тематические игры с пальчиками
картотека
Предварительный просмотр:
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ПО ТЕМАМ
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)
Будем листья собирать.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)
Маме осенний букет отнесем.
(указательными и средними пальцами обеих рук «шагают» по столу)
Вышел дождик на прогулку
Вышел дождик на прогулку.
(указательными и средними пальцами обеих рук «шагают» по столу, затем загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
(трясут ладонями, как будто отряхивают с них воду)
Дождик кончился. Устал.
(кладут ладони на стол)
Дождик
Дождик – дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«идут» по столу указательными и средними пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комок)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлеб» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
Снежинки
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(удары пальцами левой руки по ладони правой)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
(удары пальцами правой руки по ладони левой)
Но где же снежинки? В ладошке вода!..
(сжать и разжать кулаки)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(сжать и разжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
(встряхнуть ладони)
Как видно, ладошки мои горячи.
(показать ладошки)
Снежок
Раз, два, три, четыре,
(хлопают в ладоши)
Мы с тобой снежок слепили.
(«лепят»)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
(грозят пальчиком)
Раз – подбросим.
(«подбрасывают»)
Два – поймаем.
(«ловят»)
Три – уроним.
(разводят руки в стороны)
И… сломаем.
(ударяют ладонь о ладонь)
Капель
Кап, кап, кап – звенит капель.
(ритмично стучат по столу подушечками пальцев)
Приближается апрель.
(хлопают в ладоши)
Утро
Утро ясное придет.
Солнце красное взойдет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать.
(при слове «вставать» поднимают левую руку наверх и из кулака разжимают пальцы)
За ягодами
Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес пойдем мы погулять.
(обе руки «идут» пальчиками по столу)
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
(загибают пальчики, начиная с больших)
И братишке отнесем.
(протягивают вперед ладошки)
Компот
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держим «ковшиком», правой «мешаем»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Будем грушу мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибают пальчики на правой руке, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
(опять «варим» и «мешаем»)
Угостим честной народ.
Погладим котенка
- Киса, кисонька, кисуля! –
Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой.
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев (гладят мягкую игрушку – котенка).
Кошка и мышка
Кошка мышку цап-царап.
(руки в кулачек)
Подержала, подержала, отпустила.
(разжать кулачки)
Мышка побежала,
(двигаются пальчики)
Хвостиком виляла.
(указательные пальцы двигаются из стороны в сторону)
До свидания, до свидания.
(наклоны вперед – сгибают кисти рук)
Машина каша
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
(указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке)
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
(загибают пальчики по одному на обеих руках на каждое название посуды)
Всю посуду заняла,
(разжимают пальцы)
Все до крошки раздала.
(стряхивают воображаемые крошки с ладони)
Звери здороваются
- Повстречались два котенка. Мяу-мяу!
(взрослый соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка)
- Повстречались два щенка. Ав -ав!
(взрослый соединяет свой безымянный палец правой руки с безымянным пальцем правой руки ребенка)
- Повстречались два жеребенка. И-го-го!
(взрослый соединяет свой средний палец правой руки со средним пальцем правой руки ребенка)
- Повстречались два тигренка. Р-р-р-р!
(взрослый соединяет свой указательный палец правой руки с указательным пальцем правой руки ребенка)
- Повстречались два быка. Му-у!
(взрослый соединяет свой большой палец правой руки с большим пальцем правой руки ребенка)
- Смотрите, какие рога!
(взрослый двумя пальцами делает ребенку «козу»)
Веселый оркестр
Кот играет на баяне,
Зайка наш – на барабане.
Ну а мишка – на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
Есть у каждого свой дом
(дети загибают пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишье)
У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
(поочередно хлопают в ладоши и ударяют кулачками)
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке,
(поочередно ударяют кулачками)
Продает она орешки.
(показывают ладошки)
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(загибают пальчики по одному начиная с большого на обеих руках)
Ежик
Бежит ежик вдоль дорожек.
Лапки стучат.
(пальчики стучат)
Иглы шуршат.
(пальчики шевелятся)
Тише, тише!
Бежит мышь.
(тихонечко передвигаются пальцы левой руки, изображая мышь)
Ежик мышку – хап!
(накрыть «мышку» ладонью правой руки)
Съел!
(спрятать ее под стол)
Побежал опять, лег спать.
(положить правую руку пальцами кверху и сблизить пальчики в кружок)
Утята
Раз-два – шли утята.
Три-четыре – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался –
Громко-громко запищал:
- Пи-пи-пи – не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Ласточка
Ласточка, ласточка, милая касаточка,
Ты где была, ты с чем пришла?
- За морем бывала, весну добывала.
Несу, несу Весну-красну.
(на каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных)
Сорока – белобока
Сорока – белобока кашу варила,
Деток кормила:
Тане – дала, Анне – дала,
Маше – дала, Саше – дала,
А этому не дала.
Он дров не рубил, он печь не топил,
Нет ему ничего.
Птички
Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.
Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз. Положить руки на колени. Повторить взмахи.
Ладони повернуты к себе, перекрещены, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – голова, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей
(сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
(машут перекрестно сложенными ладонями)
Две синицы, воробей,
Шесть ворон и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(загибают пальчики по одному на каждое название птицы)
Всем хватило зернышек!
(трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)
Сорока – белобока
Сорока – белобока кашу варила,
На порог скакала, деток созывала:
Этому – дала,
Этому – дала,
Этому – дала,
Этому – дала,
А этому ничего не дала.
Он дров не рубил, он печь не топил,
Нет ему ничего.
Рыбка
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница,
(погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(медленно сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)
Крошку хлебную взяла,
(сделать хватательное движение двумя руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)
Человечек
«Топ-топ-топ!» - топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу
Здравствуй
Я здороваюсь везде – дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю я соседской курице.
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Я выросла
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки и Сереже подарю.
(удары кулачками и хлопки поочередно)
Деревянную посуду я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой – ничего, что он хромой.
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже? Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужен тоже поиграть хоть полчаса!
(на каждое название игрушки загибают по одному пальцу на обеих руках)
Мне теперь не до игрушек – я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже ничего не подарю.
(удары кулачками и хлопки поочередно)
Водичка, водичка…
Водичка, водичка,
(имитируют стряхивание воды с рук)
Умой мое личико,
(имитируют умывание лица)
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
(на каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются каждого пальца, начиная с указательных)
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.
На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием.
Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Веселые маляры
Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
КИСТОЧКА
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо – пальцы раздвигать. Влево – мягко соединять подушечки пальцев.
СЕМЬЯ
Папа, мама, брат и я –
Вместе дружная семья.
(правой рукой загибают по одному пальчику на левой руке, показывают сжатый кулак левой руки)
Раз, два, три, четыре,
Все живем в одной квартире.
(левой рукой загибают по одному пальчику на правой руке, показывают сжатый кулак правой руки)
Помощники
Раз, два, три, четыре,
(ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибают пальчики по одному на каждое название посуды)
Раз, два, три, четыре,
(ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой)
Сколько обуви у нас
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременно удары по столу и хлопки в ладоши)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают пальчики, начиная с больших)
Новые кроссовки
(дети загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви)
Как у нашей кошки на ногах сапожки.
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
Как у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький надевает валенки.
А сыночек Вовка – новые кроссовки.
(ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками попеременно)
Вот так. Вот так. Новые кроссовки.
Я перчатку надеваю
Я перчатку надеваю,
Я в нее не попадаю.
(дети поглаживают одной рукой другую)
Сосчитайте-ка, ребятки,
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Сколько пальцев у перчатки?
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять».
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом.
(загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
ШАРИК
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда «воздух выходит», принять ладонями исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Мяч
Мячик я держу в руке,
(кладут мяч на правую ладошку)
Зажимаю в кулаке,
(крепко сжимают его)
Отпускаю, разжимаю
(раскрывают ладонь)
И ладошками катаю.
(катают мячик между ладонями)
Ладонь – кулак
- Хочешь? Тоже делай так:
То – ладонь, а то – кулак.
Руки положить на стол, ладони прижать к столу, затем одновременно сжать ладони в кулак, прижимая к столу.
Для усложнения: чередовать правой (левой) рукой «ладонь – кулак»; увеличить темп.
Список литературы:
1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
2. Нищева Н.В. Кабинет логопеда – СПБ детство-пресс, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
Буклет для родителей "Играем дома, играем с пальчиками!"
Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней....
"Мы играли, мы играли - наши пальчики устали"
Все эти несложные операции с мелкими предметами заставляют работать мелкие мышцы кисти рук и пальцев, что имеет прямое влияние на развитие речи ребенка. Если Вы хотите помочь своему ребенк...
Игры с пальчиками. Подвижные игры
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет....
Продолжение темы: "Тематические игры с пальчиками"
Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы,Это ласты, а не лапы.У тюленей ласты этиНосят мамы, папы, дети....
Тематическая неделя «Наши пальчики играли».
Необходимость развития мелкой моторики пальцев, что позволит стимулировать процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логи...