Игры и упражнения по развитию речи.
календарно-тематическое планирование по развитию речи
Игры и упражнения по развитию речи на тему: "Моя семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_nedeli_moya_semya.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Моя семья».
- Поговорить с ребенком о семье. Назвать всех членов твоей семьи, объяснить, кто из членов семьи кому приходится. Предложить ребенку назвать свою фамилию, имя каждого члена семьи, домашний адрес и профессию родителей.
- Игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):
мама (какая?) – добрая, заботливая …
бабушка (какая?) — …
дедушка (какой?) — …
папа (какой?) — …
- «Скажи по - другому»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
- учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»
Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по - другому»: «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по - другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»
У папы серые глаза – Папа сероглазый
У брата румяные щеки – Брат румянощекий
У сестры карие глаза – Сестра кареглазая
- «Поймай звук»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять наличие заданного звука в слове, обогатить словарь детей по данной теме, развивать слуховое внимание.
Материал –
Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком.
- «Я начну , а ты закончи»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей употреблять существительные с предлогом, обогащать словарь детей по теме «семья», развивать воображение детей
Материал: сюжетные картинки
Ход: Педагог просит детей помочь закончить предложение. Демонстрируя картинку педагог проговаривает начало предложения, ребенок должен составить вторую часть предложения.
Мама положила зонт на …..
Дедушка купил газету в ….
Бабушка вяжет носки из …..
Сестра шьет платье для …
Тетя приехала из …
- «Один - много»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить детей образовывать существительные во множественном числе .
Материал: мяч
Ход игры:
Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.
- «Расскажи про семью»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- обобщить знания детей по теме «семья», учить детей составлять сюжетный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление слов по теме «семья», закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: - опорная схема
Ход игры: педагог предлагает детям рассказать про свою семью.
- ИГРА«КТО КЕМ ПРИХОДИТСЯ?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
9. ИГРА «КТО СТАРШЕ (МЛАДШЕ)?»
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка
- Игра «Будь внимательным»
|
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и просит решить задачу.
СЕМЕЙКА
Шли слоны своей тропою,
Шли сквозь джунгли к водопою: Папа-слон, слониха-мама,
Дед, слонище преупрямый,
Бабка, слонка-пятитонка, И внучата, два слонёнка: Слоник, маленький сынишка, И его сестра, Слонишка.
* Сколько шло к воде слонов? У тебя ответ готов?
- Игра «Назови первый звук»
Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.
Слова по теме «Семья, дом»
- Скороговорки
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.
Стеша спешила, Рубашку шила,
Да поспешила — Рукав не дошила.
Кукушка кукушонку купила капюшон, Как в капюшоне он смешон!
- ИГРА «Договори предложение»
Я ем и папа ... (ест).
Я пою и мама … (поет),
Яшью и бабушка ... (шьет).
Я готовлю и сестра ...(готовит).
Я играю и брат ...(играет).
Я пилю и папа ...(пилит).
Я вяжу и мама ...(вяжет).
Я строгаю и дедушка ... (строгает).
- Составление рассказа о себе и своей семье.
- С кем ты живешь?
- Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?
- Как вы живете?
- Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты?
- Чем вы любите заниматься в выходные дни?
- Как проводите праздники?
- К кому вы любите ходить в гости? Почему?
- Любишь ли ты своих родных? За что?
- Русские народные пословицы ит поговорки:
* В родной семье и каша гуще.
* Вся семья вместе, так и душа на месте.
* Не будет добра, коли в семье вражда.
* На что и клад, когда в семье лад.
* Семья— опора счастья.
* Слепой щенок и тот к матери ползет.
* Слава сына - отцу отрада.
* Где любовь и совет, там и горя нет. (Любовь да совет - так и горя нет.)
* Добрая семья прибавит ума-разума.
* В хорошей семье хорошие дети растут.
* Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Упражнение «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме). Мама - мамочка, мамуля и т.д. (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя)
- «Посчитай»
Один брат, три брата, 5 братьев Одна сестра, три сестры, 5 сестёр Одна бабушка, ……., …..…
Один дед, …….., ………
Одна дочка, …….., ……..
Одна тётя, …….., ……..
- Игра «Назови много»
Брат - братья Сестра – сёстры Мама - …….
Бабушка - …..
Дядя - …..
Сын - …..
Дочь - …… Внук - …… Внучка - ……
- Пальчиковая гимнастика: «Семья»
Папа, мама, брат и я —
Вместе дружная семья.
Раз, два, три, четыре,
Все живем в одной квартире.
Правой рукой загибают по одному пальчику на левой руке.
Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.
Левой рукой загибают по одному пальчику на правой руке.
Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.
- Загадки про семью:
- Чуткая, славная,
А на кухне – главная.
Кулебяки и рулет,
Приготовит нам в обед.
Всей семье носочки вяжет,
Нежные слова всем скажет.
Говорю ей: «Лапушка»,
Это моя …. (бабушка)
- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
- Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить,
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый …(папа).
- «Назови отчества женщин и мужчин» (упражнение в словообразовании): Александр – Александровна, Александрович; (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».
В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...
Консультации: «Игры и упражнения для развития речи детей», «Роль дидактической игры в семье».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Советы родителям «Играйте вместе с ребенком. Игры и упражнения по развитию речи»
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...