Статья "Эмпатия"
статья (средняя группа)

Уляшева И.Ю.

 

Чувства и эмоции играют огромную роль в жизни любого человека, особенно в  раннем возрасте. Ранний дошкольный период  - время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и  малыши учатся показывать свои переживания.  Эмпатия - обозначает  сопереживание, и  ее нужно правильно развивать. Вместе с эмпатией  у детей  воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, проявляется  адекватное эмоциональное восприятие  происходящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_empatiya.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Эмпатия  в раннем  дошкольном  возрасте.

Чувства и эмоции играют огромную роль в жизни любого человека, особенно в  раннем возрасте. Ранний дошкольный период  - время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и  малыши учатся показывать свои переживания.  Эмпатия - обозначает  сопереживание, и  ее нужно правильно развивать.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Часто в раннем  возрасте можно наблюдать «эмоциональное заражение», один начинает плакать, остальные подхватывают(так же и  с весельем).

Эмоции первого года жизни кратковременны, бурно  выражаются. Эмоции второго года жизни связаны с предметной деятельностью, интерес к объекту в сочетании с неумением  действовать вызывает гнев, восторг и т.д. К концу второго года ребенок получает удовольствие от игры. К трем годам переживания малыша неразрывно связаны с сюжетной стороной игры, развивается сюжет, подключается воображение (поливаем нарисованный цветок…). К трем  годам  отчетливо проявляются эстетические  чувства (различают грустный мотив в музыке, веселые лица на картинке…). На втором году жизни ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как и свое. Между вторым и третьим годом малыши начинают осознавать, что их друзья испытывают и другие чувства, и реагирует на них неэгоцентрическим образом.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период  у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, ревность…Малыш меняет свое отношение, как к себе, так и  к окружающим.

Малыш  учится  сопереживать, наблюдая и  набираясь опыта (мама пожалела, и мне стало легче, значит нужно жалеть того, кому плохо). Ребенка нужно учить передавать свои  ощущения словами. Необходимо учить малыша, что  слова могут ранить, и хоть люди  и отличаются между собой, в главном они похожи - любят, смеются, плачут….Малыш способен понять, что если ему кто то  не нравится, то не стоит его обижать.. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии, объяснять и показывать на своем примере, как надо вести себя в сложной ситуации.

Вместе с эмпатией  у детей  воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, проявляется  адекватное эмоциональное восприятие  происходящего.

Детские психологи  предлагают практиковать некоторые упражнения для  корректировки  эмоционального восприятия:

  • Разыгрывание ситуаций (что делать если кто то плачет?...уронил конструктор, надо помочь…)
  • Картинки или фото с эмоциями (узнавание эмоций)
  • Чтение книг, просмотр фильмов (хвалим хороших героев…)

Развитие эмпатии у ребенка раннего возраста – гарантия того, что к моменту достижения младшего школьного возраста он уже сможет адекватно реагировать на проблемы окружающих, а также того, что малыш сможет стать достойным членом общества.