдержка, невозмутимая настойчивость, умение «не срываться» и не в подать в состояние жалости к воспитаннику – лучшие помощники в подобных случаях.

 Порой  взрослый борется с искушением «обрушить свой гнев на ребенка: «Прекрати сейчас же ныть, или я тебя накажу!» Почувствовав, что ему удалось вывести взрослого из равновесия, ребенок будет манипулировать взрослым и нытье сработает. Такие сцены рассчитаны на реакцию взрослых. Капризы любят «зрителей». А если нет возле него зрителей и сочувствующих, если никто не бросается к нему с утешением, ему ничего не остается – как прекратить сцену. Как показывает практика, в таких ситуациях, когда малыш успокоится,  необходимо ласково поговорите с ним. Скажите ему как вы огорчены его поведением, выразите уверенность что в дальнейшем он будет вести себя лучше. И если взрослые будут придерживаться такой тактики – капризы постепенно исчезнут.

В своей работе я использую следующие приемы. Как только воспитанник начинает капризничать, обнимаю его, уверяю в своей любви и стараюсь отвлечь.

Отвлечение можно сыграть. Для этого нужно иметь в кармане какой-то неожиданный предмет (шарик, колечко, камешек). Ребенок начинает ныть, а воспитатель делает вид, что поглощён рассматриванием вытащенного из кармана предмета. Рассматривает и удивляется: «Интересный какой камешек. Когда я выходила из дома он был голубой, а теперь коричневый. Может быть в кармане, в темноте он изменил свой цвет. Ну-ка попробуй положи его в карман, а потом вытащи. Каким он станет?»

Можно переключить ребенка. Например, подойти к окну и обратить внимание на собачку во дворе или птицу, сидящую на ветке дерева. Как правило любопытство берет вверх

 Иногда помогает прием,  когда в спокойном и довольно прохладном тоне говорю воспитаннику: «Я ничего не могу разобрать, когда ты говоришь таким голосом, попробуй сказать спокойно, разборчиво, чтобы я поняла, что ты хочешь. Стараюсь прояснить чувства ребенка. Например: «Тебе не дали машинку и ты обиделся». Это позволяет  ребенка научиться говорить о собственных чувствах и пытаться их контролировать.

Часто помогают шутки: «Ой, какие большие слёзки пропадают. Давай соберем их в бутылочку!» или «Смотри у тебя на плече капризка сидит и плачет. Давай её прогоним».

Особая проблема для воспитателя, когда воспитанник использует нытьё на занятиях: «Помогите мне. У меня не получается. А я не знаю, как это делать». Обычно это касается занятий, связанных с продуктивными видами деятельности. В таких случаях  рядом  с ним садиться младший воспитатель  и помогает ему в овладении педагогическим процессом.

Как показывает опыт работы с детьми  с ОВЗ положительные результаты дают следующие приемы:

  • Использование символов. Нарисовать символ, обозначающий конкретную вещь. Например, красный восклицательный знак – «мне срочно нужна помощь». Договориться с воспитанником, что воспитатель будет реагировать на его просьбу только в том случае, если он будет пользоваться символом.
  • Использование схем. Если ребенок бесконечно дергает «что делать дальше?», нужно придумать для него схему последовательности операций выполнения задания и выложить её на столе.
  • С такими детьми необходима предварительная работа. Перед занятием проговорить с ребенком что и как он будет делать (обычно это касается продуктивных видов деятельности и речевой деятельности).

Зачастую детские капризы выступают следствием ошибочного поведения взрослых.  Дети очень сообразительны и наблюдательны. Они понимают, если один взрослый запретил, то это может разрешить другой взрослый. В этом сложном пока для ребенка мире ему тяжело сориентироваться как правильно поступить, а несогласованные окружающих еще больше сбивают его столку. Поэтому в воспитание старайтесь придерживаться единства требований.

Будьте последовательны и терпеливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок капризничает и упрямится?

Консультация поможет взрослому правильно реагировать, если ребенок капризничает и упрямится....

Консультация для родителей "Если ребенок капризничает"

Практические рекомендации для родителей...

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК КАПРИЗНИЧАЕТ

Дорогие мои родители! Уж коли взяли вы на себя этот нелегкий труд — быть родителями, придется изучить все тонкости одной из величайших наук в мире — науки воспитания детей. А это ох как непросто, не г...

Сценарий выпускного в детском саду в режиме он-лайн конференции.

Сценарий разработан для реализации на ZOOM платформе. Требуется подготовительная работа: съемка и монтаж 2 видеороликов, 1 слайд-шоу с фотографиями, а также предварительное заучивание детьми стихов в ...