Адаптация ребенка к условиям детского сада
консультация (младшая группа)
Адаптация в условиях дошкольного учреждения рассматривается как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Детям трудно привыкать к новой обстановке, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Также сложность задачи в адаптации к детскому саду состоит в том что она предполагает не только готовность ребенка к поступлению в доу, но и наличие у родителей готовности отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности, и независимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_detskiy_sad_s_radostyu.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
«В детский сад с радостью».
Адаптация в условиях дошкольного учреждения рассматривается как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Детям трудно привыкать к новой обстановке, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Также сложность задачи в адаптации к детскому саду состоит в том что она предполагает не только готовность ребенка к поступлению в доу, но и наличие у родителей готовности отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности, и независимости. Переживая за малыша, испытывая повышенную тревогу, чувство вины и угрызение совести, они тем самым начинают искать причины не водить ребенка в дет сад, что в свою очередь наоборот продлевает период привыкания.
В это время главное не паниковать, а понять, что с переходом на новый этап отношений с родителями, ребенок не теряет чего-либо (безопасность, защиту, эмоциональную связь и т.д.) а, наоборот, приобретает новый опыт построения отношений с близкими людьми и миром, делает важный шаг по пути взросления. Главный совет – перетерпеть. Успокоиться, взять себя в руки и понять, что это важный период для развития ребенка, так как социализация не менее значима, чем забота о его защите, питании и эмоциональном благополучии. Ребенок обязательно привыкнет только на это необходимо время и сейчас главная задача родителей это помочь своему малышу.
Далее если говорить о самом адаптационном периоде, то в нем можно выделить три фазы:
1. ОСТРАЯ ФАЗА, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. ПОДОСТРАЯ ФАЗА характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3. ФАЗА КОМПЕНСАЦИИ характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Практика показывает, что основными причинами трудностей в адаптации к условиям ДОУ являются:
-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения (не спит обеденный сон)
-наличие у ребенка своеобразных привычек (засыпает на руках, пьет из бутылочки, сосет соску)
-неумение занять себя игрушкой,
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Советы родителям по облегчению адаптации ребенка к ДОУ:
- Родители бывают не готовы к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение, напуганы плачем ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. В этом случае, надо интересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе в течение дня: если малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, а вечером встречает ее с улыбкой и в хорошем настроении, значит, адаптация идет благополучно и беспокоиться не о чем. Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома.
- Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит как от воспитателей, их профессионального мастерства, атмосферы тепла, доброты, внимания так и от родительской помощи и поддержки. Для того чтобы у ребенка сложился положительный образ ДОУ, родителям в семье следует всегда положительно отзываться о работе воспитателей, об условиях жизни, оформлении интерьера, режиме детского дошкольного учреждения, несмотря на возможное критическое личное отношение.
- Рассказать воспитателю об особенностях и привычках ребенка (какие нравятся сказки, во что любит играть, от чего плачет, что не любит и т. д.)
- принести из дома игрушку, фотографию, книжку, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, брошенным, имел хоть что-то из привычной ему обстановки. Научите его делиться ими с другими детьми. Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
- Обязательно расспрашивать ребенка о том, как прошел его день в детском саду, похвалить его за поведение, успехи в бытовых режимных моментах; Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести.
- Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
- Уделять внимание ребенку дома. Маме не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Поиграйте с ребенком, ведь совместные игры дают возможность ребенку снизить эмоциональное напряжение, выплеснуть негативные эмоции а также получить дозу родительского внимания и удостовериться в том, что родители все также внимательны к нему, они им также дорожат им и любят его.
- Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
- Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке. В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению - это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
Адаптация ребенка в условиях детского сада.
Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...
Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....
Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)
Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада «Топ, топ, топает малыш – первые шаги в детском саду»
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....