«Сюжетные занятия как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Сюжетные занятия как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, его знания становятся более глубокими, яркими, образными, более полными и точными. Ребенок легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес.
Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Поэтому, обучая маленьких детей, стараюсь внести в образовательный процесс элемент игры и занимательности, чтобы облегчить восприятие и снять у них утомление.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Можно использовать различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, задачи на смекалку, задачи - шутки, логические задачи.
Особое место занимают такие формы организации образовательного процесса, как нестандартные занятия: занятие – сказка, игра, путешествие. Например, сказки - эффективные средства воздействия на детей. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.
Часто сюжет сказки подсказывает тему занятия:
«Федорино горе» - посуда.
«Муха-Цокотуха» - насекомые.
«Гадкий утенок» - домашние птицы.
Или подсказывает, какое упражнение или игру использовать:
• Федора обижала посуду – «Назовите ласково».
• Посуда была разбита – «Собери картинку».
• Насекомые попрятались от паука – закрепляем употребление предлогов
• Кай складывал льдинки – «Танграм».
• Красная Шапочка собирала цветы по дороге – закрепляем названия полевых цветов.
Характерная особенность занятий, построенных на сюжете – их комплексность, т. е. занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя элементы, направленные на развитие речи, творческого воображения, памяти и внимания, логического мышления, пространственного воображения, коммуникативных качеств, координации и мелкой моторики.
Я для себя выделила несколько вариантов (видов) сюжетных занятий.
1. На занятиях, построенных на сюжете одной сказки, где сюжет развивается, дети путешествуют вместе с героем и помогают ему выполнять различные задания. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. К таким сказкам можно отнести: «Колобок», «Снежная Королева», «Красная Шапочка», «Винни-Пух», «Кот в сапогах» и т.п.
Например, в подготовительной группе мною было проведено занятие по формированию элементарных математических представлений по сюжету сказки «Гуси-Лебеди». Дети, выполнив задание расставить недостающие числа в числовом ряду, узнали (прочитали) по буквам, которые открылись после выполнения задания, что сегодня мы отправимся в сказку «Гуси – Лебеди». Для того, чтобы дети реальнее представили сказку, я использовала презентацию с эпизодами из сказки. Мы встретили Машу, которая искала Иванушку, и решили помочь ей. На пути мы встретили Яблоньку, которая просила помочь ей – совать с нее яблоки, но сначала нужно было выполнить задание, иначе яблоки невозможно будет сорвать. Затем встретилась Печка (открывается слайд с изображением Печки с пирожками). Выполнив ее задание, мы смогли помочь ей вытащить пирожки. Дальше на пути встретилась молочная река кисельные берега(слайд). Решив задачу, ребята вытащили из речки большой камень. И вот на пути избушка на курьих ножках, сделанная вся из геометрических фигур. Дети внимательно рассматривают избушку и называют фигуры – какие, сколько. И тут возникает вопрос: а куда же Баба-Яга может спрятать Иванушку? Дети предположили, что в избушку. Закрывают глаза, я убираю несколько фигур, и оттуда выглядывает Иванушка. Дети радуются, но выйти Иванушка не может, дверь заперта. Чтобы помочь открыть дверь, дети вспоминают, каких фигур не стало. Выполнив задание, мы бежим вместе с героями домой. Но на пути дремучий лес, много извилистых тропинок, а следом летят Гуси – Лебеди. Как же помочь героям? Я раздала каждому ребенку на листочке дидактическую игру «Найди нужную тропинку». Дети с удовольствием искали из нескольких извилистых тропинок ту, которая ведет к дому Машеньки и Иванушки.
2. Также занятие может быть построено на встрече с героями из разных сказок.
В рамках муниципального семинара «Современные педагогические технологии – деятельностный подход» мною была показана непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку», где дети попали в сказку и встретили грустного Колобка, который заблудился в лесу. Он спешил к друзьям на праздник и не успел. Отгадав загадки, дети узнали, кто его друзья и узнали, что любимая сказка Колобка «Теремок». Все вместе решили показать эту сказку Колобку. Дети по взмаху волшебной палочки превращаются в героев сказки. После показа театрального представления все вместе танцуют танец с Колобком. Колобок благодарит детей и отправляется домой, а герои обратно превращаются в детей и попадают в группу. В группе дети обходят свои игрушки и спрашивают, не нужна ли еще кому–нибудь помощь.
3. На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например, Буратино, Доктор Айболит и т.п. На неделе педагогического мастерства мною проведено открытое занятие по формированию элементарных математических представлений «Поможем Буратино!». В группу пришло письмо, в котором буратино просит помощи у детей выполнить задания и найти Золотой ключик, а то Кот Базилио и Лиса Алиса закрыли его в чулане, потому что он не хочет учиться и пока он не выполнит все задания, они его не отпустят. Дети выполняют задания и находят ключик. В конце занятия снова получаем письмо, где Буратино благодарит детей за помощь и обещает хорошо учиться. А в благодарность отправляет свой портрет в виде раскраски. Дети берут карандаши и раскрашивают картинку. По требованиям ФГОС занятие должно иметь открытый конец, поэтому я стараюсь на своих занятиях выполнять это требование.
4. Занятие – путешествие, не обязательно по сказочному сюжету. Например, «Путешествие Снежинки», где дети узнают об особенностях зимних явлений природы. Или «Полет в космос». Это занятие по формированию элементарных математических представлений я провела на неделе педагогического мастерства в старшей группе. Дети, поговорив о космосе, решили стать космонавтами и побывать в космосе. Сначала они, как и настоящие космонавты, прошли тренировку, а затем побывали в космическом конструкторском бюро, где рассматривали макет ракеты, выполненный из фигур, а потом каждый самостоятельно из фигур сделал ракету такую же, как на схеме (Д.и. «Собери ракету»). Потом отгадав код (Д.и. Назови соседей»), надели скафандры, пристегнулись и после обратного отсчета полетели в космос. Полетав в космическом пространстве, увидели метеориты (Д.и. «Чем похожи и чем отличаются».) Из-за опасности столкнуться с метеоритами, перешли на ручное управление («Д.и. «Пульт управления»). Когда опасность миновала, мы вышли в открытый космос и под космическую музыку летали и превращались в звезды. И тут нам встретились симпатичные инопланетяне (Д.и. «Найди отличия»). Затем мы помогли инопланетянам выполнить задание и вернулись каждый на свой космодром (Д.и. «Найди свой космодром»).
Возможности использования сказочных сюжетов для развития детей безграничны. Нужно только желание и немного фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...
Наблюдение за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Сущность понятия наблюдение, позновательный интерес, особенности детей дошкольноговозраста,занятия для ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе....
«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология
Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....
«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология
Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....
«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология
Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....
«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология
Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....
Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры»
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности: Создание условий для обогащения игрового опыта ребенка. Использование в работе с детьми на...