Рабочая программа педагога - психолога для детей с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Елсакова Диана Руслановна

Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР. В психическом облике у этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой               незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Поэтому работа психолога с такими детьми не менее важна, чем работа учителя - логопеда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_recheviki.docx101.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 18«Звездочка» г. Воркуты

Рабочая программа педагога – психолога для детей с  ТНР

«Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты

на 2019 – 2020 учебный год

Составитель:

педагог-психолог

Елсакова Диана Руслановна

Содержание

1.Целевой раздел программы

1.Пояснительная записка

1.2.Цели и задачи программы

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

1.4.Психологические особенности детей с ОНР.

1.5. Планируемые результаты работы с детьми

2.Содержательный раздел программы

2.1.Содержание форм психологического сопровождения

2.1.1. Психолого-педагогическое обследование детей с ОНР

2.1.2.Профилактика и просвещение

2.1.3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми

2.1.4.Консультирование

3.Организационный раздел программы

3.1. Материально – техническое обеспечение Программы

3.2. Обеспеченность методическими материалами

3.3. Система оценки достижений планируемых результатов

3.4. Методическое обеспечение

Приложения

Целевой раздел программы

  1. Пояснительная записка

Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими ОНР строиться в соответствиис программой логопедической работы по преодолениюобщего недоразвития речи под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Структура и содержание деятельности разработаны всоответствии соследующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по

основнымобщеобразовательным программам - образовательным программамдошкольного образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва « Об

утвержденииСанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных организаций»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерацииот 22октября

1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практическойпсихологии в системе министерства образования РФ»;

  • Приказ Министерства общего и профессионального образованияРФ от

12 ноября 2007 г. № 2405 «Об утверждении базового компонентадеятельности педагога-психолога»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего временипедагога-психолога образовательного учреждения»;

  • Письмо Министерства общего и профессионального образованияРоссийской Федерации от7 января 1999 г. N 70/23-16 «О практикепроведениядиагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

  • Письмо МО РФ от 16.12.98 № 01-50-205ин/32-03 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме».

Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (с I,

  • и ІІІ уровнем общего недоразвития речи), принятых в дошкольное учреждение на два года. Программа является коррекционно-развивающей.

1.2.Цели и задачи программы

Цель программы: методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития детей с ОНР в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Основные задачи:

-Развивать психические процессы у детей с ОНР;

-Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

-Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.

-Обеспечивать формирование и достижение планируемых результатов освоения  программы,  подбирая,  совершенствуя  и  систематизируя  методы работы педагога-психолога в соответствии с программным содержанием;   -Разрабатывать  систему  повышения  психологической  компетентности

педагогов, 

-Осуществлять        взаимосвязь        с        педагогическим        коллективом        при

взаимодействии с детьми; 

-Консультировать        и        поддерживать        семью,        с        целью        повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

Условия реализации деятельности: Необходимым условиемреализации коррекционно-развивающей деятельности является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающими необходимыми знаниями о характерных особенностях детей в особенности с ТНР, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Работа ведется с учетом возрастных и специфических особенностей детей.

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих

задач Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач

трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

  1. Единство диагностики и коррекции

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

  1. Приоритетность коррекции каузального типа

  • зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

  1. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

  1. Комплексность методов психологического воздействия

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

  1. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

Этапы работы:

  1. Организационно-методический этап. Включает в себя набор детей

вгруппу, определение индивидуальной программы психолого-педагогическогосопровождения. Набор детей в группу планируется осуществлять порекомендации комиссии ТПМПК

2.        Диагностический        этап.        Проведение        индивидуальной        и

групповойдиагностики детей, сбор анамнестических данных. Диагностическоеобследование ребенка проводит каждый специалист (педагог – психолог,учитель – логопед, воспитатель).

  1. Коррекционно – развивающий этап. Индивидуальные и групповыезанятия со специалистами.

4.Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики.Подведение итогов.

Диагностическое обследование детей проводится дважды в год, вначале

  • в конце учебного года.

1.4. Психологические особенности развития детей с ОНР

Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение,

мышление, целенаправленное поведение – развиваются принепосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В.Запорожец и др.)

Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательныхпроцессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается

многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы (Е.М. Мастюкова)

  • ребёнка с общим недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов. «У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место

выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития» (Е.М. Мастюкова, 1976)

Мышление

Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестьюречевого дефекта.

  • детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и, наиболее часто нарушения самоорганизации.

  • них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем,

  • свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Для многих детей с ОНР характерна ригидность мышления.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением. Дошкольники с ОНР по уровню сформированности логическихопераций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Выделяют четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

1 группа. У детей, относящихся к данной группе:

- достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей снормальным речевым развитием;

- высокий уровень познавательной активности;

- целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

2 группа. У детей, вошедших во вторую группу:

- уровень сформированности логических операций ниже возрастной нормы;

- речевая активность снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции;

- отмечается ограниченный объем кратковременной памяти, не могут удержать словесный ряд.

3 группа. У детей, отнесенных к данной группе:

- нарушена целенаправленная деятельность при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий;

- для них характерны недостаточная концентрация внимания; - низкий уровень познавательной активности; - низкий объем представлений об окружающем;

- трудности установления причинно-следственных связей.

Однако дети имеют потенциальные возможности для овладенияабстрактными понятиями, если со стороны логопеда и педагога – психолога им будет оказанапомощь.

4 группа. Для дошкольников, вошедших в четвертую группу:

  • характерно недоразвитие логических операций, логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности;

  • познавательная активность низкая;
  • контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Воображение

Дети   с   общим   недоразвитием   речи   по   уровню   продуктивной

деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников(В. П. Глухов, 1985):

  • для них характерна быстрая истощаемость процессов воображения;
  • отмечаются использование штампов в работе, однообразность;
  • детям требуется значительно больше времени для включения в работу,
  • процессе работы отмечается увеличение длительности пауз;

  • наблюдается истощение деятельности.

Ответы детей с ОНР по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметовлибо носят форму короткого предложения.

Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) всочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьёзным препятствия для словотворчества детей.

Внимание

Многие авторы отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость, объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова). Следует отметить,что Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причинвозникновения общего недоразвития речи. Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности (О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша, 1985). Данные нарушения выражаются в следующем:

  1. Дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают;

  1. Дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств, в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы (характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы) ;

  1. Распределение внимания между речью и практическим действием

для детей с ОНР речи оказывается трудной, порой невыполнимой задачей;

  1. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно

нарушенными.

Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, например, если для детей снормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция котвлечению «на экспериментатора». Дети смотрят на экспериментатора, и пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняютзадание). Для детей с ОНР преимущественными видами отвлечения являются

следующие: посмотрел в окно, по сторонам, осуществляет действия, не связанные с выполнением задания.

Память

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания посравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы именяют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Восприятие

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи.

По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.

При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно

  • имеет ряд особенностей, которые выражаются:

  1. В нарушении целостности восприятия. Дети не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек истроительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.

  1. Дети испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесении этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира.При выполнении задачи «приравнивание к эталону» дошкольники часто используют элементарные формы ориентировки.

  1. Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993) .Формирование представлений о ведущейруке, о частях лица, тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.

  1. Пространственные ориентировки. Важно отметить, что при ОНР у детей нарушено формирование пространственных представлений. Многиепространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваиваюттолько в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над,около).Затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта.

  1. Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написаниебукв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудностив назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

Моторика

В результате исследований сотрудниками лаборатории высшейнервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится впрямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцеврук.

«Морфологическоеифункциональноеформированиеречевых

областейсовершается под влиянием кинестетических импульсов от рук», «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области» (М.М. Кольцова, 1973, 1979)..

Для детей с общим недоразвитием речи характерно некотороеотставание

  • развитии двигательной сферы: движения у них плохокоординированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Детииспытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции.Отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведениидвигательных упражнений и

заданий пространственно-временнымпараметрам. Недостаточная координация движений прослеживается во всехвидах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Характерными являются особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При

сохранныхнепроизвольных движениях отмечается появление со дружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышцлба, щеки или губ при подмигивании одним глазом); выявляется неполнота инеточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата.

Недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений влияет наспособность детей к изобразительному творчеству. У детей наблюдаетсяузость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствиеспособов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки иконструирования, неумение владеть ножницами и т.д. И даже

дети,владеющие элементарными техническими приемами, не проявляютдостаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях. Снижено икритическое отношение к чужой и своей работе.

Эмоционально-волевая сфера

Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольникаобусловлено формированием главного психологического новообразования вэтом возрасте – начала произвольности психических процессов ипсихологической готовности к школе (В. А. Аверин, 1998).

Авторы исследований обращают внимание на нестабильностьэмоционально-волевой сферы у детей с ТНР. В психическом облике этихдетей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевойнезрелости, слабая регуляция произвольной деятельности (Н. С. Жукова, Е.

М. Мастюкоав, Т. Б. Филичева, 1990).Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991) . Такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и

монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться вситуации общения, негативизм. Данное утверждение во многом объясняетсвойственную, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенную обидчивость и ранимость, страхи.

Ограниченность  речевого  общения        ребенка        во        многом  способствует

развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, замкнутости, заниженной, самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы,которые сказываются при развитии и обучении.

Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого иобязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровыедействия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без

специально организованного обучения игра, направленная на расширениесловаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности

Таким образом, для детей с ОНР характерными являются:

  • неустойчивость внимания, снижение объема, ограниченные возможности его распределения;

  • нарушение восприятия;
  • снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

  • низкий уровень развития воображения;
  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики;
  • эмоционально-волевая незрелость;
  • низкая познавательная активность;
  • недостаточная регуляция произвольной деятельности;
  • трудности в общении.

Все указанные выше факторы, несомненно, отрицательным образом сказывается на познавательном развитии детей. Дети с ОНР не могутспонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям (Л.Ф. Спирова, 1980).

  • точки зрения оказания действенной коррекционно-педагогической помощи, важным будет являться комплексное решение вопроса, с учётом влияния первичного речевого недоразвития на психическое развитие ребенка, при отсутствующих коррекционных мероприятиях может замедляться темп интеллектуального развития. Поэтому неслучайно профессором Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, который включает в себя не только исправление первичного дефекта, но иобязательную подготовку детей к обучению в школе, т. Е. усвоение элементов грамоты.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) являются:

I. По образовательной области «Речевое развитие»

  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

-Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (развитие просодической стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематических процессов, развитие навыков звукового и слогового анализа

  • синтеза).

  • Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков.
  • Обучение элементам грамоты.

  1. Образовательная область «Познавательное развитие» - Сенсорное развитие.

- Развитие психических функций.

- Формирование целостной картины мира.

- Познавательно-исследовательская деятельность. - Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Восприятие художественной литературы.

- Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).

- Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические

движения, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения.
  • Формирование гендерных и гражданских чувств.

  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
  1. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).

  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

1.5. Планируемые результаты:

  • результате реализации коррекционно-развивающей работы ребенок с

ОНР:

- имеет стабильную динамику физического и нервно–психического развития:

- обладает продуктивным и более устойчивым вниманием,

- у него развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление, ручная моторика;

- владеет диалогической и монологической формами речи, умеет задавать вопросы и грамотно отвечает на них;

- инициативно высказывается в диалоге, стремится вступить в диалог; он социально адаптирован к жизни в обществе:

- владение культурно – гигиеническими навыками, соблюдениеэлементарных правил здорового образа жизни;

- сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности с учётом их психомоторного развития

  • любознательность, активность, задают вопросы воспитателю, любят экспериментировать;

  • эмоционально отзывчивые, откликаются на эмоции близких людей, сверстников, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

  • используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью, умеют договариваться;

  • умеют планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

  • способны решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

  • имеют первичные представления о себе и собственной принадлежности, семье и распределении семейных обязанностей, обществе, государстве, мире и природе;

  • владеют предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • у детей сформированы умения и навыки, необходимые дляосуществления различных видов детской деятельности.

Содержательный раздел программы

2.1.Содержание форм психологического сопровождения

Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, педагогами, взрослыми.

Периодичность групповых занятий с детьми логопедической группы – 1 раз в неделю.

Взаимодействие с педагогами (консультации, беседы и т.п.) – по запросам, по плану.

Взаимодействие с родителями (родительские собрания, беседы, консультации). Длительность занятий с детьми определяется в соответствии

  • СанПиН в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а так же цели занятия.

При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальная и групповая формы организации образовательной деятельности.

Основные

Содержание

Сроки

направления

Работа с детьми

Диагностическое

1.Психолого-педагогическое

Октябрь

направление

обследование

детей с целью точного выявления

причин,

структуры и степени выраженности

отклонений в

развитии, с целью выявления

особенностей

психического развития каждого

воспитанника (познавательной сферы

и ведущей

деятельности), комплектование

подгрупп.

2.Психолого-педагогический

Май (2 нед.)

мониторинг: выявление

особенностей динамики каждого

воспитанника и

группы в целом.

Коррекционно-

1.Составление подгрупповых,

Октябрь-май

развивающее

коррекционно-

направление

развивающей деятельности на

учебный год.

2.Составление индивидуального

Октябрь

маршрута

сопровождения воспитанников

группы.

3.Составление циклограммы

Октябрь

деятельности.

4.Проведение фронтальной

с ноября по

(подгрупповой)

апрель

деятельности по ознакомлению с

окружающим миром, развитию

познавательной сферы.

Проведение индивидуальной

с ноября по

коррекционно-

апрель

развивающей деятельности согласно

задачам и содержанию работы,

отраженных в планах

индивидуального сопровождения

детей.

Работа с педагогами

Консультативное

1.Планированные коррекционно

Октябрь,

направление

образовательной деятельности с

январь, май

учетом комплексного обследования.

2.Консультации для специалистов-

участников коррекционно-

В течение

образовательного процесса группы для

года

детей с ОНР

3.Консультации, беседы, семинары-

практикумы для воспитателей группы

Работа с родителями

Консультативное

1.Консультации различных

В течение

направление

специалистов-участников

года

коррекционно-образовательного

процесса группы для детей с ОНР

3.Консультации, беседы, семинары-

практикумы для родителей,

посещающих логопункт

2.1.1.Психолого-педагогическое обследование детей с ТНР

Для успешности воспитания и обучения детей с ТНР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Всвязи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике,позволяющей:

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ТНР;

•определить оптимальный педагогический маршрут

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ТНР в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; •определить условия воспитания и обучения ребенка;

  • консультировать родителей ребенка.

Все полученные данные заносятся в диагностическую карту психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. Проводится анализ данных

  • семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматическиезаболевания родственников, патологические особенности их физического облика.

Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развитияв дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ТНР. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка даетвозможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня речевого развития и состояния интеллекта детей с ТНР.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательнаядеятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качествеисточников диагностического инструментария используются научно-практическиеразработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго. По результатампроведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагаетоценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу иповедение ребенка:

•особенности контакта ребенка;

•эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

•реакция на одобрение;

•реакция на неудачи;

•эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

•эмоциональная подвижность

•особенности общения;

•реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

•наличие и стойкость интереса к заданию;

•понимание инструкции;

•самостоятельность выполнения задания;

•характер деятельности (целенаправленность и активность);

•темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

•работоспособность;

•организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенностипознавательной сферы и моторной функции ребенка:

•особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; •особенности моторной функции.

  • комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержаниядальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения,навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе,установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Приэтом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком иродителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическоенаблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспектдеятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ТНР.

2.1.2.Профилактика и просвещение

Цель психопрофилактики: предупреждение возникновения явлений дезадаптации у воспитанников, выполнение мероприятий по возникновению вторичных нарушений развития у детей, разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 

 Данное        направление        реализуется        через        включение

психопрофилактической     задачи     в     коррекционно-развивающие программы,  реализуемые  в  логопедических  группах,  а  также  через комплекс методических рекомендаций для воспитателей и родителей. 

Цель  психопросвещения:  создание  условий  для  повышения

психологической компетентности родителей и педагогов. Психологическое просвещение в условиях детского сада носит

профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования

являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они

представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.

2.1.3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми.

Цель коррекционно-развивающей работы  коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций; 

формирование положительной мотивации к обучению; 

повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; 

коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; 

формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков. 

Группа, с которой совместно работают воспитатель и педагог-психолог меняется и комплектуется по рекомендациям учителя-логопеда.

Средства реализации программы: арттерапия и игротерапия, психогимнастика, релакс-тренинг, развивающие игры и упражнения, речевые игры, коммуникативные игры.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, их продолжительность – 20- 25 минут.

Цель программы: комплексное развитие ребенка.

Задачи:

-развитие самосознания, позитивного восприятия себя и окружающих людей;

-стимулирование высказываний о себе своих чувствах ,мыслях , мечтах;

-формирование волевых качеств , саморегуляции в поведении и общении;

-активизация познавательных процессов, расширение общего кругозора; развитие творческих способностей;

-совершенствование мелкой моторики

Совместное тематическое планирование учителя – логопеда и педагога-психолога для детей, посещающих логопункт.

Месяц

Неделя

Кол-во

Тема

занятий

Октябрь

1 неделя

1

«Осень» (осенние месяцы, признаки)

2 неделя

1

«Деревья»»

3 неделя

1

«Фрукты - овощи»

4 неделя

1

«Насекомые»

Ноябрь

1 неделя

1

«Перелетные птицы»

2 неделя

1

«Грибы - ягоды»

3 неделя

1

«Домашние животные»

4 неделя

1

«Дикие животные»

Декабрь

1 неделя

1

«Зима»

2 неделя

1

«Посуда»

3 неделя

1

«Мебель»

4 неделя

1

«Новый год»

Январь

3 неделя

1

«Животные жарких стран»

4 неделя

1

«Семья»

Февраль

1 неделя

1

«Инструменты»

2 неделя

1

«Транспорт»

3 неделя

1

«День защитников отечества»

4 неделя

1

«Животные Севера»

Март

1 неделя

1

«Весна»

2 неделя

1

«Мамин праздник»

3 неделя

1

«Перелетные птицы»

4 неделя

1

«Растения и животные весной»

Апрель

1 неделя

1

«Наша страна»

2 неделя

1

«Профессии»

3 неделя

1

«Мыльные пузыри»

4 неделя

1

«Школа»

Итого:

26

2.1.4.Консультирование

Цель психологического консультирования: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Консультирование        осуществляется        по        запросу        администрации,

родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития и образования ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине педагог-психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.

Примерный перечень тем для психологического консультирования

  • «Профилактика социальной дезадаптации у детей с ОНР»

  • «Детские страхи»

  • «Агрессивность»

  • «Психологическое неблагополучие»

  • «Непослушание»

  • «Кризис 7-ми лет»

  • «Тревожность»

  • «Недостаточное развитие мелкой моторики»
  • «Низкий уровень развития познавательных процессов»
  • «Нарушения в сфере общения»

  • «Застенчивость»

  • «Нестабильность эмоционального состояния»

  • «Гиперактивность»

  • «Психологическая поддержка семьи»

  • «Роль игры в подготовке к школе»

  • «Психологическая готовность к школе».

Организационный раздел программы

3.1. Материально – техническое обеспечение Программы

Групповые коррекционно-развивающие психологические занятия проводятся в групповых помещениях.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам проводится в кабинете педагога-психолога.

Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.

Зона для проведения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий хорошо освещена и включает в себя: стол детский; стулья детские.

Консультативная зона включает в себя: шкаф для хранения документов; документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога; набор диагностических методик; стимульный материал для проведения диагностики.

На рабочем месте педагога-психолога также имеются: игрушки, способствующие установлению контакта с детьми; комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе.

3.2. Обеспеченность методическими материалами.

Перечень

1. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е.

программ,

Психологическая диагностика готовности обучения

технологий,

детей 5-7 лет. Волгоград, 2015

пособий

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду:

Методические материалы в помощь психологам и

педагогам. – М., 2003

3.Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в

детском саду – М.,2016

4.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С.,

Козлова И.А. «Цветик - семицветик» Программа

интеллектуального, эмоционального и волевого

развития детей 5-6 лет – Сп.,М. – 2014

5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С.,

Козлова И.А. «Цветик - семицветик» Программа

интеллектуального, эмоционального и волевого

развития детей 6-7 лет – Сп.,М. – 2014

6.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмический

занятий с детьми 5-6 лет и 6-7 лет.

7.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.

Тропинка к своему Я. М., 2005

8.«Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб.

2001

3.3. Система оценки достижений планируемых результатов

Система оценки диагностика проводится по методикам: « Психолого-педагогического обследования детей 3-7 лет (познавательного развития,

диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий 3-7 лет). Под редакцией Е.А. Стребелевой. ;

«Оценка развития познавательной деятельности ребенка 5 – 7 лет» Н.Я.

Семаго, М.М. Семаго; «Исследование мотивации учения» (М.Р. Гинзбург.

Основные критерии эффективности работы по программе

  • концу обучения успешное выполнение большинством детей предложенных заданий, упражнений; успешное формирование к концу учебного года функций саморегуляции и коммуникации; положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом в конце года; психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

3.4.Методическое обеспечение:

1.Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.

  1. «Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб. 2001
  2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника.

– Мозаика-Синтез, М, 2014.

  1. Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001;

5.Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис.

— М. :Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

6. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.

7. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера,

8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. СПб., 2005;

9. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005

10.Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ. – М.: АРКТИ,2010;

  1. Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ (методические рекомендации). Ростов н/Д,2002г.;

  1. Павлова Н. Н., Руденко Л. Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.-М.: Генезис, 2016

  1. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб.: Речь, 2014. 14.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» (Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.); под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2004.

15.Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. -М.: Айрис-пресс,2010.

16.Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д:

Феникс,2004;

17..Шарохина В.Л. , Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011

  1. Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение,1988

  1. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов – на – Дону.,2011.

Приложения

СИСТЕМА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(Старшая группа)

Октябрь


Занятие № 1

«Осень»

Задачи:

Оборудование:

Иллюстрации:

«Осень в лесу»; грибов: сыроежки, подосиновика,

мухомора,        опят,

поганки;        песня

Е.Попляковой

«Дождик»,        веселая

музыка        на        игру,

спокойная        музыка

для релаксации.


1.Приветствие

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

2.Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

  • лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь.

На носочки встали И к лесу побежали. Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем….

И снова по дорожке мы весело шагаем.

3.Дыхательное упражнение «Ветер и листья» Посмотрите, как осень раскрасила осенний лес. На деревьях листья, какого цвета? А как называется явление, когда листья опадают с деревьев?

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (листья падают).

4.Массаж спины «Дождик» (под музыку)

Дождик бегает по крыше-Бом! Бом! Бом!

(Дети встают друг за другом паровозиком и похлопывают ладонями по спинке друг друга)

По веселой, звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

-Дома, дома посидите, - Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)

Никуда не выходите Бом! Бом! Бом!

(Растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – Бом! Бом! Бом!

(Кладут ладони на плечи и большими поглаживают плечи)

  • уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом…

(Поглаживают ладонями)

Затем дети разворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.

5.Двигательные упражнения «Грибы» После дождика смотри Выросли в лесу… (грибы)

Какие грибы вы знаете?

Много грибов знаете, а сможете отгадать мои загадки. Я буду загадывать вам загадки, а вы повторяете упражнения за мной.

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай не мешкай, Это …(сыроежки)

И.П. – основная стойка, руки на поясе. Дети наклоняют голову вправо – влево.

Под осинкой

Стоит мальчик – с – пальчик, На нем сер кафтанчик, Шляпка красненькая. (Подосиновик).

И.П. – основная стойка. Поворот корпуса вправо – влево.

  • вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки. (Мухомор).

И.П. – основная стойка. Наклоны вперед , прикасаясь ладонями к голове.

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой

  • держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой? (Опята).

И.П. – основная стойка. Приседания с хлопками над головой.

Посмотрите-ка, ребята,

Тут – сыроежки, там – опята, Ну, а это на полянке Ядовитые….(поганки)

Прыгают на двух ногах.

6.Игра на развитие внимания «По ягоды»

После дождя в лесу вырастают не только грибы, но и краснеют…(ягоды). Сейчас мы с вами будем их собирать. А какие ягоды можно собирать в лесу? (Ответы)

Как только звучит музыка мы с вами гуляем по лесу, , как только музыка закончилась приседаем и собираем ягоды

в ладошку.

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли,

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем опять искать.

7.Релаксация «Мы пришли в осенний лес»

-Ребята мы долго гуляли по лесу, устали, давайте немного

отдохнем.(Под спокойную музыку)

Мы пришли в осенний лес –

Полный сказочных чудес:

Золотом листва сияет,

Нежно солнце согревает…

Так приятно и легко!

Дышим ровно, глубоко…

Пахнет хвоей и грибами, и опавшею листвой.

Мы прекрасно отдыхаем- расслабляемся с тобой…

Так приятно и легко,

Дышим ровно, глубоко…

Стали птицы распевать, ну а нам пора вставать!

Дружно, сладко потянулись…

И с улыбкой все проснулись!

8.Рефлексия занятия.

Вот им пришла нам пора возвращаться из леса в наш сад.

Что мы узнали сегодня об осени? Как осень раскрасила

листочки в лесу? Что она подарила, какие плоды? Что вам

из прогулки запомнилось больше всего? Что было трудным?

Наше занятие закончилось пришла пора нам попрощаться.

Мы друг другу на прощанье,

Скажем слово: «До свидания!»

Занятие № 2

1.Приветствие

Придумано кем-то

«Деревья»

Просто и мудро

Задачи:

При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

СИСТЕМА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (С детьми 5-7 лет)

  1. блок

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Занятие 1

Задачи:

  • создать положительный настрой на занятия;
  • формировать групповую сплоченность;
  • учить детей прислушиваться к слову другого ребенка, развивать самоконтроль;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. 1. Приветствие «Я рад тебя видеть».

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Коммуникативная игра «Говорящий портрет» - ребенок рассказывает

  • себе, своих пристрастиях.

  1. Игра на развитие произвольности, умение слушать друг друга

«Обезьянки и зеркала». Один ребенок - обезьянка показывает движения – другие дети-зеркала повторяют.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Ласка» - дети по очереди превращаются в котят, их гладят по спинке, головке и т.д.

  1. Релаксационный комплекс «На берегу моря»

Занятие 2

Задачи:

  • создать положительный настрой на занятия;
  • формировать чувство единства;
  • ознакомить с методами самоконтроля;
  • снять эмоциональное напряжение;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. 1. Приветствие «Я рад тебя видеть».

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игра с именем «Эхо» - дети пропевают имя каждого.

4. Коммуникативная игра с клубочком «Я очень рад, что в группе

есть…».

  1. Игра на развитие произвольности, умения слушать друг друга «Обезьянки и зеркала».

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Катушка» - дети берутся за руки, они - ниточка, по очереди наматываются на катушку - педагога-психолога.

  1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик», дыхательное упражнение «Спаси птенца»

Занятие 3

Задачи:

* создать положительный настрой на занятия; * формировать групповую сплоченность; * учить детей действовать согласованно; * снять психоэмоциональное напряжение;

* развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.

  1. Приветствие «Теплый ветерок».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Игра с именем «Эхо» - дети пропевают имя каждого.
  4. Коммуникативная игра с клубочком «Я очень рад, что в группе есть

…».

  1. Игра на развитие произвольности, умения слушать друг друга «Живая веревочка» - дети

завязывают на шнурке педагога-психолога ленты того цвета, какого цвета у них настроение.

Берутся за ленту ходят быстрым, медленным и т.д. шагом. Ведет детей сначала педагог-психолог,

потом все дети группы по очереди.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Катушка».
  2. Дыхательное упражнение «Спаси птенца»

Занятие 4

Задачи:

* создать положительный настрой на занятия;

* формировать чувство единства, чувство принадлежности к группе; * развивать положительную самооценку; * формировать навыки произвольности;

* развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.

  1. Приветствие «Теплый ветерок».

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Коммуникативная игра «Я хожу-хожу-хожу…» - дети дарят цветок

тому, кто им больше всех

нравиться.

  1. Игра на развитие рефлексии «Волшебное зеркало».

  1. Игра на формирование положительного эмоционального фона группы «Конкурс хвастунов».

  1. Игра на развитие произвольности, умения слушать друг друга

«Запрещенное движение».

  1. Релаксационное упражнение «Морщинки», дыхательное упражнение «Воздушный шарик».

  1. Игра на развитие групповой сплоченности «Доброе животное»
  1. блок.

Цель: создание условий развития восприятия детей (зрительного, обонятельного, вкусового, тактильного и слухового).

Занятие 5

Задачи:

  • формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела;
  • развивать навыки ассоциативно-образного восприятия;
  • развивать самосознание, уверенность;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. 1. Приветствие «Перышко».

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Коммуникативная игра «Говорящий портрет» - ребенок рассказывает о

себе, о своих пристрастиях.

  1. «Йоговская гимнастика для малышей».

  1. Игра на развитие рефлексии «Волшебное зеркало» - беседа об ощущениях и помощниках.

6.Упражнение «Слушаем тишину -передаем прикосновение».

7.Дыхательные упражнения «вдох-выдох», «воздушный шарик», «свисток»

Занятие 6

Задачи:

* продолжать формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела;

* закреплять пространственные представления;

  • повышать групповую сплоченность;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. 1. Приветствие «Я рад тебя видеть».

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игра с именем «Эхо» дети пропевают имя каждого.

4. Коммуникативная игра с клубочком «Я очень рад, что в группе

есть…».

  1. Игра на развитие произвольности, умения слушать друг друга «Обезьянки и зеркала».

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Катушка» - дети берутся за руки – они ниточка, по

очереди наматываются на катушку - педагога-психолога.

  1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик», дыхательное упражнение «Спаси птенца»

Занятие 7

Задачи:

* создать положительный настрой на занятия; * формировать групповую сплоченность; * учить детей действовать согласованно; * снять психоэмоциональное напряжение;

* развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.

  1. Приветствие «Теплый ветерок».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Игра с именем «Эхо» - дети пропевают имя каждого.
  4. Коммуникативная игра с клубочком «Я очень рад, что в группе есть

…».

  1. Игра на развитие произвольности, умения слушать друг друга «Живая веревочка» - дети завязывают на шнурке психолога ленты того цвета, какого цвета у них настроение. Берутся за ленту ходят быстрым, медленным и т.д.

шагом. Ведет детей сначала психолог, потом все дети группы по очереди.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Катушка».
  2. Дыхательное упражнение «Спаси птенца»

Занятие 8

Задачи:

* создать положительный настрой на занятия;

* формировать чувство единства, чувство принадлежности к группе; * развивать положительную самооценку; * формировать навыки произвольности;

* развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.

  1. Приветствие «Теплый ветерок».
  2. Пальчиковая гимнастика.

  1. Коммуникативная игра «Я хожу-хожу-хожу» - дети дарят цветок тому, кто им больше всех

нравиться.

  1. Игра на развитие рефлексии «Волшебное зеркало».

  1. Игра на формирование положительного эмоционального фона группы «Конкурс хвастунов».

  1. Игра на развитие произвольности, умения слушать друг друга «Запрещенное движение».
  1. Релаксационное упражнение «Морщинки», дыхательное упражнение «Воздушный шарик».

  1. Игра на развитие групповой сплоченности
  1. блок

Цель: формирование навыков осознания чувств, эмоций, проживание позитивных эмоций.

Занятие 9

«Радость–1»

Задачи:

  • формировать навыки осознания чувств, эмоций;
  • знакомство с чувством радости, проживание чувства;
  • развивать положительную самооценку;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. 1. Приветствие «Перышко».

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Коммуникативная игра «Эхо».

4. «Йоговская гимнастика для малышей».

5. Рассматривание картинки «Радость». Беседа.19

6. Этюд «Встреча с другом» - обсуждение пословиц о радости.

7. Дыхательные упражнения «вдох-выдох», «воздушный шарик»,

«свисток».

  1. Релаксация «Цветок»

Занятие 10

Задачи:

* продолжать формировать навыки осознания чувств, эмоций; * продолжать знакомить с чувством радости; * развивать мимическую выразительность;

* развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.

  1. Приветствие «Теплый взгляд».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Игра с именем «Паровозик».
  4. Беседа о чувстве радости.

Что это за чувство. Когда мы радуемся.

  1. Этюды «Хорошее настроение», «Умка».
  2. Обсуждение этюдов. Стихотворение В. Руссу «Моя мама».
  3. Рисование на тему «Моя мама радуется, когда …».
  4. Телесно-ориентированное упражнение «Катушка»

Занятие 11

Задачи:

* формировать навыки осознания чувств;

* развивать способность понимать чувства другого;

* учить детей действовать согласованно, развивать пространственные

представления;

  • снять психоэмоциональное напряжение;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. 1. Приветствие «Теплый ветерок».

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игра с именем «Эхо» - дети протопывают имя каждого.

  1. Дыхательные упражнения. Упражнения на развитие межполушарных

связей.

  1. Игра-драматизация «Волшебный платок» - дети превращаются в:
  • бабочку;
  • принцессу;
  • волшебника;
  • фокусника;

  • человека с больным зубом и т.д.
  1. Игра-драматизация «Азбука настроения».
  2. Работа в прописях-прятках (лево-право).
  3. Дыхательное упражнение «Спаси птенца»

Занятие 12

Задачи:

* развивать эмпатию;

* формировать умение распознавать чувства другого человека;

* развивать положительную самооценку, групповую сплоченность; * формировать навыки произвольности; * развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.

  1. Приветствие «Прошепчи свое имя как ветерок».
  2. Пальчиковая гимнастика.

  1. Коммуникативная игра «Я хожу-хожу-хожу …» - дети дарят цветок

тому, кто им больше всех нравится.

  1. Коммуникативное упражнение «Подарок».

  1. Игра на формирование положительного эмоционального фона группы «Лети лепесток».

Диагностика эмоционального состояния.

  1. Игра на развитие произвольности, умения слушать друг друга

«Запрещенное движение».

  1. Релаксационное упражнение «Морщинки», дыхательное упражнение «Воздушный шарик».

  1. Игра на развитие групповой сплоченности «Доброе животное»
  1. блок

Цель: формирование навыков осознания чувств, эмоций, знакомство с чувствами.

Занятие 13

«Робость»

Задачи:

  • формировать навыки осознания чувств, эмоций;
  • знакомство с чувством робости, проживание чувства;

  • создать условия для успешной адаптации после отдыха;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. 1. Приветствие «Перышко».

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Коммуникативная игра «Паровозик».

4. Игра-рефлексия «Я больше всего люблю».

5. Рассматривание картинки «Робость». Беседа.

6. Тренинговое упражнение на развитие уверенности в себе «Я лев» -

дети по очереди превращаются во льва (сильного, могучего, уверенного в себе).

  1. Дыхательные упражнения «вдох-выдох», «воздушный шарик», «свисток».

  1. Работа в прописях.
  2. Релаксация «Волшебный сон»

Занятие 14

Задачи:

  • продолжать формировать навыки осознания чувств, эмоций;

  • продолжать знакомить с чувством робости;
  • укреплять уверенность в себе, развивать положительную самооценку;
  • развивать мимическую и пантомимическую выразительность;
  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.
  1. Приветствие «Теплый взгляд».
  2. Пальчиковая гимнастика.

  1. Игра с именем «Паровозик».
  2. Беседа о чувстве робости. Этюд «Робкий чебурашка.
  3. Чтение стихотворения А. Бродского «Новичок».
  4. Этюд «Смелый чебурашка».
  5. Телесно-ориентированное упражнение «Катушка».
  6. Работа в прописях

Занятие 15

Задачи:

  • продолжать формировать навыки осознания чувств, эмоций;
  • продолжать знакомить с чувством робости;
  • укреплять уверенность в себе, развивать положительную самооценку;

  • учить детей действовать согласованно, развивать пространственные представления;

  • снять психоэмоциональное напряжение.
  1. Приветствие «Ласковое имя».
  2. Пальчиковая гимнастика.

  1. Игра на развитие выразительных движений «Кто это?» - дети изображают животное –остальные угадывают.

  1. Дыхательные упражнения «Лифт» - дети вдыхают медленно ртом, чтобы воздух поднялся на один этаж (живот), задерживают дыхание - выдыхают. Затем тоже самое на второй этаж – до желудка.

  1. Игра на развитие доверия между детьми группы «Слепой и поводырь».

  1. Рисунок «Каким я себя представляю»
  1. блок

Цель: формирование навыков осознания чувств, эмоций, формирование конструктивных способов

борьбы с деструктивными чувствами.

Занятие 16

«Злость»

Задачи:

  • формировать навыки осознания чувств, эмоций;
  • знакомство с чувством злости, проживание чувства;

  • развивать эмпатию;
  • развивать произвольность, самоконтроль;
  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.
  1. Приветствие «Теплый взгляд».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Коммуникативная игра «Цветочек».
  4. Анализ пиктограммы. Чтение рассказа «Сердитый дог Буль.
  5. Беседа.
  6. Треннинговое упражнение «Я злюсь, когда…».
  7. Знакомство с шариком, ковриком и подушкой злости.

8.Дыхательные упражнения «Лифт»

Занятие 17

Задачи:

  • формировать навыки осознания чувств, эмоций;
  • продолжать знакомство с чувством злости, проживание чувства;
  • развивать эмпатию;

  • развивать произвольность, самоконтроль;
  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.
  1. Приветствие «Теплый взгляд».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Коммуникативная игра «Конкурс хвастунов».
  4. Беседа о чувстве злости.

Что это за чувство. Когда мы злимся.

  1. Этюды «король Боровик».

  1. Обсуждение этюдов. Обсуждение и закрепление конструктивных навыков борьбы со злостью

(шарик, коврик, подушка).

  1. Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание»

Занятие 17

«Конфликты»

Задачи:

  • формировать навыки осознания чувств;
  • развивать способность понимать чувства другого;
  • дать представление о саморегуляции, ввести понятие тайм-аут;
  • снять психоэмоциональное напряжение;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. 1. Приветствие «Теплый ветерок».

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игра с именем «Эхо» - дети протопывают имя каждого.

4. Упражнения на развитие межполушарных связей.

5. Знакомство с дракончиком Памси. Памси беседует с детьми о том, как

они выбирают себе

друзей? ссорятся ли они? В чем причина ссор?

  1. Чтение и обсуждения рассказа «Кто хозяин в песочнице?». Делается вывод о том, что нужен тайм-аут, чтобы успокоиться. Домашнее задание: дома использовать правило тайм-аута.

  1. Работа в прописях-прятках.
  2. Дыхательное упражнение «Спаси птенца»

Занятие 17

Задачи:

  • развивать эмпатию;
  • формировать умение распознавать чувства другого человека;
  • развивать положительную самооценку, элиминация гнева;

  • тренировать умение останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.
  1. Приветствие «прошепчи свое имя как ветерок».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Коммуникативная игра «Паровозик».

  1. Упражнения на тренировку умения делать тайм-аут. Обсуждение.

  1. Игра на формирование положительного эмоционального фона группы «Конкурс хвастунов».

  1. Игра на развитие произвольности, умения слушать друг друга

«Запрещенное движение».

  1. Релаксационное упражнение «Морщинки», дыхательное упражнение «Воздушный шарик».

  1. Игра на развитие групповой сплоченности «Доброе животное»
  1. блок

Цель: формирование навыков осознания чувств, эмоций, развитие эмпатии.

Занятие 18

«Чувства других людей»

Задачи:

  • формировать навыки осознания чувств, эмоций;
  • тренировка умения регулировать свое агрессивное поведение;
  • развивать эмпатию;
  • развивать произвольность, самоконтроль;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. 1. Приветствие «Я рад тебя видеть».

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Беседа об отношениях с другими людьми, о возможных конфликтах.

4. Поведенческий тренинг «Сломанная машинка».

6. Треннинговое упражнение «Я злюсь когда…», «Я обижаюсь когда…».

7. Анализ конфликтной ситуации «Лучший друг».

8. Игра на развитие групповой сплоченности «Слепой и поводырь».

9. Релаксация «Росток»

Занятие 19

Задачи:

  • формировать навыки осознания чувств, эмоций;
  • формировать умение управлять своими эмоциями;
  • развивать эмпатию;

  • развивать произвольность, самоконтроль;
  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.
  1. Приветствие «Теплый взгляд».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Коммуникативная игра «Конкурс хвастунов».
  4. Дети вспоминают способы борьбы со злостью.

  1. Памси рассказывает детям историю своих друзей Алеши и Кати. Чтение рассказа В.Осеевой «Отомстила».

  1. Обсуждение рассказа.
  2. Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание».
  1. Работа в прописях

Занятие 20

«Конфликты» Задачи:

* формировать навыки осознания чувств;

* развивать способность понимать чувства другого;

* дать представление о саморегуляции, ввести понятие тайм-аут; * снять психоэмоциональное напряжение; * развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.

  1. Приветствие «Теплый ветерок».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Игра с именем «Эхо» - дети протопывают имя каждого.
  4. Упражнения на развитие межполушарных связей.

  1. Знакомство с дракончиком Памси. Памси беседует с детьми о том, как

они выбирают себе друзей? Ссорятся ли они? В чем причина ссор?

  1. Чтение и обсуждение рассказа «Кто хозяин в песочнице?». Делается вывод о том, что нужен тайм-аут, чтобы успокоиться. Домашнее задание: дома использовать правило тайм-аута.

  1. Работа в прописях-прятках.
  2. Дыхательное упражнение «Спаси птенца»

Занятие 21

Задачи:

  • развивать эмпатию;
  • формировать умение распознавать чувства другого человека;
  • развивать положительную самооценку, элиминация гнева;

  • тренировка умения останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение;

  • развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.
  1. Приветствие «Прошепчи свое имя как ветерок».
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Коммуникативная игра «Паровозик».
  4. Упражнения на тренировку умения делать тайм-аут. Обсуждение.

  1. Игра на формирование положительного эмоционального фона группы «Конкурс хвастунов».

  1. Игра на развитие произвольности, умения слушать друг друга

«Запрещенное движение».

  1. Релаксационное упражнение «Морщинки», дыхательное упражнение «Воздушный шарик».

  1. Игра на развитие групповой сплоченности «Доброе животное»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Рабочая программа педагога-психолога для детей от 2 до 7 лет на 2021-2022 учебный год

Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становле...

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога сопровождения детей с ТНР в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности.

Рабочая программа педагога-психолога разработа в соответствии с ОООП дошкольной образовательной организации. Структура программы соответствует теребованиям ФГОС ДО. В программе содержатся сведения о с...

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с РАС на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка         В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства коррекционной работ...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...