Программа саморазвития во второй младшей группе
материал (младшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.
Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №6«Солнышко»
Согласовано: Утверждаю
На Педагогическом Совете Заведующий Е.Ф. Пересыпина
Протокол № _________________________
от « » сентября 2020 г. от «___» _______2020 г.
Приказ №_________________
Программа
профессионально-личностного саморазвития педагога
Коршуновой Нины Николаевны
на 2020-2021 учебный год
Методическая тема:
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста»
г. Семёнов
Актуальность
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.
Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
- Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
- Формирование способов познания у детей младшего возраста (сенсорный анализ).
Задачи:
- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
- Развитие сенсорной культуры.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Основные направления реализации программы:
- Расширение образованности.
- Повышение педагогической и психологической компетентности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности
Прогнозируемый результат
Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к :
- Повышению интереса к работе;
- Росту компетентности;
- Росту уровня профессиональных навыков и умений;
- Повышению уровня самоорганизации;
- Повышение компетентности в вопросах опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста
- Обобщению опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ и округа.
План индивидуальной работы по самообразованию:
- Изучение нормативных документов;
- Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы;
- Изучение запросов родителей;
- Создание образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Оформление собственных методических наработок в форме информационно-педагогических модулей;
- Практическое применение передовых педагогических технологий и собственных разработок по данному направлению;
- Подготовка доклада и презентации из опыта работы по теме профессионального саморазвития.
Реализация программы:
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 2020-2021 учебный год,
Перспективный план самообразования педагога:
Работа воспитателя | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
Сентябрь | ||
1. Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста» 2. Постановка целей и задач по данной теме. 3.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4.Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста». | |
Октябрь | ||
1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования. | Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». | |
Ноябрь | ||
1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование в неживой природе». 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. | Эксперименты с водой, песком, воздухом: 1. Узнаем, какая вода. 2. Что в пакете? 3. Мы - волшебники. 4. Поплывет или утонет? | 1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста». 2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. |
Декабрь | ||
1.Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. 2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. | Опыты: с водой, с воздухом, с магнитом. Эксперименты с водой, снегом: 1. Снеговичок. 2. Налил - вылил. 3. Кораблики. 4. Цветные льдинки. | Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. |
Январь | ||
1.Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». 2.Подбор консультаций для педагогов ДОУ. 2.Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | Эксперименты с цветом, формой: Волшебная кисточка. Высокий – низкий. Широкий – узкий. | Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома». Привлечение родителей к организации экспериментов в группе. |
Февраль | ||
1.Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. 2.Проведение открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности. | Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом: Угадай, чей голосок? Горячо – холодно. | Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем». |
Март | ||
1.Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. 2. Подготовить доклад на педагогический совет детского сада по данной теме. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | Консультации для родителей на темы : «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» |
Апрель | ||
1.Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у через экспериментирование» в рукотворном мире. 2.Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью. | Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование» |
Май | ||
1.Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. | Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, | Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми» |
Список литературы :
1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес : - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников ». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4.Программа МДОУ построена на принципах: (Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с
5. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
6. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность » изд. «Детство-пресс» ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы в соответствии с ФГТ
Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательных компонентов второй младшей группы от 3 до 4 лет общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год группа «Смешарики» Срок реализации 1 год
Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми младшей группы (дети 3-4 года) и составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ»...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ 2 МЛАДШАЯ ГРУППА
МесяцЦельСодержание работыФорма представления результатов самообразованияСентябрь 1. Детально изучить ФГОС ДО ....
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...
Рабочая программа деятельности воспитателя второй младшей группы «АБВГДейка» 3- 4 года Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Настоящая рабочая программа для детей второй младшей группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО вторая младшая группа срок реализации программы (_1 год__)
Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовани...