Рекомендации для родителей " Введение правил в жизнь ребенка"
статья (средняя группа)
Правило позволяет отойти от злоупотребления личной властью родителя. Там ,где авторитарный родитель скажет: "Нужно делать так потому, что я так сказал", демократический родитель может сказать: "Нужно делать так потому, что у нас такие правила". Каким же должно быть правило или ограничение, чтобы оно становилось средством развития ребенка , а не инструментом его подавления? Об этом прочитайте в данных рекомендациях и используйте их в воспитании своих детей..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minirek_rodit_i_pedag_pravila_v_zhizn_doshkolnika.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение правил в жизнь дошкольника
Чёткие и ясные правила особенно важны при синдроме гиперактивности и для детей с оппозиционно-вызывающим расстройством поведения; для изменения способа взаимодействия родителя с ребёнком также необходимы правила, которые позволяют отойти от злоупотребления личной властью родителя и отвечают на вопрос: «Каким же должно быть правило или ограничение, чтобы оно становилось средством развития ребёнка, а не инструментом его подавления?»
О важности правил
Правило позволяет отойти от злоупотребления личной властью родителя. Там, где авторитарный родитель скажет: «Нужно делать так, потому что я так сказал», демократический родитель может сказать: «Нужно делать так, потому что у нас такие правила».
Кроме того, правила вносят в жизнь семьи определенные ценности. Например, правило «У нас принято спрашивать разрешения, если хочешь воспользоваться чужой вещью» приучает уважать чужую собственность и чужие границы. (Естественно, при этом важно, чтобы ребенка тоже об этом спрашивали.)
Критерии «хороших» правил
Каким же должно быть правило или ограничение, чтобы оно становилось средством развития ребенка, а не инструментом его подавления?
1.Тотальное (касается всех).
Лучше формулировать правило таким образом, чтобы оно касалось не только самого ребенка. Правило может формулироваться в максимально общей безличной форме, чтобы подчеркнуть, что оно относится к любому человеку.
Неудачный вариант: «Я не разрешаю тебе играть с ножницами».
Удачный вариант: «С ножницами не играют».
2. Эмоционально нейтральное (не сопровождается никакими комментариями относительно ребенка и делается спокойным тоном)
Неудачный вариант: «Пока не научишься рисовать аккуратно, будешь рисовать только в фартуке».
Удачный вариант: «Рисовать красками можно только в фартуке».
3. Четкое и однозначное.
Очень важно не допускать неоднозначных формулировок. Например, в одной семье, где дочка очень неохотно ела, родители ввели такое правило относительно обеда: «Если Катя хорошо поест суп, она может не есть второе». Такое правило оставляет огромное пространство для дискуссий: скажем, половина тарелки — это достаточно хорошо или нет?
Или вроде бы слова понятные, но каждый из членов семьи трактует их по-своему. Скажем, под словами «убраться в комнате» ребенок может подразумевать, что на полу ничего не валяется. Но стоит открыть шкаф, как оттуда, словно лавина с гор, мощным потоком стекают одежда, игрушки и прочие старательно рассованные по полкам предметы. Во избежание подобных ситуаций имеет смысл заранее четко проговаривать, что подразумевается под словами «навести порядок».
Наверное, одна из самых неоднозначных формулировок — «хорошо себя вести». По той же причине лучше избегать слов типа «постарайся».
4. Задает модель желательного поведения.
Важно, чтобы правило не просто что-то запрещало, а направляло. Поэтому всегда лучше формулировать правило в утвердительной форме и избегать отрицаний. Например, если мы хотим добиться от ребенка тишины в поликлинике, не обязательно говорить: «Здесь нельзя кричать», лучше сказать: «Здесь разговаривают тихим голосом».
Пример «хорошего» правила.
В одной семье, где мама, папа и шестилетняя Алина жили в одной комнате, было такое правило: «Во время игры постарайся не разбрасывать игрушки по всей комнате». Конечно, соблюдать такое правило практически невозможно: оно неоднозначное и не дает модели желательного поведения.
Познакомившись с критериями «хороших» правил, родители вместе с Алиной выбрали в магазине красивую яркую атласную ленту. Эта лента стала границей пространства игры. Правило стало таким: «Можно играть в пределах, которые обозначены лентой». В начале игры Алина сначала с помощью кого-то из родителей, а потом сама располагала ленту таким образом, чтобы отделить себе пространство для игры. Это значительно упростило проблему с разбрасыванием игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребенка.
Дорогие взрослые!Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно дейст...
Рекомендации для родителей "Игра в жизни ребенка младшего возраста"
В материале указаны рекомендации для родителей о важности игры в жизни ребенка младшего возраста...
Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребенка
В консультации дается совет родителям о том, как правильно составить режим дня ребенка, соответствующий его возрастным особенностям....
Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребенка
Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям....
Рекомендация для родителей "Книга в жизни ребенка"
Чтение в годы детства – это, прежде всего,воспитание сердца, прикосновениечеловеческого благородствак сокровенным уголкам детской душиВ. Сухомлинский...
Рекомендации для родителей "Как сделать жизнь ребенка безопасной"
В рекомендациях родителям даются советы чему и как обучать детей по профилактике пожарной безопасности....
Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребенка
В здоровой семье - здоровый ребенок!...