Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
консультация

Ксенофонтова Ольга Александровна

Организация работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_konsultatsiya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание детей

младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

О. А. Ксенофонтова

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, поэтому не случайно встаёт задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно уже с момента прихода малышей в младшую группу. Важным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чём-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребёнка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому важно, прежде всего, сосредоточиться на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Система работы по экологическому воспитанию детей второй младшей группы включала в себя:

– занятия по формированию элементарных экологических представлений один раз в месяц («Овощи с огорода», «Меняем воду в аквариуме», «В гостях у бабушки», «Белка и ёж» и др.);

– опытническая деятельность;

– Игры (дидактические: «Отгадай и назови», «Где что зреет?», «Угадай, что в руке», «Цветочный магазин», «Чудесный мешочек» и др., игра-сказка «Фрукты и овощи», подвижные с имитацией движений животных со звукоподражанием им «Зайцы и волк», «Петух», «Курица и цыплята» и др.);

– наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Кроме того, для работы с детьми были изготовлены различные наглядные пособия («Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы», «Фрукты, овощи, ягоды», «Водные обитатели», «Насекомые», «Птицы», «Грибы» и др.), игры («Чей домик?», «Где чей хвост?», «Четвёртый лишний», «Кто что ест?», «Подбери картинки», «Какой ветер дует?»). Проводилась работа с родителями (консультации, заметки в уголок для родителей, беседы).

В итоге проведённой работы повысился уровень экологических представлений детей, экологической воспитанности, о чём свидетельствуют результаты диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Нравственно-патриотического воспитания детеймладшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так д...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе. ...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания   детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»...