Консультация "Проблема одаренности в современной педагогике"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №40 дошкольное отделение
Консультация для педагогов
"Проблема одаренности в современной педагогике"
Рашидова М.К
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем. Одаренные дети особо нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Они наиболее чувствительны к оценке своей деятельности, поведения и мышления. По данным статистики примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям, но и они лишены поддержки. В результате лишь 5% детей проявляют себя, как одарённые. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. На занятиях эти дети легко и быстро всё схватывают, решают сложные задачи, любознательны, неординарно мыслят и т.д. Существует несколько видов одаренности: - интеллектуальная, - академическая, - художественная, - организаторская, - психомоторная, иначе спортивная. Интеллектуальная одаренность. Таких детей называют "светлыми головами" и "надеждой образовательного учреждения". Незаурядные способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту. Академическая одаренность. Дети этого вида одаренности, прежде всего, блестяще учатся, по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников. Художественная одаренность. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Дети с этим видом одаренности не особенно хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям. Организаторская, или лидерская, одаренность. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим видом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора. Психомоторная, или спортивная, одаренность. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и много аспектную проблему. Методы выявления одаренных детей 1. Анализ результатов педагогического мониторинга; 2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества); 3. Работа с родителями (беседы, анкетирование). Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Преимущество наблюдения и в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод (опросники, беседы, интервью, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т.д.) Важным условием развития одаренности и способностей у детей является профессионализм педагога. Роль педагога в обучении, воспитании, развитии очень велика. Чтобы воспитывать, обучать и развивать ребенка, педагог должен сам учиться и развиваться всю жизнь. Об этом писали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Основными задачами по работе с одарёнными детьми в детском саду являются:
Особое значение в развитии одаренности имеет среда, в которой прибывает ребенок. Следует подчеркнуть, что в Федеральных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется именно среде. Среда многофункциональна: она позволяет ребенку приобретать жизненный опыт, видеть взаимосвязь разных предметов в эстетической развивающей среде (мебель, игрушки, произведения искусства и т.д.), направлена на интеллектуальное, эстетическое (формирование эстетического вкуса, эстетического восприятия) развитие детей, способствует развитию творчества (организация среды для разнообразных творческих деятельностей), удовлетворяет потребности ребенка в красоте, общении, удобстве, деятельности, позволяет устанавливать содержательные контакты с людьми. Нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность – все лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности. Формы работы, стимулирующие проявление детской одаренности
Включение семьи в систему работы детского сада с одаренными детьми Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка. Формы работы с родителями - Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей. - Родительское собрание “Одаренный ребенок- какой он?”. - Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка. - Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации. - Совместные проекты исследовательской деятельности детей. - Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе; предоставляет детям обратную связь; использует различные стратегии обучения; способствует формированию положительной самооценки ребенка; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; проявляет уважение к индивидуальности ребенка. Педагогам можно помочь развить личностные и профессиональные качества тремя путями:
Педагоги, работающие с одаренными детьми, больше спрашивают и меньше объясняют. Заметны различия в технике постановки вопросов. Педагоги провоцируют детей выходить за пределы первоначальных ответов, гораздо чаще пытаются понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке. И в заключении, хотелось бы отметить, работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблема одаренности в современной педагогике»
Консультация для воспитателей....
Консультация "Проблема одаренности в современной педагогике"
Консультация...
консультация для педагогов "Проблема одаренности в современной педагогике"
Эта тема актуальна, т..к. педагогам необходимо знать, как вести себя с одаренными дети. Чем они особенны по отношению к другим детям....
«Проблема одаренности в современной педагогике»
Консультация для воспитателей...
Проблема одаренности в современной педагогике
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...
Проблема одаренности в современной педагогике
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...
Проблема одаренности в современной педагогике
Консультация для воспитателей...