доклад "Развитие художественного творчества детей"
консультация
как влияет изобразительная деятельность на развитие детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 58»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Доклад на педагогическом совете
"Педагогическая технология художественно – творческого развития детей дошкольного возраста"
Подготовила Воспитатель Шушкова Елена Николаевна ноябрь 2019 год |
г. Нижнекамск
«Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на стекле … »
Э Успенский
Большое влияние на воспитание в ребёнке общечеловеческих ценностей доброты и красоты имеет изобразительная деятельность. Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем. Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является художественно-эстетическое воспитание.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые появления творчества. Вот почему одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачек умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи информации. Важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а закрепощают. Почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в свободной деятельности наоборот. Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, задача педагога: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Основной акцент нужно делать на нетрадиционные способы изображения. Здесь присутствует элемент необычности, доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Разумеется вводить нетрадиционные приёмы в изодеятельность с дошкольниками надо разумно, ни в коей мере не умаляя значения классических техник, а главное учитывать целесообразность применения по той или иной теме.
В систему обучающего процесса надо включать самые необычные средства изображения: размазывание краски пальцами, рисование свечой, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, по клейстеру, также комбинирую разные материалы: коктельные трубочки, расческу, зубную щетку, ватную палочку, спички, зубочистки, использую смешанные изобразительные техники ( рисование солью +рисование клеем + рисование ватными палочками). Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получается красиво.
Любят дети рисовать и мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем намного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить бумагу и дорисовать детали - и рисунок готов. Темы : «Одуванчики», « Облака», « Зимний пейзаж», «Букет маме».
Как показывает практика работы с детьми, особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся приемы, позволяющие экспериментировать с материалами. Дети, фантазия которых еще не обремена изобразительными стереотипами, мешающие творческому процессу, с удовольствием включаются в эксперимент. Учитывая это, мною были введены такие инновационные технологии: кляксография, рисование на длинной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, поролоновые рисунки, разрисовка камешков, монотипия, рисование на мокрой бумаге, гратаж, тканевые изображения, объемная аппликация, рисование с помощью открыток, жгутиковое плетение ( из полоски фольги скатывается трубочка, перекручивается по всей длине и получается жгутик ). Из него изгибается контурное изображение предмета, накладывается на картон, заполняется тонким слоем пластилина, украшается бисером, блёстками, тиснение. Тема: «Виноград», «Валентинка», « Новогодняя елочка».
В случае присутствия у детей нарушения эмоционально – волевой сферы снижения психоэмоционального контроля, преобладание негативных эмоций.
Один из эффективных методов в работе с детьми является использование арт- терапии. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, неуверенность в себе, тревожность). Это педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья детей и выполняет психологические и коррекционные функции.
На занятиях в нашем ДОУ мы применяем одну из разновидностей арт– терапии – инновационные технологии в изодеятельности. При правильной организации работы в данном направлении у детей совершенствуется познавательная деятельность ( восприятие, воображение, мышление, внимание), также совершенствуется эмоционально- волевая сфера, а именно : воспитывает умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Существуют определенные четкие правила в использовании инновационных технологий:
- обеспечение рабочего мета,
-определение видов работы,
-формирование целей задач порядка работы,
-спокойная обстановка,
-пробудить интерес,
-никакой критики,
- менять формы занятий,
- учить доводить дело до конца,
-временной промежуток 20-30 минут.
Используемые техники:
Рисование с помощью изоленты используется в старшем дошкольном возрасте. Используя обычную изоленту или скотч , любому ребёнку будет интересно изготовить симпатичную аппликацию. Необычный способ рисования получается . если аппликацию из изоленты раскрасить красками . а после того. Как краска высохнет, изоленту снять. Темы : «Высокие дома», «Красивая картина», «Снежинка», «Дерево зимой».
Рисование песком. Смолью со старшего дошкольного возраста. Прорисовывается контур рисунка клеем , сверху притрусить солью или песком. Рисунок можно оставить в первоначальном виде, можно высушенную работу раскрасить красками. Темы: «Салют», «Цветочная поляна», «Зимний лес».
Еще одна нетрадиционная техника, рисование клейстером тоже используется в работе со старшими детьми. Для работы необходимо заварить клейстер и смешать его с краской. Затем нанести его равномерно на бумажный лист достаточно объёмным слоем. Палочкой процарапывается рисунок и оставляется до полного высыхания. Тема : «Пейзаж», «Красивая весна», «На полянке».
Техника рисования пеной для бритья интересна детям уже с младшего дошкольного возраста. Пену для бритья распределяют ровным слоем по картону. Накапать в произвольном порядке гуашь на пену и аккуратно её снять. Тема: «Цветы для мамы», «Дождливое утро».
Шариками в краске или цветным льдом с младшего дошкольного возраста. На дне коробки располагается бумага. Шарики окунаются в краску и выкладываются на дно коробки. Шарики перекатываются в разных направлениях. Тема: « Весенний ковер», «Узор на стекле», «Платье для куклы».
Безумное рисование: на большом куске бумаги с горки шариками в краске или цветным льдом.
Традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблемы развития творческой личности. Необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку. С этой целью в нашем детском саду на ряду с традиционными формами работы используются приёмы , позволяющие экспериментировать с материалами. Дети с удовольствием занимаются изготовлением своими руками необыкновенных вещей, подарков, поделок из природного , бросового материала. Эти приёмы позволяют детям проявлять неординарность, открывается индивидуальность ребёнка, снимаются комплексы, дети делаются раскованнее.
На занятии используются :
- работа в паре,
- работа в группе,
- коллективная работа.
Большой интерес у детей вызывает занятие оригами. Моделируя несложные конструкции, начиная со средней группы, дети испытывают неподдельную радость от своих работ. Тема : «Зверушки из теремка», «Дед мороз», «пароход», «Грибок», «Лебедь», «Весенние цветы», «Рыбки в аквариуме», «Бабочка».
Подводя итоги, нельзя не заметить эмоциональный подъём у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники. Результатами использования нетрадиционных техник в детском творчестве является: овладение новыми способами художественных изобразительных техник, умение передавать чувства. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, даёт возможность сделать прекрасное своими руками, да ещё с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это способно удивить всех.
Каждый час и каждую минуту
Осознаю ответственность свою,
Из детских душ таинственных и хрупких
Неповторимые шедевры создаю.
Я педагог, творец и многогранник,
С истоками добра – с теплом души,
И за руку со мной в страну искусства
Уверенно шагают малыши!
Список литературы:
- Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия / Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д.; – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1995.
- Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей» / Столяров Б.А. – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1994.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
- Дранков В.Л. Психология художественного творчества. – Ленинград.: 1991.
- Коротеева Е. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 1997
- Левин В.А. Воспитание и творчество. – М.: Педагогика, 1997.
- Осорина М.В., Некрасова-Каратеева О.Л. Курс лекций «Психология детского рисования». –СПб.: Государственный университет, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая проектная работа "развитие художественного творчества детей"
Итоговая проектная работа на тему : "развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста"...
Итоговая проектная работа по вариативному модулю:«Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников»Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна
Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "МИР КРАСОК"
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...
Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"
Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"...
Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"
В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки - привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...
Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы в областях : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».«Детям о памятнике Петру 1».
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и...
Перспективный план работы по «Художественно – эстетическому развитию» Образовательная область «Художественное творчество детей младшего дошкольного возраста» (3 – 4 года)
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Рабочая программа пок...