Консультация для воспитателей "Игра и изобразительное творчество"
консультация

Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передовая в игре  впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по- новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, изобразительной  деятельности, ребёнок испытывает эстетические и нравственные чувства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_i_izobrazitelnoe_tvorchestvo.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передовая в игре  впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по- новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, изобразительной  деятельности, ребёнок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью.  Речь идет об  углублении у детей переживаний, расширении представлений  о мире, обогащении творчества.

В  распорядок дня детского сада включены  разнообразные виды игр:  сюжетно- ролевые, игры- драматизации,  дидактические,  подвижные. И если их связь с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребенка станет более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик. Вот почему педагог должен заранее  подумать, какие игровые приемы он может применить на занятиях во всех возрастных группах для создания творческой ситуации.

Так, по его предложению одни дети могут изображать художников,  рисующих за мольбертом, другие- народных мастеров,  расписывающих посуду, игрушки, одежду и т. п. Необычная атмосфера   создает  радостное настроение,  повышает интерес   к занятию, способствует тому, что дети эффективно овладевают изобразительными  навыками и умениями.

Другой прием - «участие»  в занятии какой- либо куклы. Дети, несомненно, живо и заинтересованно воспримут предложение взрослого нарисовать, вырезать и наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается кукла.

Есть и третий прием: воспитанников младшей группы можно заинтересовать ситуацией со зверями ( лисенком,  зайкой, бельчонком),  которые собрались в гости к куклам,  а вот ехать им не на чем. Педагог предлагает нарисовать вагончики синего, красного, желтого, зеленого цвета; затем выставляет их рядами на доске за соответствующим по цвету паровозом (нарисован заранее), быстро «рассаживает» в вагончики (приклеивает на окошки мордочки зверюшек) животных. Ситуаций подобного рода множество: так, педагог может дать задание построить новый дом. Как это выглядит на практике? Дети- архитекторы, строители- из заранее нарисованных блоков- квартир составляют общий дом,  благоустраивают  территорию, рисуют улицу, транспорт и т,. д., или строят сказочный дом для кукол, или  оформляют уголок природы на большом листе бумаги; совместно с педагогом  обсуждают, какие «высадить» комнатные растения, каких птиц «обустроить» в клетках, где «разместить»  аквариум. Вырезанные объекты «высаживаются»,  «заселяются» попугайчиками, «наполняются»рыбками и по готовности размещаются на большом листе.

Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. И это понятно: ведь вся группа объединена  общей  целью, единым- положительным- отношением к деятельности, результаты  которой компонуются в общую композицию. Кроме того, в совместной работе каждый ребенок выполняет для себя изображение.

В  старших группах тема «Изготовление игрушек»  по- прежнему актуальна, однако содержание занятий должно стать более разнообразным. Так, одни дети на выбор могут рисовать какую- то одну игрушку- Петрушку, Неваляшку; другие- свою любимую игрушку; третьи- вырезать (или  лепить) и наклеивать игрушки для «магазина».  Работы  объединяются в общую  композицию, т.е.  расставляются на полках 2 магазина».

        Важное место в жизни ребенка - как средство обогащения,   развития - занимает  сюжетно- ролевая игра. Отсюда понятно какое значение имеет связь изобразительной деятельности с этим видом игр. Связь  эта может выражаться в создании предметов для игры,  отражении игровых сюжетов в  аппликациях, рисунках, лепке. В младших группах это вылепленные из пластилина «угощения» для кукол (баранки, конфеты, печенье), «продукты»  для игры в магазин (фрукты, овощи, ягоды, сладости). Тема эта, но уже с усложнением продолжается и в старших  группах. Под усложнением  следует понимать создание декоративно оформленных предметов (занавески, скатерти, салфетки, коврики, посуда) для кукольной комнаты. Так с помощью разнообразных материалов и разнообразных способов изображения дети учатся передавать свои впечатления.

Подчеркнем: изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее,  нежели просто рисовать, вырезать или наклеивать что- то. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность положительными эмоциями;  своим рисунком, лепкой, аппликацией ребенок рассказывает о том, во что и как он играл. Задача педагога в этой связи - помочь своему воспитаннику, скажем, вспомнить те игровые эпизоды, которые наиболее интересны и которые он может передать.

Известно, содержание игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников. Наиболее типичны игры- в поликлинику, больницу, магазин, семью, почту, строительство, уличное движение, школу. Чем богаче впечатления, тем богаче они отражаются в творчестве. Игра пробуждает фантазию, рождает новые образы. Это и есть яркое проявление творчества, определенное взаимосвязью игры и изобразительной деятельности.

Задача «всесторонне развить детское творчество»  решается и во взаимосвязи рисования, лепки, конструирования с игрой- драматизацией. Заметим: виды изобразительной деятельности по мотивам игр- драматизаций обязательно варьируются со средней группы. Ведь игры- драматизации, как мы знаем, строятся по мотивам литературных произведений. Четырех - пятилетние дети уже способны довольно легко передавать в игре -  жестами, мимикой, голосом - характер, действия, поступки героев. Чтобы игра прошла успешнее, они многое могут подготовить самостоятельно, например декорации, детали костюмов, маски. Так, на занятии по рисованию или аппликации создается картина леса, например, для сказки «Кот, петух и лиса» или декорации и детали костюмов к сказке «Лиса и заяц». Работа пойдет организованно, если детей «разбить» на три подгруппы: первая будет рисовать картинку леса, вторая - лубяную и  ледяную избушку,  третья- готовить маски и детали костюмов, атрибуты для лисы, зайца, петуха и других героев сказки. Такая подготовка объединяет участников общими интересами, делает игру более привлекательной, дает возможность выразить представления о сказке, действующих лицах.

Темой занятий по изобразительной деятельности могут стать и подвижные игры (например, «Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль », «Кот и мышь» и др. ), незамысловатые по сюжетам, и дидактические ( «Чудесный мешочек», парные картинки, разнообразные варианты лото, домино). Их содержание легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях. Что примечательно: дети, как правило, рисуют животных- персонажей игры. Сам характер игры стимулирует к передаче   героев в движении: рыбки уплывают от щуки,  мыши убегают от кошки, гуси улетают от волка  и т. д. Так возникают варианты. А это уже проявление творчества. Фактически в каждой группе (начиная со средней ) можно отбирать сюжеты игр , доступные для изображения.

В ходе дидактических игр дети приобретают  знание о свойствах предметов (цвет, форма, строение, величина), закрепляют сенсорный опыт, умение сравнивать, выделять сходство, различие;  обогащаются их представления об окружающей жизни; формируются обобщенные представления об общих свойствах группы сходных предметов. И если дети овладели умением обобщать способы  изображения предметов, то это дает им возможность самостоятельно и свободно передавать в рисунке, лепки другие предметы  и явления деятельности. Вместе с тем дидактические игры могут стать  содержанием занятия по аппликации. Речь идет об изготовлении материалов для дидактических игр:  костяшек для игры в  домино, парных картинок для игры в лото. ( В скобках отметим: содержание игр «лего» имеет разные варианты -  это могут быть декоративные композиции по мотивам народного  искусства.) Однако и на занятиях по рисованию есть возможность создавать предметы для настольно- печатных игр,  например .по произведением детской литературы ( «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка», «Незнайка и его друзья» и др.). К слову, даже картинки – метки на шкафчики можно поручить старшим дошкольникам. Да, они,  может быть, получатся менее  аккуратными, но их автор известен – каждый рисовал для  себя, рисовал то что хотел.

А есть ли в этом определённая польза для детей? Разумеется, есть, и не только в плане развития творчества, но и с точки зрения воспитания самостоятельности, с точки зрения трудового воспитания, развития стремления делать самому всё, что можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами".

Консультация для педагогов на творческом предметном объединении "Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике оригами"....

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."

Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования....

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие изобразительного творчества у старших дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования».

В консультации рассматриваются вопросы психологии детского творчества. Даются рекомендации по нетрадиционным техникам рисования....

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Консультация для родителей "Детское изобразительное творчество"

Консультация для родителей "Детское изобразительное творчество"...