Консультация для педагогов "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"
консультация (средняя группа)

Баландина Вера Юрьевна

«Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx216.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г. Бабушкин

Консультация для воспитателей.

Система педагогических методов воспитания

культуры поведения дошкольника

Подготовила: Баландина В.Ю

г.Бабушкин

2020

А.С.Макаренко говорил: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить».

Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний вид) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.

Культура поведения дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

  • содержание культуры поведения дошкольников входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками, культура деятельности.

Культурно- гигиенические навыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Взрослые же должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу на протяжении всей дальнейшей жизни.

Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм м правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения имеет в виду умение не только действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данных обстоятельствах действий, жестов. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности. Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:

  • правила должны быть конкретными, предполагающими

определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";

  • правила должны быть сформулированы четко, доступно для  

понимания детей, в форме указаний, а не запретов;

  • каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми

(разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);

  • правила вводятся постепенно.

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

  • младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения.

В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным

выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка.

В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения.

Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.

Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями. Обязательное условие успешного нравственного воспитания – высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического развития. Педагогу не следует скупиться на ласку, но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к нему, при которой у ребенка возникает желание поступить лучше, быть внимательнее и т.п.

Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникло положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям.

Литература:

С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Р.С.Буре, Л.Ф.Островская «Воспитатель и дети»

В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное, нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь чтобы тебя уважали, - уважай других. Чтобы воспитать в ...

Консультация «Методы воспитания культуры поведения дошкольников»

Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника....

Консультация для воспитателей "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

В современном обществе очень остро стоит вопрос о правильном воспитании подрастающего поколения. А если быть более точным, то о воспитании культуры у детей как школьного, так и дошкольного возраста. Н...

Консультация для педагогов "Педагогические методы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Задачи, которые встают перед педагогом при формировании культуры поведенияСодержание культуры поведенияУсловия воспитания культуры поведенияОсобенности восприятия правил поведения детьми на разных воз...

Консультация для педагогов "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное, нравственноечувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешьчтобы тебя уважали, — уважай других. Чтобы во...