Консультация для родителей по теме «Развитие речи детей 2–3 лет в семье»
консультация (младшая группа)

Гукова Марина Викторовна

После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.

Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме

«Развитие речи детей 2–3 лет в семье»

После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.

Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.

Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия.

Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.

Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.

В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.

Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально, объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. И проблема решится сама собой.

Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.

Наверняка у вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка.

Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.

Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О»«МО»«ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.

Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».

Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.

Из пассивного словаря ребенка слова постепенно переходят в активный словарь. Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет (время от времени или часто). Для малыша речевая активность – огромный труд. Активная речь ребенка, поводы и суть его обращений к родителям, напрямую зависят от взрослых. Эмоционально богатая и интонационно выразительная речь взрослых заставляет малыша стремиться к её подражанию. Следует стимулировать и развивать речевую активность малыша, помогая полнее высказывать свои впечатления и рассуждения. Приведенные ниже игры на развитие речи способствуют расширению активного словаря и появлению у ребенка желания и потребности говорить.

Семья

Возьмите игрушечного медвежонка.   Пусть медвежонок расспросит вашего ребенка о его семье: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? У тебя есть мама? Как её зовут? Как зовут твоего папу? У тебя есть брат или сестра? Как его (её) зовут?»

Игрушки

Перед ребенком на столе выставляется несколько игрушек. Спросите«Какая игрушка тебе больше всего нравится?» Ребенок показывает и называет. «А как ты любишь с ней играть?» Ребенок показывает и объясняет«Катаю машинку»«Разбираю матрешку» и т. д.

Что делает собака?

Покажите малышу картинки, где изображена собака (или кто-то другой, совершающий разные действия. Показывайте на картинки и спрашивайте, что здесь делает собака (спит, ест, гавкает, сидит, дает лапу и т. д.). Побуждайте малыша составлять короткие предложения«Собака спит»«Собака сидит».

Кто что умеет делать?

Показывайте ребенку изображения различных предметов и животных и спрашивайте, что «умеет делать» каждый из них: самолет (летать, машина (ездить, слон (топать, солнце (светить, мочалка (мыть, дождь (капать, дятел (стучать) и т. д.

Кто как поёт

Рассадите на стулья животных: петуха, кошку, мышку, утку, лягушку и т. д. Если детей много, то животных можно раздать детям – каждому по одному персонажу. Возьмите большую куклу и разыграйте «урок». Скажите за куклу«Я вот так умею петь: ля-ля-ля». Затем кукла обращается к петушку и говорит«А ты петушок как поешь?». Ребенок берет петушка и поёт«ку-ка-ре-ку». Затем кукла спрашивает кошку. Ребенок отвечает за кошку: мяу-мяу» и т. д.

Какой предмет

С помощью соответствующих картинок и наводящих вопросов ребенок подбирает определение, каков предмет, животное или человек: слон большой, мышка маленькая, ёжик колючий, снег холодный, мама добрая, подушка мягкая и т. д.

Прятки с мышкой

Возьмите игрушку мышки. Скажите ребенку, что игрушка сейчас будет прятаться от него, а он должен говорить, куда она спряталась. Ребенок видит ваши действия. Посадите мышку в банку и спросите«Куда спряталась мышка?». Малыш отвечает«В банку». Посадите мышку на телевизор и спросите: «А теперь где мышка? (на телевизоре)». В этой игре необходимо побуждать ребенка пользоваться предлогами: в, на, за, под.

Для чего нужна чашка?

Перед ребенком карточки с картинками: чашка, куртка, молоток, сапоги, кровать, яблоки и т. п. Ребенок должен объяснить, для чего нужны эти предметы: из чашки – пить, куртку – одевать, чтобы не было холодно, молотком - забивать гвозди и т. д.

Угадай картинку

Перед ребенком выкладываются 3 предметные картинки (или 3 предмета, например, карандаша, пылесоса и цветка. Вы коротко описываете одну из картинок: например, чем тут можно рисовать (карандашом, чем можно чистить ковер (пылесосом) и т. д. А ребенок должен показать на соответствующую картинку.

В очереди к доктору Айболиту

Возьмите несколько игрушек и попросите ребенка их рассадить в очередь к доктору Айболиту. Говорите, кто за кем будет: «Первый – медведь. У него болит зуб. За медведем лисичка – у неё болит лапка» и т. д. Игру можно закончить лечением больных зверей.

Все спят

Рассказывайте ребенку стихотворение А. Введенского «Песня машиниста», показывая иллюстрации соответствующих животных. А малыш пусть повторяет за вами «спят, спят»:

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спят синички?

Спят. Спят.

Спят лисички?

Спят. Спят.

А тюлени?

Спят. Спят.

А олени?

Спят. Спят.

А все дети?

Спят. Спят.

Все на свете

Спят. Спят.

Чудесный мешочек

Вместе с ребенком сложите в мешочек различные мелкие предметы: машинка, матрешка, лягушонок, ёлочка, ложка, чашка и т. п. Ребенок опускает руку в мешочек, достает игрушку и громко и четко её называет.

Разговор по телефону

Поиграйте с ребенком, будто вы разговариваете с ним по телефону. Задавайте малышу вопросы, а он пусть отвечает. Стройте свои вопросы так, чтобы на них нужно было давать развернутые ответы (вместо «Ты дома с мамой?» лучше спросить«С кем ты дома?»).

Магазин

Разложите на столе различные игрушки, нарежьте «деньги» – бумажки - и поиграйте с малышом в «магазин». Один из вас будет продавцом, другой покупателем. Для покупателя можно подготовить сумку или корзинку. Потом поменяйтесь ролями.

Сказки

С опорой на иллюстрации к книге учите малыша пересказывать самые простые сказки – «Курочка ряба»«Репка»«Пузырь, соломинка и лапоть» и т. п. Если иллюстрации к сказкам выполнены на отдельных карточках – можно предлагать ребенку раскладывать карточки в нужном порядке.

Новые названия

Возьмите несколько предметов и попробуйте придумать им новые названия. Например, лопата может стать копалкой, сахарница – песочницей, мыло – рукочисткой и т. д.

Простукивание

Рассказывайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение или сказку, простукивая последнее слово и побуждая тем самым произнести его. Например: "Жили были дед и. _ _ " (два раза (потому что два слога) стукните по столу ладонью или хлопните в ладоши).

Неправильная сказка

Расскажите малышу хорошо знакомую сказку с ошибками. Например, дед посадил не репку, а картошку; колобок встретил в лесу не только героев сказки, но еще и лягушку; когда волк гнался за поросятами – они с радостью открывали перед ним дверь и приглашали зайти в гости и т. д. А малыш пусть заметит и скажет вам о допущенных ошибках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье»

Значение связной речи сложно переоценить, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир. Большое значение приобретает развитие связ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье»

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. Работы, ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье»

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье»

Консультация для родителей на тему:  «Развитие связной речи детей в семье»Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях. Ход к...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье»

Консультация о роли семьи в развитии связной речи. Приведены примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители для правития связной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье»

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях. Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достиг...