Выступление на педсовете «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_1.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
(обобщение педагогического опыта работы)
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащают речь детей. Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И тут на помощь приходит фольклор, так как игра дает возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Наряду с этим, нужно отметить, что из года в год увеличивается число детей с проблемами звукопроизношения. Я поставила перед собой задачу активизировать речь детей младшего возраста, пополнить их активный словарь. Для малышей самые привычные речевые образцы - это малые фольклорные жанры. Воспитатель наполняет ими повседневную жизнь ребенка. В своей работе детский фольклор я использую в различных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению,
-в играх на развитии мелкой моторики,
-в народных подвижных играх,
-в продуктивной деятельности детей (лепке, рисованию, аппликации,
-в непосредственной образовательной деятельности,
-в приобщении детей к русской национальной культуре,
-в наблюдениях,
-в инсценировках.
Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый берет куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, нужно показать, как громко лает собачка Белолоба (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просят ее: «Ты, собачка, не лай. Белолоба, не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность рассмотреть игрушку, я рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том, какое это красивое и гордое животное.
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то, бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!
Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с такими песенками:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Улыбался роток,
Чтоб кусался зубок.
Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к своим куклам.
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки. Например, игра «Молчанка». Дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих. В этой игре используется попевочка:
Первенчики,червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, потому что в них они самореализовываются, показывают себя, а для воспитателя такие игры ценны тем, что позволяют развивать речь детей.
На занятиях лепкой в гости к малышам приходит Колобок, который рассказывает детям, что его бабушка умеет печь оладушки. Предлагает детям поиграть в ладушки-оладушки. Воспитатель проводит с детьми пальчиковую игру: «Ладушки».
Ладушки-ладушки (ритмично хлопаем в ладоши),
Испекли оладушки (горизонтальный хлопок ладонью о ладонь с переворотом),
На окно поставили (вытягиваем руки вперед с развернутыми вверх ладонями),
Остывать оставили (свободно потряхиваем опущенными кистями рук).
Остынут-поедим (прижимают руки ко рту)
И воробушкам дадим («сыплем зернышки»).
Предлагаю детям испечь оладушки для птичек и покормить их. Малыши увлеченно лепят оладушки, дуют на них, чтобы они остыли, превращаются в воробушков и «клюют» оладушки. В заключении занятия рассказывают Колобку, какую потешку они выучили, чтобы тот, в свою очередь, рассказал ее бабушке.
Используя такие приемы в непосредственной образовательной деятельности, можно отметить возрастание активности детей, сохранение мотивации на высоком уровне, развитие речи детей, формирование художественных умений.
Также, в своей работе, я часто использую фольклорную пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон. Такие зарядки для пальчиков можно использовать как физкультминутки.
Ай, лады, лады, лады (Хлопаем в ладоши),
Не боимся мы воды (интенсивные моющие движения обеими ладонями),
Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),
Друг другу улыбаемся (улыбаемся).
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
Одеваясь на прогулку, напоминаю медлительным детям: «Семеро одного не ждут» или замечаю, что малыш оделся неаккуратно, говорю: «Поспешишь-людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Гуляем погожим зимним деньком, отмечаем красоту зимушки-зимы, замечаем, что «мороз не велик, а стоять не велит». Или «Береги свой нос в большой мороз!». На прогулке весной отмечаю, что «весна красна цветами», об осени: «Осень красна плодами».
Загадки - полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки начинала так: на стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку. Например, «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает», «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на сапогах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка». Дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет был перед глазами. Стараюсь обращать внимание детей на меткую, образную характеристику игрушки. Иногда начинаю непосредственную образовательную деятельность с загадки. Дети отгадывали, что они будут рисовать, лепить. На прогулке, когда дети наблюдают за деревьями, птицами или сезонными явлениями, предлагаю им соответствующую загадку: «Стоят в лугах сестрички-желтый глазок, белые реснички» (ромашки, «Бел, да не сахар, ног нет, а идет» (снег, «Кричит «крак», червякам-враг» (ворона). Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты угадай». Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко»: «Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый как петрушка, ядовитый (мухомор). «Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Это кто? (Лягушка).
С нетерпением дети ждали вечеров загадок, когда к ним в гости приходила бабушка-загадушка. Она приносила в своей «волшебной корзине» природный и бросовый материал для изготовления поделки-отгадки к новой загадке. Поделку тут же мастерили все вместе.
Моя работа не была столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, на групповом стенде мы завели кармашек «Поучите вместе с нами». В него мы помещаем потешки, загадки, пословицы, поговорки для того, чтобы дома родители могли повторить этот материал вместе с ребенком. По каждому жанру провожу короткие беседы, консультации, разъяснения о том, какую огромную пользу приносит народное творчество ребенку. Также в родительском уголке помещала небольшие статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка-гимнастика для ума». Особенно необходима была помощь родителей, когда мы занимались драматизацией. Все мои советы (побывать в мини-зоопарке, понаблюдать за домашними животными) не оставались без внимания. И потом, на развлечениях, когда родители видели, как выразительно их ребенок воплощал образ персонажа инсценировки, они были очень довольны.
Некоторые мои воспитанники сейчас уже школьники. Многие из них эмоционально читают стихи, занимаются вокалом, активно принимают участие в различных школьных и муниципальных мероприятиях, уверенно чувствуют себя на большой сцене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...
Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...
Использование устного народного творчества в стимулировании речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественны...
Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей (младшая группа)«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и восп...
Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель саду. в детском...
«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через игру». Консультация для родителей (младшая группа)
Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно ч...
Консультация (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»....