Творческие мастерские для родителей
методическая разработка
Программа по работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_masterskie_dlya_roditeley.docx | 48.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27»
IV Всероссийский конкурс Центров и программ родительского просвещения
«Современные системы взаимодействия образовательных учреждений и семьи»
Номинация: «Программы и проекты родительского просвещения
психолого-педагогической направленности»
Название работы:
Программа родительского клуба
«Творческие мастерские для родителей»
Авторы:
педагог-психолог Толмачева Юлия Валерьевна,
воспитатели Киваева Надежда Николаевна,
Кукинова Анастасия Алексеевна.
г. Северск
Содержание
2.2. Ожидаемые результаты ……………………………………….. 3. Тематическое планирование…………………………………..……… 4. Методическое обеспечение…………………………………………… 4.1. Современные образовательные технологии…………………… 4.2. Методики………………………………………………………… 4.3. Методы и приемы работы с родителями……………………….. 4.4. Материально-техническое оснащение………………………….. 5. Диагностический инструментарий…………………………………. 5. Литература…………………………………………………………….. Приложения: Приложение № 1 Нормативно-правовая база Приложение № 2 Диагностический материал Приложение № 3 Результаты диагностики Приложение № 4 Занятие на тему «Семейные традиции» Приложение №5 Игровой тренинг для пап Приложение №6 Занятие на тему «У семейного очага» (совместное занятие родителей с детьми) | 3 4 5 7 9 9 11 13 13 14 14 15 15 16 |
Введение
Представляемая программа направлена на работу со всеми субъектами образовательного процесса. Призвана оказать помощь педагогам дошкольных образовательных организаций в выстраивании конструктивных взаимоотношений с семьями воспитанников, в построении единого образовательного пространства, позволит решить многие проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, повысить качество образовательного процесса. Созданию программы предшествовал многолетний опыт практической поисково-исследовательской работы в рамках межпрофессионального взаимодействия педагога-психолога с воспитателями. Авторами был проанализирован большой объём отечественной и зарубежной теоретической и практико-ориентированной информации по такому направлению, как «работа с родителями», а также свой собственный опыт многолетней педагогической деятельности. В результате научно обоснованного поиска, ориентированного на реализацию новых Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, были определены условия, необходимые в формировании мотивации родительского поведения:
- высокая мотивация педагогов;
- установление партнерских отношений с родителями;
- определение образовательного заказа со стороны родителей;
- высокое качество образовательного процесса в ДОУ;
- деятельностная активная вовлеченность родителей в «жизнь» ДОУ.
При этом был выявлен наиболее эффективный вектор работы, а именно:
В начале - интеграция взаимных интересов родителей (значимых взрослых), педагогов и самого ребёнка, то есть, формирование триады «педагог – родитель – ребёнок».
И далее – выведение родителей, сперва, на позицию «осознанного родительства», затем «активного участника» в жизни ДОУ и, наконец, «субъекта» образовательного процесса своего ребёнка с помощью педагогов ДОУ.
Анализ как традиционных, так и новых практик, современной научно-практической и методической литературы, наш собственный опыт в направлении работы с родителями показал, что наиболее действенными являются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, которые предполагают не пассивно-зрительское, а непосредственно деятельностное участие их в образовательных событиях. Это является актуальной особенностью нашей работы - осуществление всех форм работы с родителями на основе деятельностного подхода.
Пояснительная записка
В настоящее время активно меняются и совершенствуются приоритетные направления дошкольного образования. В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» по-новому прописаны основные требования к общеобразовательным программам дошкольного образования. Очень важное место в требованиях ФГОС отведено сотрудничеству организации с семьей, обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Также в новом стандарте отмечено, что он является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года родители признаются полноправными субъектами воспитательного и образовательного процесса. Актуальность формирования ответственного родительства в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией модернизации общего образования, Законом «Об образовании в РФ», а также рядом других источников. Один из пунктов Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в дошкольном возрасте. Для этого, согласно ФГОС, необходимо обеспечить открытость дошкольного образования (пункт 3.1.5), создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (пункт 3.1.6), поддерживать родителей (законных, представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (пункт 3.2.1.8).
Несмотря на это, реализация культурно-образовательного и воспитательного потенциала семьи осуществляется малоэффективно в связи с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания [16]. Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей является одной из наиболее актуальных сегодня.
В основе концептуальных положений данной работы, ее научной психолого-педагогической основы – исследования, посвященные родительской компетенции как значимого ресурса успешного протекания семейного воспитания (В.Г. Бочарова, Т. Гордон, И.В. Гребенников, Л.И. Маленкова, Р.В. Овчарова, Л.Г. Петряевская, В.М. Минияров, А.С. Спиваковская, И.А. Хоменко, Ю. Хямяляйнен, Е.В. Руденский и др.). Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.
Компетентный родитель, согласно определению Г.Г. Филипповой, выступает как «установивший с ребенком доверительный контакт, научившийся чувствовать состояние своего ребенка, понимающий его поведение, умеющий точно определить, что и как надо сделать для своего ребенка именно сейчас, уверенного в себе и своих действиях» [15, с. 76]. Компетентное родительство предполагает активную родительскую позицию в получении необходимых педагогических знаний, постоянную готовность пополнять их и применять на практике.
Поэтому, говоря о формировании мотивации родительского поведения, необходимо создать условия:
- высокая мотивация педагогов;
- установление партнерских отношений с родителями;
- определение образовательного заказа со стороны родителей;
- высокое качество образовательного процесса в ДОУ;
- деятельностная активная вовлечённость родителей в «жизнь» ДОУ.
Постановка проблемы.
Сегодня направление «работа с родителями» расширяет свой спектр задач. Детский сад не только информирует родителей о жизни ребёнка в детском саду, но и стремится вывести взрослых членов семьи на новый уровень позиции «осознанного родительства» как активных участников образовательного процесса своего ребёнка в сотрудничестве с ДОУ.
Несмотря на то, что практика дошкольного образования в России имеет большой арсенал разнообразных форм работы с родителями, педагоги-практики продолжают сталкиваться со многими трудностями. В реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония, определяющая ряд проблем:
1. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за них, переложив целиком воспитание детей на общество.
2. Неразрешимые пока противоречия между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен.
3. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, а, скорее, оппонентами, не всегда понимающими друг друга. Например, воспитатели пытаются подвести родителей к пониманию важности познавательной деятельности ребёнка в детском саду, а родительский интерес сводится к элементарным потребностям «Что поел? Как поспал?».
4. Родители отторгают информацию педагогов, потому что придерживаются принципа «Я всё знаю сам, меня учить не надо», не воспринимают советов, не считая многие вопросы проблемными; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности.
5. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены, как образовывают и воспитывают детей в детском саду, придерживаясь позиции «стороннего или критического наблюдателя».
Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Во многих семьях слабы межличностные связи между родителями и детьми, и, как следствие, авторитетом становится внешнее, далеко не всегда позитивно направленное окружение, что приводит к утрате влияния семьи на ребенка.
Материальные и психологические трудности, переживаемые российской семьей, привели к возникновению совершенно новых, ранее считавшихся нетипичными, проблем воспитательного характера. Современный ритм жизни, увеличение уровня конфликтности семейных отношений, повышенная занятость родителей наряду с низким уровнем их родительской компетенции существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците заинтересованного и внимательного отношения друг к другу. Современный родитель – это человек достаточно компетентный в профессиональных вопросах, но в силу объективных обстоятельств (занятость на работе, отчужденность от ребенка, эмоционально-личностные проблемы) плохо ориентирующийся в мире детско-родительских отношений [17].
Таким образом, современная семья обнаруживает проблему педагогически несостоятельного, некомпетентного родительства. Оно выражается в незнании методов педагогического воздействия, недооценке значения семейного воспитания, отсутствии у родителей потребности в педагогических знаниях, неумении родителей взаимодействовать с детьми, неспособности оценить перспективы развития ребенка и создать возможности для их реализации.
Нарастающий интерес к проблеме формирования родительской компетентности нашел отражение в появляющихся в последнее время программах тренингов, семинаров и методических разработках (А. Баркан, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Гордон, В.Сатир). В то же время, необходимо отметить, что большинство из них не раскрывает важных психолого-педагогических аспектов формирования родительской компетентности, в основном сводятся к лекционной форме и теоретическому содержанию, что затрудняет практическую тренировку навыков и систематическую работу родителя над собой.
Таким образом, на сегодняшний день поиск путей решения выше указанных проблем до сих пор является актуальной задачей дошкольного образования.
Актуальность
Актуальность проблемы, ее психолого-педагогическая значимость в теоретическом и практическом значении обусловили потребность в поиске новых современных технологий в данной области.
Нами было проведено анкетирование, которое показало: по мнению родителей, в большей мере оказывает влияние на ребенка семья (55%), 40% считают, что в равной степени и семья, и детский сад, и лишь 5% - детский сад, так как там ребенок проводит много времени. Половина родителей (50%) считают, что обладают достаточными знаниями о своем ребенке. Несмотря на это, 40% родителей определяют самую важную проблему в воспитании «взаимное непонимание детей и взрослых», еще 40% - «непослушание детей», 20% - «лень у детей». При этом только 10% взрослых желали бы улучшить отношения, остальная часть (90%) не смогли определить, что бы они хотели изменить в отношениях с ребенком.
Важно было помочь таким родителям осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка, привлечь их к сотрудничеству для приобретения знаний и практического опыта взаимодействия с детьми.
Поэтому нами (педагогами группы и педагогом-психологом) было принято решение организовать клуб «Творческие мастерские для родителей», который обеспечит поддержку родителям, поможет сохранить духовно-нравственных традиции в семейных отношениях и семейном воспитании; укрепит и защитит семьи и ценности семейной жизни, создаст условия для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства. Тематику встреч определили родители.
Анализ как традиционных, так и новых практик, современной научно-практической и методической литературы, наш собственный опыт в направлении работы с родителями показал, что наиболее действенными являются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, которые предполагают не пассивно-зрительское, а непосредственно деятельностное участие их в образовательных событиях.
Актуальной особенностью нашей работы является осуществление всех форм работы с родителями на основе деятельностного подхода.
Как показала наша работа в данном направлении, наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями с точки зрения повышения родительской компетентности являются:
- ролевая игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях;
- психологический тренинг общения;
- обучение умению видеть реакцию партнёра по общению и учитывать её, меняя собственный стиль общения;
- обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации;
- тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции;
- рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.
Представленные формы работы раскрепощают взрослых, сплачивают ДОУ и семью, позволяют проявлять и поддерживать инициативу друг друга. При этом будут разумно сочетаться субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Те отношения, которые формируют «педагогику сотрудничества», или то, что называют «диалоговым обучением». К тому же сами родители в анкете указали форму «специальные практические занятия», которая могла бы им помочь в решении проблем с ребенком.
Построение программы и проведение занятий-встреч основывается на следующих принципах:
• системность подачи материала;
• наглядность обучения;
• доступность;
• развивающий и воспитательный характер учебного материала;
• интегрированность и комплексность построения занятий;
• активность участников;
• наличие обратной связи на занятиях;
• коммуникативная эффективность;
• обогащение жизненного опыта участников;
• доверие и анонимность;
• социально - личностное развитие.
Цель клуба «Творческие мастерские для родителей»: повышение качества семейного воспитания через коллективные творческие дела с участием педагогов и родителей.
Задачи:
- способствовать формированию осознанной родительской позиции к воспитанию ребёнка через активные методы деятельностного подхода;
-способствовать осознанию ответственности за сохранение физического, психологического и эмоционального здоровья членов семьи, а также их духовному развитию, сохранению и укреплению семейных ценностей;
- активизировать участие родителей в обучении и воспитании детей, охране их здоровья, в обеспечении трансляции общекультурных и семейных ценностей;
- повышать статус отцовства и материнства в обществе и пропагандировать успешность семьи.
Таким образом, считаем, что в свете реализации ФГОС ДО программы является новой, актуальной и действенной. Новизна нашей работы будет выражаться в создании творческих мастерских для родителей воспитанников группы, включающих в себя обучающие тренинги, совместные праздники и другие мероприятия с применением АМО (активных методов обучения).
Данная разработка рассчитана на два учебных года, может быть использована другими педагогами для построения единого образовательного пространства, позволит решить многие проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, повысить качество образовательного процесса. Оставляет возможность педагогам творчески подойти к материалу и использовать другие временные рамки. Для более эффективной работы в данном направлении необходимо провести предшествующую работу: сначала открыть для родителей пространство ДОУ (знакомить с образовательным процессом, приглашать на праздники, освещать события группы и ДОУ в фоторепортажах и т.п.), следующий шаг - создать доверительные партнерские отношения с родителями (в этом нам помогло проведение на раннем возрасте «Адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ»).
Ожидаемые результаты:
- Сформируется позиция «осознанного родительства».
- Повысится процент посещения родителям клубных встреч.
- Родители станут активно участвовать в детско – родительских проектах.
- Увеличится количество родителей, удовлетворенных качеством дошкольного образования.
Личностные результаты:
- способны к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (эмпатии, сопереживанию);
- сформировано позитивное отношение к своему «Я» и «Я» ребенка (имеют представления о себе и своем ребенке, своих и ребенка возможностях, достижениях);
- овладели основными правилами культуры поведения и общения, активно эти навыки демонстрируют своему ребенку;
- умеют адекватно проявлять свои чувства и учат адекватному проявлению чувств своего ребенка.
Метапредметными результатами программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Коммуникативные УУД:
- умеют донести свою позицию до собеседника;
- умеют оформить свою мысль и желания в устной форме;
- умеют слушать и понимать высказывания собеседников;
- готовы к совместной деятельности с другими родителями и детьми (совместно договариваются о правилах общения и поведения на занятии и в свободной деятельности, следуют им);
- владеют навыками работы в группе:
а) способны договариваться, учитывая интересы и чувства других;
б) умеют выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Познавательные УУД:
- проявляют интерес к теме, задают вопросы педагогам и другим родителям;
- пытаются самостоятельно дать объяснение поступкам людей;
- способны к принятию решений, опираясь на результаты совместной работы всей группы;
- способны переносить полученный опыт из одной жизненной ситуации в другую.
Регулятивные УУД:
- умеют работать по правилу и образцу;
- умеют слушать и выполнять инструкции собеседника;
- развиты навыки самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам).
Направленность программы: социальная.
Тематический план родительского клуба
№ | Содержание работы | Месяц проведения |
первый год | ||
1. | Интересно о важном (о возрастных особенностях развития ребенка) Цель: расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год. Повысить родительскую компетентность в вопросах развития ребенка на данном возрастном этапе. | сентябрь |
2. | Защита прав и интересов ребенка (воспитание без насилия или поощрения и наказания) Цель: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. Соблюдение прав и интересов детей. Профилактика жестокости и насилия в семье. | октябрь |
3. | Мама – самый главный друг, это знают все вокруг! Цель: способствовать углублению чувства привязанности и любви к маме. Создание радостного, праздничного настроения, атмосферы доброты, семейного уюта и общей радости взрослых и детей. | ноябрь |
4. | Игровой тренинг «А наш папа - лучше всех, впереди нас ждет успех (особенности отцовского воспитания)» Цель: гармонизация детско-родительских отношений в ходе совместных игровых действий. Привлечь внимание к значимости роли отца в воспитании ребенка. | февраль |
5. | В гостях у Капризки Цель: познакомить родителей со способами регуляции негативных эмоций. Привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и к тому, как она может повлиять на эмоциональное самочувствие ребенка, его поведение и отношение к сверстникам. | март |
6. | Страна Гневия (нужен ли нам гнев и как с ним справиться) Цель: помочь в осознании функций гнева и способов его преодоления; учить конструктивным замещающим реакциям | апрель |
7. | Семья – это радость, семья – это мир, семья – это помощь, семья – это жизнь! (семейные традиции и повышение престижа многодетной семьи) Цель: распространение положительного опыта семейного воспитания и повышение ответственности родителей за воспитание детей; обмен семейными традициями; повышение престижа и роли многодетной семьи в обществе | май |
второй год | ||
1. | Как воспитать ребенка счастливым Цель: умение создавать условия для всестороннего развития личности. Поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребенка. | сентябрь |
2. | Родительские установки и ожидания Цель: расширение осознанности мотивов воспитания своего ребенка, оптимизация форм родительского воздействие, осознание внутренних потребностей ребенка | октябрь |
3. | Мама – самое главное слово! (совместное занятие мама с ребенком) Цель: способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме, учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме | ноябрь |
4. | Быть отцом – это многое значит Цель: продолжать укреплять внутрисемейные связи (папы с ребенком), повышать статус отцовства | февраль |
5. | Нет милее дружка, чем родная бабушка Цель: дать представление о связи поколений и о роли опыта поколения в жизни каждого члена семьи; активизация коммуникаций в семье. | март |
6. | Активное слушание как способ решения проблем детей Цель: содействовать предупреждению трудностей во взаимоотношении между детьми и родителями. Прояснить различия проблем родителей и проблем детей, познакомиться с целями и приемами активного слушания, развивать навыки активного слушания. | апрель |
7. | У семейного очага (семейные традиции) – совместное мероприятие родителей с детьми Цель: популяризация семейных ценностей, народных традиций и укрепление социального института семьи. Формировать у детей представление о семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье через организацию праздников. | май |
Всего занятий | 14 |
После нескольких встреч стало ясно, что родителям необходимо не только дать шаблон взаимодействия, но и научить их варьировать способы взаимодействия с ребенком, в зависимости от ситуации и его потребностей.
Данная тематика позволила:
-формировать способы бесконфликтного взаимодействия;
-обогащать сферы межличностных отношений;
-способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге;
-содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений; обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие своего ребенка;
-содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания;
-формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства.
Методическое обеспечение
В программе используются современные образовательные технологии:
1. Холистический подход подразумевает развитие целостной и гармоничной личности.
2. Системный подход подразумевает последовательный процесс самопознания, самоанализа, рефлексии.
3. Личностно - ориентированный подход осуществляется путем:
1) учета индивидуально-психологических особенностей, неповторимости, уникальности каждого участника учебно-воспитательного процесса;
2) создания атмосферы безопасности, в которой каждый участник группы может чувствовать себя принятым и достаточно защищенным для того, чтобы рискнуть быть самим собой и выразить самые глубокие эмоциональные переживания, что способствует развитию позитивной «Я-концепции»;
3) осуществления педагогической поддержки участника группы.
Использованные в работе методики:
- психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально – личностной сферы);
- гештальттерапия - означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", т. е. переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части;
- гимнастика мозга;
- сказкотерапия – метод, помогающий найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения;
- релаксация – снятие психоэмоционального напряжения;
- юмор – помогает понять хорошее и плохое своего «Я», осознать свой гнев и выразить его без опаски;
- рисуночные методы;
- элементы групповой дискуссии и другие.
На протяжении всех этапов активно используются разнообразные методы работы с родителями.
- Методы активизации родителей:
- вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;
- дискуссионные вопросы;
- предложения с предоставлением альтернатив;
- приведение примеров из литературы;
- приведение примеров из собственного опыта.
- Методы формирования педагогической рефлексии у родителей:
- анализ педагогических ситуаций;
- ранжирование ситуаций и связанных с ними педагогических понятий;
- решение педагогических задач;
- методы игрового моделирования поведения;
- анализ собственной воспитательной деятельности.
Приемы:
- игровые;
- сюрпризные моменты;
- использование художественного слова;
- просмотр видеоряда и видеосюжетов;
- творческая продуктивная деятельность;
- разыгрывание ситуаций.
Материально - техническое оснащение:
- магнитофон;
- фонотека;
- проектор;
- видеоматериал;
- дидактические куклы;
- мягкие игрушки;
- литература, книги с художественным словом, журнальные статьи;
- цветные карандаши, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, стирательная резинка, баночки для воды и др.;
- мольберт.
Диагностический инструментарий (Приложение 2):
• Анкетирование родителей «Семейное воспитание» (Воронина И.А. -модифицированный тест Хоменко И.А), [2];
• Анкета для родителей «Субъектная позиция семьи в образовании» (материалы IV региональной научно-практической конференции для руководителей и педагогических работников ДОУ «Формирование субъектной позиции ДОУ и семьи в открытом образовательном пространстве на основе межсекторного партнерства», г.Томск, 10 апреля 2015 г.)
• Анкета для родителей на выявление степени удовлетворённости качеством оказываемых воспитательно-образовательных услуг (анкеты обратной связи).
Список литературы
Для педагогов:
- Акутина С.П. Роль педагогической компетенции родителей в воспитании духовно-нравственных ценностей детей // Вестник университета Российской академии образования. – 2009. – № 2. С. 125-126.
- Березина Т.А., Воронина ОО.И. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольника в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи» // научно-методическое пособие "Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях - 1 часть). - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2008
- Валькова Л. Н. Семейный клуб - одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса [Текст] / Л. Н. Валькова // Начальная школа. - 2010. -№ 6.- С. 25.
- Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1. С. 34.
- Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. №1. С. 3-29.
- Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. №7. С. 94.
- Лебедева. К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода. [Текст] / К. А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования.-2014. -№6. -С.84.
- Маркова А.В. Педагогическое просвещение родителей по вопросу гуманных взаимоотношений с детьми [Текст] / А.В. Маркова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Берлинского. -2007. -№7. - С.5.
- Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.: Просвещение, 1997. 121 с.
- Меркуль И.А. Проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей. [Текст] / И.А. Меркуль // Актуальные проблемы психологического знания. -2010. - №4. - С.41.
- Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
- Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.– 496 с.
- Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. №5. С. 20-28.
- Сатир, В. Вы и Ваша семья: руководство по личностному росту / В. Сатир. — М.: Апрель-Пресс, Институт общегумманитарных исследований, 2011. — 288с.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. С. 76.
Интернет – ресурсы:
- Дронова Е.Н., Беляева К.А. "Ответственное родительство": сущность и содержание // Культура и образование. – Август 2015. - № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/08/3445
- Коваленко Т.В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования // Современные исследования социальных проблем(электронный научный журнал), ModernResearchofSocialProblems, №4(48), 2015•www.sisp.nkras.ru [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentsiya-kak-faktor-sovremennogo-soderzhaniya-obrazovaniya
- http://www.pri-rono.ru/provi/norm/324-979.html
- http://childpsy.ru/lib/articles/id/10300.php
Для родителей:
1. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3 – 4 лет: Пособие – конспект для практических работников ДОУ/Авт. – сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240.
3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. – 150 с., ил.
4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры/Медведева И.Я., Шишова Т.Л. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2002. – 240с.
5. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
6. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа/ Авт.-сост. С.В.Чиркова. – М.: ВАКО, 2011. - 256 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
7. Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2004. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская для родителей "В мире детских эмоций"
Практическое занятие с родителями направленное на создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального развития детей....
Творческая мастерская для родителей по изготовлению тренажеров для глаз
Цель. Формирование у родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.Установление эмоционального контакта между педагог...
Творческая мастерская с родителями "Подарки ко Дню семьи!
Дети с помощью родителей создавали картины - рисовали рисунок на деревянных дощечках, выжигали его, а затем его раскрашивали....
«Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» (творческая мастерская для родителей)
Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвяз...
Творческая мастерская для родителей "Основы квиллинга"
Задачи: познакомить родителей с квиллингом – бумажной филигранью; научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму; вызвать интерес к данной технике, желание само выразиться.С...
Творческая мастерская для родителей «Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми для развития дыхания для профилактики простудных заболеваний»
Если вы работаете над темой "Дыхательная гимнастика", Вам может пригодиться для планирования в работе с родителями....