Ролевые игры для детей раннего возраста.
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Ролевые игры для детей раннего возраста.Игры в больницу.Игра-ситуация.«Зайка заболел».Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой-пациентом(игрушка).Врач. Больница открывается. Я —врач. Кто пришел ко мне на прием?Пациент-зайчик(жалобно). Я -доктор.Врач. Садитесь, больной. Что у вас болит?Пациент. У меня кашель, болят ушки.Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже.(Слушает больного трубкой.)Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это.(Дает флакон.)Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.Игра-ситуация«К нам приехал доктор».Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки —зайку, мишку, куклу, ежика—иговорит: Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинета.Доктор слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.Воспитатель. Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я —медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.Проводится прием больных. Медсестра помогаетврачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.Воспитатель говорит: Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно.Игра продолжается.Игровая ситуация «Доктор детского сада»Цель: Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.Материал и оборудование: Набор «Больничка».Ход игры: Предложите малышам поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть дети приводят на прием свою «детей» (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как болит?». Предложите крохе поменяться ролями.Игры в магазин.Игра-ситуация«делаем Покупки».Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь кдетям: «Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец?(Обращается к девочке.)Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».Покупатель(воспитатель). Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука, дайте мне один пакет муки.Продавец(ребенок). Вот, берите.Покупатель. Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю пироги с капустой. Капуста есть?Продавец. Есть.Покупатель. Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм? Продавец. Есть.Покупатель. А пряники есть? Они мятные или шоколадные? Продавец. Мятные.Покупатель. Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!
Игра-ситуация «Что надеть на ножки?»Воспитатель обращается к кукле, стоящейбосиком: Катя, почему у тебя босые ножки? Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот необерешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет.(Оля подходит к кукле и берет ее на руки.)Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.Воспитатель и девочка идут в магазин.Продавец(воспитатель). В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?Покупатель(ребенок). Да.Продавец. Вам больше нравятся красные или белые ботинки?Покупатель. Красные.Продавец. Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?Покупатель(примеряет кукле ботинки). Подошли.Продавец. Спасибо за покупку. Вы довольны?Покупатель. Да. Спасибо.Игры в парикмахерскую.Игра-ситуация «Модная прическа».Вариант 1. Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла отвечает, что ходила в парикмахерскую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.Воспитатель. Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее.(Делает прическу.)Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится? До свидания. Кто ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя постричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? Приходи еще.Вариант 2. Воспитательговорит: «Я—парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься.Лена работает, подражая педагогу. Дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.Воспитатель. Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Леной?Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов.Игры с игрушечными животными.Игра-ситуация«Игры с Жучкой».Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющимдетям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я не знаю. Кто ее хозяин? Миша, ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам.(Ребенок берет собачку.)Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку? Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут.(Ребенок называет имя собачки.)Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку—и собачка«перескакивает через барьер».) Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? (Ребенок дает собачке«корм», она«ест».) Смотри, Машенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место?На коврике? А где коврик?»(Ребенок показывает.)Далее дети играют с собачкой самостоятельно.Игровая ситуация «Зайка идёт в детский сад»Цель: Развивать речь, активизировать диалоговую речь.Материалы: игрушка Зайка, игрушки домашних животныхХод игры: -Ребята, сегодня Зайка отправился в детский сад один. Появляется Зайка. На пути он встречает разных животных и спрашивает у них, как пройти в детский сад. Разворачивается игровая ситуация. В конце игры Зайка должен прийти в детский сад.Игровая ситуация «Лисичка садится обедать»Цель: Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Закреплять знания о посуде, прививать культуру поведения за столом.Материалы: Игрушка Лисичка, набор посуды в игровом уголкеХод игры: -Лисичка долго бегала по лесу и очень проголодалась, она просить вас покормить её. Дети усаживают Лисичку за стол, одевают ей
нагрудник и накрывают на стол. Воспитатель внимательно следит за игрой, поправляет детей, помогает им, направляет игровое действие.Игры с куклами.Игра-ситуация «Знакомство с куклами».Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядомдетей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться? «Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разныепоручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросыпедагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»Вариант игры(для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать имена куклам.Игра-ситуация «У куклы Веры новый шкаф».Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает машину рядом с уголком для кукол иобъявляет: «Из мебельного магазина на грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать?» Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек—выбрать место для шкафа. Хвалит покупку обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам. Дети вместе с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.Воспитатель(куклам). Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя много помощников, они соберут твою одежду(Обращается к детям.)Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Лена, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда? Повесим на вешалку. Смотри, Вера, все на своихместах: и одежда, и обувь в шкафу. Можешь собираться на прогулку.Игра-ситуация«Наводим чистоту вкомнате».Воспитатель говоритдетям: Вера наконец-то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнатебыло чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получаетсябыстро: раз-два и —готово! Посмотрите вокруг —чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы —старались. Теперь отдыхайте, труженики».Игра –ситуация«Новая кукла знакомится с игровым уголком».Воспитатель приносит вгруппуновую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает показывать кукле игровойуголок: кухню, спальную комнату и т. д. дети помогают куклеосвоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.Игра-ситуация «Кормление куклы Кати».Цель: закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.Материал и оборудование: Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.Ход игры:Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.), показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.Игра-ситуация «Кукла Катя пошла в магазин»Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нассливочным маслом. А вот эта коробка —кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки -это сушки, а детали от конструктора —печенье». Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
Игровая ситуация «Делаем причёску кукле Кате»Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.Ход игры: Воспитатель сообщает: «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому лучшему мастеру». Выбирает из детей мастера. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.Игровая ситуация «Кукла Катя заболела»Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.Материал и оборудование: Игровой набор «Больничка»Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора» и одевает его в белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее воспитатель направляет игру детей и наблюдает за её ходом.Игровая ситуация «Кукла Катя собирается в детский сад»Цель: активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.Материал и оборудование: Набор одежды для куклы.Ход игры: Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её.Игровая ситуация «Кукла в детском саду умывается»Цель: Активизировать и развивать речь детей, закреплять гигиенические навыки детей.Материал и оборудование: Куклы для кукольного театраХод игры:-Наша кукла замарала лицо, кода гуляла, ей нужно умыться. Воспитатель показывает, как кукла умывается (моет глазки, ротик, носик, щёчки) и вытирает лицо полотенцем, а потом предлагает умыть куклу детям.Игровая ситуация «Куклы в детском саду строятся парами и идут гулять»Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.Материал и оборудование: куклы для кукольного театраХод игры: Воспитатель раздаёт детям куклы и говорит, что куклы строятся парами и идут на прогулку. Дети ставят кукол парами и напоминают им, как нужно ходить в парах. Воспитатель помогает и направляет игру.Игры с машинами и другим транспортом.Игра-ситуация «Машина едет по улице»Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, в спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, подсказывает ему игровуюситуацию: машина едет но городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровыедействия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями(объезжал их), к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия («Я поеду в гараж», «Мне надо ил дачу»).Игра-ситуация «Мойка машин».Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, иговорит:«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!»Игра-ситуация «Машина хочет быть чистой».Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленнымтоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.Теперь я стала чистою.
и солнышко лучистоеОтсвечивает искрами,Светлее лес и луг.Сквозь стекла запыленныеБыла лужайка темною,Теперь и лес, и улицаЗазеленели вдруг.Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я —в гараж. Ты, Саша, куда едешь?(В город.)А ты, Женя?(На дачу.)Поехали!»Игра-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль».Воспитатель начинаетигру: берет медвежонка и ставит возле машинки.Медвежонок. Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Рр—р. Ой, что—то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р. Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась?(Плачет.)Воспитатель(говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет. Машина не слушается его, не заводится.(Обращается к ребятам.)Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р. Р-р-р. Мотор зарычал, загудел,зафырчал: р-р-р. Р-р-р. У-у-у. Фыр-р-р. Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания!(Поет.)Ты гуди сильней, мотор. Я —умелый шофер. Надо —влево руль кручу, Надо—гайку подкручу, дам сигналу погудеть—должен все шофер уметь.Игра-ситуация «Едем в детский сад на машине».Цель:Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.Ход игры: Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад на машине и нам нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т.д.). Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия, подсказывая, следит за ходом игры.Игры со строительным материалом.Игра-ситуация«Построим башенку для принцессы».Воспитатель приносит вгруппукрасивую куклу-принцессу, сажает ее на стульчик и говоритей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову-ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы.(Девочки находят место для дома.)Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно?(Дети называютматериалы: кирпичи, доски, камни, песок.)дети, ВЫ будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню. Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе иговорит: «Это ваш новый дом —башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома.Игра-ситуация«Строим забор».Воспитатель говорит детям, играющим со строительнымматериалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы. Дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку Посмотрим, какие будут заборчики.Мы решили строить домДля своих зверюшек.Дом построен, и теперьНам заборчик нужен.Доски обтесали,Крепко прибивали.Тук-тук, перестук,Доски обтесали.Тук-тук, перестук,
Крепко прибивали.Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетелпетушок:«Ку-ка-ре-ку!»Получилась настоящая деревня».Игровая ситуация «В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»Цель: Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь.Материали оборудование: Игровой набор «Инструменты»Ход игры: Из детей воспитатель выбирает мастера по ремонту игрушек, одевает его в фартук и даёт ему чемодан с инструментами. Сообщает детям, что пришёл мастер по ремонту игрушек, кому необходимо, что отремонтировать зовите мастера. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сюжетно-ролевые игры для детей раннего возраста
конспект сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста,включает в себя цели,задачи,предварительную и индивидуальную работу,методы и приемы ,а так же организационные моменты по каждой игре...
Формирование предпосылок сюжетно – ролевой игры у детей раннего возраста
эксперементальный опыт игровой деятельности...
Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой у детей раннего возраста.
Консультация для воспитателей....
Особенности сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. У ребенк...
"Развитие предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста"
В помощь педагогам раннего возраста...
«Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста».
Игра-это увлекательное занятие для ребенка,через чего формируется его личность.Для ребенка раннего возраста игра является пока не сюжетно-ролевой,а сюжетно-отобразительной.Дети стараются самостоятельн...