Статья "Значение речевых ритмо - интонационных игр и упражнений в вокальном пении старших дошкольников"
статья (подготовительная группа)
Статья "Значение речевых ритмо - интонационных игр и упражнений в вокальном пении старших дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение речевых ритмо - интонационных игр и упражнений в вокальном пении старших дошкольников.
Речевые ритмо - интонационные игры и упражнения служат эффективным средством для развития интонационного слуха — способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т. к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.
Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха:
- чувства ритма,
- темпа, тембра, интонационной выразительности;
- развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи;
- раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;
- формируют естественное звучание голоса.
Речевые игры в форме ритмодекламации помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения. Особенно полезны речевые ритмо-интонационные игры и упражнения для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.
Начинаем игры и упражнения с использования самых близких ритмов, например, имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т. д.
Например, речевая игра «Имена».
Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:
Каждый друг за другом называет свое имя.
Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
Затем проговариваем свое имя, каждый его слог отмечая хлопками. Проговариваем имя и шлепаем по коленям на каждый слог.
Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.
Как еще можно произнести свое имя? (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.)
Дети свободно ходят по комнате, каждый тихо произносит свое имя, но по сигналу или зову педагога все должны сесть на свои места или встать у окна.
Дети в кругу произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко — тихо. В этой игре дети слышат речевое многоголосие, изменяют его динамику по руке ведущего.
Ритмодекламация — это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации — это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.
У музыки и речи одна первооснова — интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Попробуйте сначала поработать с детьми над интонациями радости и удивления в речи. Впоследствии в работе над песней они обязательно вспомнят, как они выражали радость или печаль. Это будет светлый, яркий, звонкий звук голоса или, наоборот, приглушенный, негромкий, задумчивый, Ритмодекламация с речевыми диалогами формирует интонационную выразительность голоса, а с элементами звукоподражаний — развивает произношение и дикцию.
Великан и мышь
А. Фройденберг, перевод Ю. Коринца
Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он, что есть сил
И мышь — живую — проглотил.
Бедняга прибежал к врачу:
- Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки,
Она пищит в моем желудке...
Был врач умнейший человек,
Он строго глянул из-под век:
- Откройте рот, скажите: «А».
Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы сидите!
Идите кошку проглотите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания-упражнения для развития речи старших дошкольников.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих в...
Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
В коррекционной работе с дошкольниками-логопатами важным звеном является совершенствование их эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры....
Кинезеологические упражнения в развитии интеллекта старших дошкольников
Актуальность темы выполненной работы обусловлена важнейшими функциями, которые выполняет кинезеология, как наука о развитии головного мозга через движения....
Игры и упражнения на развитие общения старших дошкольников
Данные игры и упражнения могут быть полезны воспитателям дошкольных учреждений в рамках формирования межличностных отношений между ребятами, обучению их правильному общению, преодолению отчужденной по...
Логоритмические упражнения в работе со старшими дошкольниками.
Для развития координации речи и движения, а так же для развития выразительности речи и расширения словаря в работе со детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз ЗПР, ОНР, при изучени...
Фонопедический метод развития голоса как один из способов развития вокального музицирования старших дошкольников
В данной разработке рассматриваются вопросы использования, внедрения фонопедических упражнений в музыкальные занятия ДОУ. Данные упражнения являются здоровьесберегающей технологией, а потому их исполь...
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
@font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-536869121 ...