План по самообразованию.
методическая разработка
План по самообразованию по теме: «Развитие связной речи у дошкольников посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2020g.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение Детский сад «Тополек»
МО Ясненский городской округ
ПЛАН
профессионального самообразования
старшего воспитателя 1 кв. категории
Павловой Натальи Александровны
на 2020-2021 учебный год
Ясный,
2020
Тема: «Развитие связной речи у дошкольников посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников.
2. Создать условия для успешного развития речи детей через игровую деятельность.
3. Разработка занятий и игр по речевому развитию.
4. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
5. Воспитывать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
6. Проведение консультативной помощи педагогам, родителям на тему «Формирование речи детей в игровой деятельности».
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Актуальность темы:
Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связанo фoрмированиe кaк личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь, эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к игровой, сюжетно-ролевой, дидактической игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие речи, через игровую деятельность, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.
Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно.
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со
взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи
дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно
отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра –основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети
обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей. Я решила строить свою работу по двум направлениям: с помощью дидактических и сюжетно - ролевых игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Дата | Тема | Этап | Содержание работы | Результат, форма отчётности |
Сентябрь-октябрь 2020г. | - Изучение научной и педагогической литературы по развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников. | Диагностическо- прогностический | - Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по дидактическим играм. по образовательным областям. - Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования. - Изучение новых технологий и методик по теме самообразования. - Подбор инструментария по выявлению уровня развития речи по средствам дидактических игр. - Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по развитию речи по средствам дидактических игр. | - Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по дидактическим и сюжетно-ролевым играм. по образовательным областям. - Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования. - Изучение новых технологий и методик по теме самообразования. - Подбор инструментария по выявлению уровня развития речи по средствам дидактических игр. - Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по развитию речи по средствам дидактических игр. |
Ноябрь-Декабрь 2020г. | Систематизация изученного материала | Практически- Обобщающий | -Систематизация изученного материала | - Программа по теме самообразования |
Январь-Февраль 2021г. | Создание методического сопровождения | Конструктивный | Рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты, создание и оснащение творческих центров в группе, сценарии праздников, пакеты диагностических методик, методические рекомендации, технологические карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями; видеозаписи, пособия, методическая копилка (примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…) | - педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе; - информации на профессиональных сайтах - конкурс, выставка; - открытый показ, мастер-класс. |
Март-Апрель 2021г. | Формирующий | Реализация своих разработок в практике: подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, мастер-классов, выступлений и т.д.), оформление результатов диагностики, оформление конспектов ОД, участие в конкурсах различного уровня. Участие в конкурсах Пополнение картотеки по развитию речи. Картотека презентаций по развитию речи; Картотека игр по развитию речи. Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. Разработка и проведения занятий С использованием ИКТ. | на профессиональных сайтах - конкурс, выставка; - открытый показ, мастер-класс. | |
Май 2021г. | - Апробация программы по развитию речи по средствам дидактических и сюжетно-ролевых игр. | Итогово -контрольный | - Апробация программы по развитию речи по средствам дидактических игр. - Отслеживание результативности работы -Проверка программы по теме самообразования в детском саду научным руководителем. -Публикация методического материала на интернет сайтах. - Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования. | - Получение рецензии на программу. - Внедрение программы в образовательный процесс. -Сертификаты и дипломы. - Участие в педагогических советах, методических объединений, семинарах и конференциях, |
Форма отчета по проделанной работе.
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;
памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
открытое занятие по развитию речи;
выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.
Работая над данной темой самообразования, сделала следующие
выводы:
Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи
формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются
первоочерёдными.
Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный
характер и всё более развиваться в этом направлении при условии
правильного педагогического руководства.
Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её
проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная
деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с
выполнением режима, и игра.
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша
задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни,
раскрыть детям многообразие мира игры.
Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра
является основной формой и содержанием занятий.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры.
Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и
она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами:
наблюдениями, беседами, чтением и др.
Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может
решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В
игровой деятельности формируются многие положительные качества
ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его
интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и
умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Используя игру как форму организации жизни детей, я буду стараться
добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для
всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей
к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность
игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания
сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к
жизни в обществе
Игра сама по себе универсальный стимулятор.
Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность
педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение
заинтересовать ребенка игровым сюжетом.
Список литературы
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозаика – Синтез» 2010г.
3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
4. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
6. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
7. Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
Интернет –ресурсы.
htt:|\\detsad-kitty.ru, htt: \\ www.i-deti.ru
http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
https://nsportal.ru/
https://infourok.ru/user/infourok
razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
Периодические издания:
1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
2. О. С. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...