План по самообразованию
опыты и эксперименты (старшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_amirhanovoy_e.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2019—2020 учебный год
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Актуальность: Один с главных направлений развития ребёнка в соответствии с ФГОС, считается познавательное развитие, таким образом, познавательно-экспериментальная работа (изучение предметов находящегося вокруг, эксперименты с ними) обретает большее значимость в ходе развития ребёнка. Поэтому педагог формирует условия развития ребенка, раскрывающие способности для его положительной социализации, его личного развития, развития инициативы и творческих возможностей на базе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста –один из видов культурных практик, с поддержкой которых ребенок узнает окружающий мир.
Дошкольникам характерна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями действительности. Дети дошкольного возраста по собственной природе пытливые исследователи окружающего мира. В базе экспериментальной деятельности дошкольников лежит охота познания, рвения к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередность приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная активность ориентирована на выработку самостоятельных исследовательских умений, содействует развитию творческих возможностей и логического мышления, сводит познания, приобретенные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно принципиальным проблемам.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При правильной организации работы, когда взрослый –не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Цель самообразования: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.
Задачи:
- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской
деятельности детей в группе.
- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого
объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
План работы на год
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Работа с детьми
Сентябрь
Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Знакомство с лупой.
Опыты с песком и глиной, почвой.
Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.
Октябрь
Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Опыт «свет и тень»
Свет повсюду
Ноябрь
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
Опыты с водой.
Декабрь
Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды.
Опыта со снегом и льдом
Январь
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
Опыты с воздухом.
Февраль
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.
Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
Март
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
Опыты с магнитом.
Апрель
Причина возникновения солнечных зайчиков.
Познакомить детей с понятием «отражение»
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Май
Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения.
Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Опыт «Упрямые предметы»
Список используемой литературы
1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
5. Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников//Ж.Вопросы психологии.1985.№2
9. Соловьева Е.Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание.2005.№1
10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...