"Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»
Есть в жизни вещи, которые никогда не выйдут из моды и одна из них - это хорошие манеры. Прививать их необходимо с самого раннего детства, так сказать, чтоб дети впитывали правила этикета с молоком матери. Тогда ребёнку, впоследствии, будет легче адаптироваться в социуме.
«ДЕТИ ЗЕРКАЛО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ»
В деле прививания хороших манер следует начать с себя, так как именно Вы являетесь для ребёнка примером для подражания. Недаром существует пословица: «Яблоко от яблони далеко не падает».
Своим ежедневным примером родители воспитывают у подрастающего поколения вежливость, внимательность и заботу к окружающим. Такие повседневные примеры, как уступить место в общественном транспорте женщине или пожилому человеку, слова благодарности, слова приветствия станут ярчайшими примерами для ребёнка.
Пусть в вашей повседневной жизни всегда присутствуют такие слова, как: спасибо, благодарю; будьте добры, пожалуйста; доброе утро (доброго времени суток), спокойной ночи; здравствуйте, до свидания и т.д.
Для каждого возраста приняты свои нормы этикета и отсюда следуют определённые для этого возраста задачи по привитию этикета у ребёнка:
Младший дошкольный возраст (3-4 года):
- в совместной деятельности с взрослым, в играх учить детей элементарным нормам поведения;
- прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие;
- воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
- учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
- воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий;
- продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
- словесно поощрять использование в речи “вежливых” слов;
- обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на “Вы”;
-воспитывать умение играть рядом и в подгруппах;
- учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
- формировать навыки поведения за столом.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- формировать умение управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
- совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми;
- формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
- напомнить о необходимости здороваться, прощаться, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию;
- воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;
- закрепить навыки бережного отношения к вещам;
- совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
- учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет):
- закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших;
- продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;
- учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре);
- учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;
- воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;
- воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.;
- воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей;
- закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой);
- развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Как известно, дети не очень любят уроки хороших манер. Для детей это скучно и не интересно. Ко всему прочему добавляются оклики родителей - «не чавкай», «убери локти со стола», «сиди ровно» и прочее. В итоге у детей формируется негативное восприятие к обсуждаемой теме.
В сложившейся ситуации получается эффект с точностью до наоборот - крохи пытаясь продемонстрировать свою независимость, ведут себя наперекор всем нареканиям. Маленький ребёнок плохо воспринимает сухие слова: «сделай именно так», им нужны яркие примеры.
Лучшее, что они воспринимают - это, конечно же, игра. Попробуйте поиграть с ребёнком в куклы и в процессе игры обыграть, например, ситуацию «В гостях» или «В транспорте». Причём, пусть ребёнок принимает в ней самое активное участие.
Так же для привития хороших манер существует масса произведений: К.Чуковский «Федорино горе» и «Мойдодыр»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; С. Маршак «Урок вежливости» и много других чудесных произведений.
ПРАКТИКА - ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ.
Как говорится, «теория без практики - даром потраченное время». Выводите кроху в свет, почаще бывайте в театрах, в гостях, в музеях, в кафе и других общественных местах. Так ребёнок быстрее освоит правила этикета в обществе.
ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ.
Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют навыки культуры поведения за столом, которые выработаны долгим опытом. Назначение каждого правила – создать за столом удобство себе и другому. Работа по привитию навыков поведения за столом ведется в дошкольном учреждении на протяжении пребывания ребенка в детском саду с учетом возраста детей.
В процессе работы с детьми воспитатели организуют игры – занятия, игры – упражнения на тему:
«Уроки этикета»;
«Накрываем на стол»;
«Как вести себя за столом»;
«Как пользоваться столовыми приборами».
В процессе приема пищи воспитатель объясняет детям, как правильно пользоваться тем или иным столовым прибором, напоминает, что разговаривать за столом можно только с пустым ртом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34. Игротренинг для воспитателей....
«Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники».
laquo;Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»....
Консультация для родителей "Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники"
Своим ежедневным примером, родители воспитывают у подрастающего поколения вежливость, внимательность и заботу к окружающим....
Консультация для родителей: «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»
Сегодня многие дети дошкольного возраста не хотят идти в детский сад, так как не умеют наладить отношения с другими детьми - не желают делиться с игрушками, отнимают их у других детей и бьют всех, кто...
Памятка для родителей «Навыки этикета, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста»
Сервировка стола и поведение за столом: Знать разнообразные варианты сервировки стола;Уметь пользоваться столовыми приорами;Непринуждённо сохранять правильную осанку;Знать, какими приборами надо ...
Папка-передвижка «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»
Папка-передвижка «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»...