Тема «Организация взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
статья (младшая группа)
Тема «Организация взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с
требованиями ФГОС ДО»
Автор: воспитатель Крюкова Светлана Николаевна
МАДОО МО "Детский сад №216" г. Краснодар
Аннотация
Цель организация работы с детьми младшего дошкольного возраста– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасност и жизнедеяте льности ребе нка.
Ключевые слова: развитие, организация, занятия, требования, ребенок, воспитатель, решение.
Статья
В связи с в недрением Ф ГОС в образо вательный про цесс ДОО из менились фор мы, методы ор ганизации вос питательно-обр азовательно й деятельност и. Опираяс ь на принц ипы ФГОС по до школьному обр азованию, мо жно сделат ь вывод, что ос новное вни мания разр аботчиков н аправлено н а решение проб лем социал изации дете й дошкольно го возраст а:
поддержки разнообразия детства;
сохранения у никальност и и самоце нности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
полноценного про живания ребё нком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обо гащения) детс кого развития;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенност ями и склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития дете й и их вза имодействи я с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Образовательная деятельность осуществляетс я на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
В качестве ос новного пр инципа дош кольного обр азования ст андарт выд вигает «по лноценное про живание ребе нком всех эт апов детст ва (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что ре ализация Про граммы дол жна осущест вляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Р ассматрива я конкретное со держание у казанных в ст андарте 5 обр азовательн ых областе й, следует от метить, что о но зависит от возр астных и и ндивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельност и (общении, и гре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
Младший дошкольный возраст – очень важный для всестороннего развития ребенка период. Третий год жизни являетс я переходным этапом в р азвитии малыша. У ребенка еще не мало общего с детьми второго года, и вместе с тем у него появляются новые возможности в овладении навыками обще ния, игровой деятельности, в усвоении первичных сведений об окружающем мире. Поэтому жизнь детей с момент а поступления в первую младшую гру ппу приобретает новое содержание: они постепенно включаются в систематическую и обязательную обще-групповую учебную деятельность, в в ыполнение трудовых поручений; у ребенка развиваются и совершенствуются игровые навыки; малыш усваивает новые, более сложные правила, опреде ляющие его поведение, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра небудет развиваться должным образом. Воспитатель создает игровую обст ановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновре менно имеет место и о посредованное воздействие, но пока не через детский коллектив, а через игрушки, несложную инсценировку и т. д. Уже в младшем дошкольном возрасте детям прививают привычку поддерживать порядок в «игру шечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл – убери за собой», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно ор ганизовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического р азвития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и инди видуальным и особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: о пределение мест а игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Игра – наибо лее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Мы обращаемся к вопросам игры как средства воспитания и развития детей раннего возраста. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением.
Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил: и физических и умственных. Таким образом, мы видим, что игра не является изначально пресущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и развития ребенка.
Список использованной литературы
1.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2018.
2.Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2016.
3.Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербур г, 2015.
4.Самоукина Н. В. Игры, в котор ые играют. – Дуб на, 2018.
5.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 2016.- 207 с.
6.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2015.- 143 с.
7.Болотина Л.Р.Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина.- М.: Просвещение, 2016.- 163 с.
8.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей-сада. Под.ред. Г.М.Ляминой.- М.: Просвещение, 2016.- 240 с. с ил.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Организация взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО »
Автор: воспитатель Крюкова Светлана Николаевна
МАДОО МО г.Краснодар «Детский сад №216»
Аннотация
Цель организация работы с детьми младшего дошкольного возраста– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребѐнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребѐнка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасност и жизнедеяте льности ребѐ нка.
Ключевые слова: развитие, организация, занятия, требования, ребенок, воспитатель, решение.
Статья
В связи с в недрением Ф ГОС в образо вательный про цесс ДОО из менились фор мы, методы ор ганизации вос питательно-обр азовательно й деятельност и. Опираяс ь на принц ипы ФГОС по до школьному обр азованию, мо жно сделат ь вывод, что ос новное вни мания разр аботчиков н аправлено н а решение проб лем социал изации дете й дошкольно го возраст а:
- поддержки р азнообрази я детства;
- сохранения у никальност и и самоце нности дош кольного детст ва как важ ного этапа в об щем развит ии человек а;
- полноценного про живания ребё нком всех эт апов дошко льного детст ва, амплиф икации (обо гащения) детс кого развит ия;
- создания б лагоприятно й социально й ситуации р азвития ка ждого ребё нка в соот ветствии с е го возраст ными и инд ивидуальны ми особенност ями и скло нностями;
- содействия и сотру дничества дете й и взросл ых в процессе р азвития дете й и их вза имодействи я с людьми, ку льтурой и о кружающим м иром;
- приобщения дете й к социоку льтурным нор мам, тради циям семьи, об щества и госу дарства;
- учёта этно культурной и со циальной с итуации раз вития дете й;
- формирования поз навательны х интересо в и познав ательных де йствий ребё нка через е го включен ие в различ ные виды де ятельности.
Образовательная де ятельность осу ществляетс я на протя жении всего вре мени нахож дения ребе нка в дошко льной орга низации.
В качестве ос новного пр инципа дош кольного обр азования ст андарт выд вигает «по лноценное про живание ребе нком всех эт апов детст ва (младенчес кого, ранне го и дошко льного возр аста), обо гащение (а мплификаци я) детского р азвития». Кро ме того, в те ксте станд арта говор ится, что ре ализация Про граммы дол жна осущест вляться «в фор мах, специф ических дл я детей да нной возраст ной группы, пре жде всего в фор ме игры…». Р ассматрива я конкретное со держание у казанных в ст андарте 5 обр азовательн ых областе й, следует от метить, что о но зависит от возр астных и и ндивидуаль ных особен ностей дете й, определ яется целя ми и задач ами Програ ммы и может ре ализовыват ься в разл ичных вида х деятельност и (общении, и гре, позна вательно-исс ледовательс кой деятел ьности - к ак сквозны х механизм ах развити я ребенка).
Младший до школьный возр аст – очень важный дл я всесторо ннего разв ития ребен ка период. Трет ий год жиз ни являетс я переходн ым этапом в р азвитии ма лыша. У ребе нка еще не мало общего с дет ьми второго го да, и вместе с те м у него по являются но вые возмож ности в ов ладении на выками обще ния, игрово й деятельност и, в усвое нии первич ных сведен ий об окру жающем мире. Поэто му жизнь дете й с момент а поступле ния в перву ю младшую гру ппу приобрет ает новое со держание: о ни постепе нно включа ются в систе матическую и об язательную об ще-группову ю учебную де ятельность, в в ыполнение тру довых поруче ний; у ребе нка развив аются и со вершенству ются игров ые навыки; м алыш усваи вает новые, более слож ные правила, опреде ляющие его поведение, вз аимоотноше ния с взрослы ми и сверст никами.
В младшем до школьном возр асте детей нуж но «учить» и грать, иначе и гра не будет р азвиваться до лжным образо м. Воспитате ль создает и гровую обст ановку, вообр ажаемую ситу ацию, непосре дственно об щаясь с дет ьми, испол ьзует в пер вую очеред ь методы пр ямого влия ния. Одновре менно имеет место и о посредован ное воздейст вие, но по ка не через детс кий коллектив, а через и грушки, нес ложную инс ценировку и т. д. У же в младше м дошкольно м возрасте дет ям привива ют привычку по ддерживать пор ядок в «игру шечном хоз яйстве», соб людать пра вило «Поигр ал – убери з а собой», пр ивлекают к тру ду по убор ке в кукол ьном уголке, м ытью игруше к.
Для воспит ателя орга низация игро вой самосто ятельной де ятельности дете й является о дними из н аиболее сло жных разде лов работы, т ак как, с о дной сторо ны, он дол жен не под авляя иниц иативу ребе нка, умело н аправлять е го игру, с дру гой — науч ить малыша и грать самосто ятельно. Пр авильно ор ганизовать с амостоятел ьную игрову ю деятельност ь воспитате ль сможет л ишь в том с лучае, есл и он хорошо з нает не то лько особе нности пси хического р азвития ребе нка того возр аста, с котор ым он работ ает, но и особе нности раз вития дете й всей гру ппы.
Чтобы педа гогический про цесс в детс ком саду обес печивал соз дание «бла гоприятных ус ловий разв ития детей в соот ветствии с и х возрастн ыми и инди видуальным и особенност ями и скло нностями», необ ходимо сде лать игру ве дущим звено м в организ ации детско й жизни.
Для выполне ния этой в ажной задач и требуетс я решение це лого ряда ор ганизацион ных вопросо в, а именно: о пределение мест а игры как фор мы организ ации жизни дете й в детско м саду сре ди других фор м воспитан ия и обуче ния; закре пление вре мени для и гр в режиме детс кого сада и о пределение со держания и гровой деяте льности дете й; наконец, бо льшое значе ние приобрет ает вопрос об обору довании игр в соот ветствии с и х изменени ями в тече ние дня и го да, интерес ами детей и и х возрасто м.
Игра – наибо лее доступ ный для дете й вид деяте льности, с пособ перер аботки получе нных из окру жающего мир а впечатле ний и знан ий. В игре яр ко проявля ются особе нности мыш ления и вообр ажения ребе нка, его э моциональност ь, активност ь, развива ющаяся потреб ность в об щении. Мы обращае мся к вопрос ам игры ка к средства вос питания и р азвития дете й раннего возр аста. Игры д ля детей я вляются сло жным, многофу нкциональн ым и позна вательным про цессом, а не просто р азвлечение м или весе лым времяпре провождение м.
Игра, особе нно коллект ивная, требует от ребе нка мобилиз ации всех е го сил и воз можностей: и ф изических, и у мственных. Таким образо м, мы види м, что игр а не являетс я изначаль но присуще й ребенку. О на сама пре дставляет собо й продукт р азвития об щества. Игр а не возни кает стихи йно, а скл адывается в про цессе восп итания, те м самым яв ляясь мощн ым средство м воспитан ия и развит ия ребенка.
Список испо льзованной л итературы
1.Дидактические и гры и занят ия с детьм и раннего возр аста / Под ред. С. Л. Новосело вой. М, 2018.
2.Носова Е.А. Д идактическ ие игры – з анятия в ДОУ. – М.: Детст во – Пресс, 2016.
3.Обучение через и гру. Р.Р. Ф ьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. С анкт-Петербур г, 2015.
4.Самоукина Н. В. Игры, в котор ые играют. – Дуб на, 2018.
5.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 2016.- 207 с.
6.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2015.- 143 с.
7.Болотина Л.Р.Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина.- М.: Просвещение, 2016.- 163 с.
8.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей-сада. Под.ред. Г.М.Ляминой.- М.: Просвещение, 2016.- 240 с. с ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование современных педагогических технологий в организации образовательной деятельности по речевому развитию и развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
В докладе описаны современные педагогические технологии по развитию коммуникативных способностей детей....
«Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
laquo;Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Представляю Вашему вниманию картотеку опытов для детей старшего дошкольного возраста оформленную в соотвествии с требованиями нормативно - правовых документов. Данная картотека имеет цель, задачи и пр...
Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения здоровья и укрепления здоровья детей.
Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольниковЗдоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недос...
Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным яв...
«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...
«Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сде...