Консультация для воспитателей: «Развитие познавательной инициативы посредством дидактической игры».
консультация
Консультация для воспитателей:
«Развитие познавательной инициативы посредством дидактической игры».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60»
НМР РТ
Консультация для воспитателей:
«Развитие познавательной инициативы посредством дидактической игры».
Актуальной проблемой дошкольного образования становится развитие у дошкольников способности самостоятельно ставить образовательные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
В ФГОС ДО указано, что одним из принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Как показал проведенный анализ, в педагогических публикациях охарактеризовано участие ребенка в игре, общении, конструировании, но малоизученными остаются вопросы организации и условия развития их инициативности. А целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Инициатива — это показатель познавательной активности. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы и любознательность. К сожалению, в группе всегда есть дети, которые имеют менее стойкий интерес к познанию, легко отвлекаются, неинициативны.
Любой ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, не способствует развитию познавательной активности.
Опыт работы с дошкольниками показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. В такой ситуации и возникает познавательная инициатива как форма проявления уже творческой познавательной активности в области действования.
Познавательная инициатива, утверждает основоположник теории коллективного способа обучения (КСО) Дьяченко В. К., — это «исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, сознательные действия по овладению ЗУН и их применению и преобразованию в ходе постановки личностно значимых задач». Педагогу в современных условиях необходимо выработать свой стиль работы, выбрать эффективные формы совместной деятельности, определить условия развития инициативности, чтобы обеспечить достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Это связано с социально-педагогической сферой, в которой чаще всего рассматриваются вопросы успешности личности, проявляющего из ряда личностных качеств инициативу в социально-значимых событиях. К вопросам развития инициативности обращаются психологи, педагоги, изучая возможности среды, в которой сопровождается ребенок со страны воспитателя, родителей. Инициатива рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. К сожалению, чтобы добиться желаемого результата, надо приложить немало усилий.
Опыт работы с дошкольниками показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, он способен познавать, понимать и действовать.
В дошкольном возрасте игра-ведущий вид деятельности и поэтому применение игровой технологии является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса. Игровая педагогическая технология это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей нашей работы является организация в группе специального пространства для активизации, расширения обогащения познавательной деятельности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования."
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/03/picture-674109-1654234135.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося росс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849504-1479034080.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849504-1479034080.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-880504-1484865681.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей посредством новых педагогических технологий"
Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Развитие связной речи является важным не только для наиболее полного устран...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-597894-1424613751.jpg)
«Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики руки посредством технологии тестопластики»
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Этот период в жизни ребенка уникален и важен для р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-685524-1448202187.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры»
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"...