Выступление «Современные педагогические технологии и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Мингазова Лейсан Гамилевна

 Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.  Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мингазова Лейсан Гамилевна,

Воспитатель,

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №88»

НМР РТ гор. Нижнекамск

Выступление

«Современные педагогические технологии

и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Природа так обо всем позаботилась ,

что повсюду ты находишь, чему учиться

(Леонардо да Винчи).

В последнее время слово «экология» стало необычно популярным в обществе, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис».

Эти проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения воспитания детей и молодежи. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных и социальных условий, национальных традиций. Обзор ряда экологических программ демонстрирует понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.            

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.   Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов, методик и технологий, отвечающих современным требованиям общества.

На сегодняшний момент существуют различные виды образовательных технологий.

    Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий:

- проектные методы;

- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга);

 - использование компьютерных технологий;

- мультимедийные презентации.

Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует в окружающем него мире. Применяя принцип наглядности,  становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.  В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно – образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).    

Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего - либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельности. Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или воспитательном процессе. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и старшего возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается – ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга).

  Следующей формой экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой. Экскурсии с детьми в природу дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков и т.д.  

   Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей. Акции  можно приурочить к  каким- либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, например, относятся «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, и значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

      Экологическая тропа — это тоже одна из современных форм обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Создание мини – фермы, фито - поляны, «уголка нетронутой природы» и других «экологических пространств» позволит проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

Типы экологической тропы.

1. На территории дошкольного учреждения.

2. В природных условиях.

3. В здании детского сада.

      Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра: - привлечение внимания к проблемам окружающей среды; - развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность. В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.). Работая по теме «Экологическое воспитание» педагоги учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи .

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (но не чаще одного раза в два месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

 И главное следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.

В соответствии с современными требованиями, воспитатели  должны изучать новые технологии и внедрять их в свою практику.  Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: «Методы экологического образования детей дошкольного возраста»

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отноше...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становитс...

Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».Нравственно-патриотическое воспитани...