Статья "Эмпатия"
статья (средняя группа)
Чувства и эмоции играют огромную роль в жизни любого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период - время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и малыши учатся показывать свои переживания. Эмпатия - обозначает сопереживание, и ее нужно правильно развивать. Вместе с эмпатией у детей воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, проявляется адекватное эмоциональное восприятие происходящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_empatiya.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмпатия в раннем дошкольном возрасте.
Чувства и эмоции играют огромную роль в жизни любого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период - время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и малыши учатся показывать свои переживания. Эмпатия - обозначает сопереживание, и ее нужно правильно развивать.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Часто в раннем возрасте можно наблюдать «эмоциональное заражение», один начинает плакать, остальные подхватывают(так же и с весельем).
Эмоции первого года жизни кратковременны, бурно выражаются. Эмоции второго года жизни связаны с предметной деятельностью, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает гнев, восторг и т.д. К концу второго года ребенок получает удовольствие от игры. К трем годам переживания малыша неразрывно связаны с сюжетной стороной игры, развивается сюжет, подключается воображение (поливаем нарисованный цветок…). К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства (различают грустный мотив в музыке, веселые лица на картинке…). На втором году жизни ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как и свое. Между вторым и третьим годом малыши начинают осознавать, что их друзья испытывают и другие чувства, и реагирует на них неэгоцентрическим образом.
Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, ревность…Малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим.
Малыш учится сопереживать, наблюдая и набираясь опыта (мама пожалела, и мне стало легче, значит нужно жалеть того, кому плохо). Ребенка нужно учить передавать свои ощущения словами. Необходимо учить малыша, что слова могут ранить, и хоть люди и отличаются между собой, в главном они похожи - любят, смеются, плачут….Малыш способен понять, что если ему кто то не нравится, то не стоит его обижать.. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии, объяснять и показывать на своем примере, как надо вести себя в сложной ситуации.
Вместе с эмпатией у детей воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, проявляется адекватное эмоциональное восприятие происходящего.
Детские психологи предлагают практиковать некоторые упражнения для корректировки эмоционального восприятия:
- Разыгрывание ситуаций (что делать если кто то плачет?...уронил конструктор, надо помочь…)
- Картинки или фото с эмоциями (узнавание эмоций)
- Чтение книг, просмотр фильмов (хвалим хороших героев…)
Развитие эмпатии у ребенка раннего возраста – гарантия того, что к моменту достижения младшего школьного возраста он уже сможет адекватно реагировать на проблемы окружающих, а также того, что малыш сможет стать достойным членом общества.