консультации для родителей
консультация (младшая группа)
консультации для родителей, чьи дети не посещают детский сад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 467.64 КБ |
konsultatsiya_3.docx | 14.55 КБ |
konsultatsiya_4.docx | 194.23 КБ |
konsultatsiya_5.doc | 60.5 КБ |
konsultatsiya_6.docx | 24.02 КБ |
konsultatsiya_7.docx | 402.56 КБ |
konsultatsiya_8.doc | 362.5 КБ |
konsultatsiya_9.docx | 23.35 КБ |
konsultatsiya_10.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы для родителей:
«Этот удивительный ранний возраст».
«С днём рождения, малыш!» - ласково говорят все, обращаясь к ребёнку. А он, чувствуя необычность ситуации, вглядывается в лица взрослых и пытается понять происходящее. Сегодня ему исполнился ровно год. Закончился период младенчества.
Давно ли малютку носили на руках, такого крохотного и беспомощного! И вот, но уже делает свои первые самостоятельные шаги, что-то говорит, правда, понятное пока ему одному да его маме.
Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. Так в чём же его необыкновенность? Интенсивно развивается центральная нервная система: масса мозга в первые семь месяцев жизни удваивается, а к полутора годам утраивается; к 2,5 – 3 годам составляет уже две трети массы мозга взрослого. Ни в один период последующей жизни не будет такого интенсивного наращивания мозгового вещества. При этом важно отметить, что метаморфозы умственного развития связаны с воспитанием ребёнка и возникают исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т.е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Ребёнок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления, поэтому рациональная педагогика играет столь важную роль в обеспечении фундаментального общего развития. Дефицит общения с взрослым и отсутствие целенаправленного воспитания оборачиваются невосполнимыми потерями: есть основание считать, что утрачиваются потенциальные возможности развития.
Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования (воспитания). Это значит, что задачи государственной важности, связанные с воспитанием молодого поколения, такие, как интеллектуализация, физическое совершенствование, нравственно - духовное развитие, а также ориентация на творческий труд, - всеми своими истоками восходят к ранним годам жизни ребёнка, и, в частности, ко второму году. Поясним эти положения.
Как говорилось выше, именно на втором году идёт интенсивное формирование центральной нервной системы ребёнка. Оно может быть особенно благоприятным, если проходит под руководством вдумчивого, знающего особенности воспитания взрослого, который своевременно формирует в ребёнке все необходимые, соответствующие возрасту навыки и умения, соблюдая деликатное, бережное отношение к индивидуальным проявлениям малыша. Именно поэтому второй год жизни можно считать сенситивным периодом развития, т.е. наиболее благоприятным в формировании предпосылок высокого интеллекта. Исследования учёных кафедры здорового ребёнка показывают, что здоровье человека закладывается в раннем детстве и определяется как возрастными особенностями растущего организма ребёнка, так и влиянием на него окружающей среды. Была доказана прямая связь между физическим здоровьем ребёнка и уровнем умственного развития. При этом отмечается, что на втором году жизни решающую роль играют социальные факторы, т.е. культура воспитания, развивающая окружающая среда, эмоциональное благополучие в общении с взрослым.
Исследования лаборатории раннего детства дошкольного воспитания дополнили эту картину, показав особую роль познавательного развития, необходимость обеспечения метаболизма (жизнедеятельности) коры головного мозга ребёнка созданием развивающей среды, системы дидактических игр, знаний, рассчитанных на развитие активной ориентировки. Наблюдения за детьми (радостное ожидание, предвкушение результата действия с игрушками, картинками, пособиями и т.п.) позволили выдвинуть тезис психофизического благополучия как результата рациональной организации жизни и воспитания ребёнка второго года жизни в условиях детского учреждения и семьи. Есть основание предполагать, что факторы психофизического благополучия по импритинговому типу (т.е. ранние запечатления) оказывают влияние на всё последующее развитие, уходя в долговременную память человека, «провожают» далеко в жизнь.
Нравственно – духовные ценностные ориентации также закладываются на втором году жизни ребёнка, когда идёт интенсивное развитие высших психических функций. Как известно , решающую роль в их формировании играют социальные условия жизни и воспитательные воздействия. Психические функции ребёнка развиваются в процессе овладения им общественно-историческим опытом. Имеется в виду язык народа, культура, обычаи, традиции – всё, что окружает малыша, чему предстоит учиться, что необходимо освоить.
Сказанное позволяет заметить, что душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. А если учесть, что строится она по законам развивающейся отражательной способности психики, то становится понятным, почему малыш начинает копировать, отображать в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность – первое условие нравственно-этического развития личности ребёнка.
Впервые малыш открывает для себя назначение предметов, обусловленное для себя общественно-исторической практикой. Это значит, что он начинает использовать их по назначению, т.е. функционально грамотно, например: расчёской причёсывает голову, ложкой – ест, шапочку надевает на головку, а туфельки на ножки и т. П.
Малыш получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1года 6 месяцев) возрастом «Я сам!». Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть « посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Родители должны знать, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление – детская нервность.
Вот такой удивительный второй год жизни ребёнка! Именно в этот период жизни малыш начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельностей. Вспомним: прямохождение, речь, относительно тонкие движения рук – социальные навыки, свойственные только людям. Эти умения называют непреходящими по своему значению, так как они сохраняются на протяжении всей жизни. В чём же особенность их проявлений на втором году жизни ребёнка, как происходит их становление?
У ребёнка ходьба, речь, ручные операции «развёрнуты», потому что выполняются замедленно, без достаточной координации, требуют значительных затрат энергии в отличие от взрослого, у которого они автоматизированы. В этом и проявляется неповторимое своеобразие навыков.
Все положительные характеристики приложатся к действиям и навыкам малыша, который к концу второго года научится не только переступать, но и бойко топать; произносить не только отдельные слова, но и фразы из двух-трёх слов; не только брать и удерживать предметы, но и производить с ними различные действия: собирать, разбирать; складывать и раскладывать; открывать и закрывать; выбирать по какому либо признаку и т.п.
Исключительная познавательная активность является одной из черт, характеризующих детей этого возраста. Она развёртывается на основе ориентировочных реакций, данных человеку от природы как безусловных, т. Е. заложенных генетически как реакции на новизну. Следует отметить, что своеобразная форма такого реагирования имеется уже у младенца. На втором году жизни ориентировочные реакции оформляются в яркую ориентировочно - исследовательскую деятельность. Именно этим и объясняется исключительное любопытство крохи. Малыша интересует всё. Но удовлетворению любопытства мешают слабо развитые умения действовать с предметами, ходить, говорить (что-то хочет сказать – не может выразить словом, хочет что-то взять, но не может дотянуться, хочет подойти к заинтересовавшему её предмету – но, сделав шаг, два, три, падает). В своё время профессор А.Р.Лурия, выдающийся нейропсихолог, писал, что второй год жизни можно назвать в хорошем смысле «драматическим» периодом в развитии человека, когда он практически, преодолевая все преграды своего неумения, «через тернии тянется к звёздам». Малыш претерпевает в этот период много различных болевых ощущений, он постепенно «вписывается» в окружающий мир, познавая свои возможности и свойства окружающих предметов. Постепенно к нему приходит осторожность, умение элементарно прогнозировать ситуацию, вырабатывается соответствующая ловкость и гибкость, а также умелость рук, способность выразить свои желания и ощущения словом. Но это всё будет к концу второго года, а вначале его … мы склоняем головы перед этим великим натиском освоения! Перед этим «героическим» движением вперёд несмотря ни на что!
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Известно: чем младше ребёнок, тем более он отличен от взрослого. Это качественное отличие, требующие от взрослого острого глаза и тонкой души, потому что пробуждающаяся психическая жизнь ребёнка раннего возраста отличается самым серьёзным образом от психической жизни взрослого. Поэтому и существует педагогика раннего детства – особая область знаний, изучающая становление человеческого поведения, произвольных действий, начала сознательности, духовности, свойственной только человеку; изучающая ранние проявления интеллектуальной жизни, а главное, владеющая методами подхода к малышу, позволяющими установить с ним уже на втором году жизни двусторонний контакт.
В заключение мы хотим обратить внимание родителей и педагогов на то, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребёнка поможет им грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость бытия и познания мира. К детству можно подходить только с великой любовью в сердце. В этом случае мы не только сохраняем чистейший родник, но и сами пьём из него.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Ловкие пальчики»
(развитие мелкой моторики рук)
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения,
практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
• Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
• Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
• Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
• обеспечивать эмоциональное благополучие.
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
• Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
• Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
• Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
• Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
• Развивать творчество и креативность участников проекта.
• Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Эффективны приемы самомассажа кистей рук:
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно –
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Уважаемые родители!
Если вы будете тренировать руку ребенка, будет развитие высших психических функций, речи, пространственных ориентировок. Играйте с детьми и творите! Умелые пальцы рук у детей становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «В гостях у сказки»
«Роль сказки в развитии дошкольников»
Помимо того, что ребенку очень важно общение с родителями, сказка – «…это средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…» ( Джанни Родари).
Сказки слушать я люблю, Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
Насколько важны сказки в развитии ребенка?
Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.
Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире: сказки развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Телевизор или компьютер не сделает этого лучше.
Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое.
При самом неблагоприятном исходе событий, сказки всегда завершаются хорошо. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах.
Благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас и улучшаются навыки общения.
Какие сказки читать? Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение в поколение. Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться и отыскать для юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира.
Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир! Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
Предварительный просмотр:
Какие эмоции возникнут у мамы, которая услышит следующее предложение: "А сегодня мы будем играть с ребенком в булавки и мелкий бисер!" Скорее всего - ужас. В чем причина такой реакции, чего боится мама? Конечно же, того, что малыш уколется иголкой, бисер засунет себе в нос и уши, а все оставшееся - проглотит. Но так ли страшны на самом деле подобные игры? Давайте разберемся.
Игры с мелкими и острыми предметами великолепно развивают мелкую моторику, а соответственно - мозг ребенка, воспитывают усидчивость, так как требуют от малыша концентрации и аккуратности. Помимо этих полезных свойств такие занятия увлекательны и сами по себе. Если родителям надо заняться своими делами, конечно же, они не станут рисковать и давать ребенку подобные вещи без присмотра. Игры с мелкими и острыми предметами стоит отложить до момента, когда вы найдете время, чтобы постоянно быть рядом. Перед началом занятий малышу стоит напомнить, что булавки и иголки - острые: например, дать потрогать пальчиком кончик, рассказать, что легко можно уколоться и будет больно.
Предлагаем несколько вариантов развивающих игр с подобными предметами. И еще раз напоминаем - будьте рядом! Безопасность вашего ребенка зависит только от вас.
"Ежик"
Для работы вам понадобится: одно среднее яблоко (или не очень твердая картофелина); зубочистки; бусины и пуговицы с дырочками, в которые легко проходит зубочистка. Срезаем донышко у яблока (картофелины), чтобы оно было более устойчиво, кладем срезом вниз. Теперь с помощью зубочисток делаем ежика, втыкая их в мякоть. Одно это занятие само по себе интересное. Но вот - колючки уже торчат во все стороны. Теперь давайте перейдем ко второй части игры - украсим нашего ежика. На "иголки" наденем пуговицы и бусины. Можно вразброс - а можно и усложнить задание, например, на одну зубочистку надеть только красные бусинки, а на вторую - пуговки только с двумя дырочками. Дети могут уже выполнять по команде родителей более сложные действия: надеть зеленую пуговку с четырьмя дырочками, красную бусину, две синих пуговицы... Замечательного ежа лучше всего не разбирать сразу, а оставить как украшение, например, кухни - ребенок будет очень горд!
"Жар-птица"
Понадобится: разноцветные осенние листья; набор булавок; большое яблоко и очень маленькое яблоко или мелкая картофелина; зубочистка. Это занятие состоит из двух частей. Первая - прогулка по улице, сбор листочков, называние цвета и породы каждого листика. Рассказ об осени, о том, почему деревья сбрасывают свой наряд. Вторая часть - создание самой птицы. Но вот - листочки собраны, переходим к созданию маленького шедевра (делать это надо в тот же день, потому что в помещении листья быстро высыхают, закручиваются и теряют "товарный" вид). Срезаем донышко яблока для устойчивости и ставим его срезом вниз. С помощью зубочистки и мелкого яблочка делает головку птицы на тонкой шее. Можно сделать ей и глаза с носом: нос - кусочек зубочистки, а глазки - нарисовать маркером. Основа готова. Теперь малыш берет по одному листочку и булавкой прикалывает их к большому яблоку, делая "оперение". Получается очень милое пернатое создание. Если вашему ребенку уже около трех лет, можно усложнить задание: собрать мелкие листочки акации. Их прикалывание более кропотливое, чем крупных листьев, например, тополя.
"Дерево"
Понадобится: осенние листья; большой кусок пенопласта, например потолочная плитка; набор булавок. Это занятие также состоит из двух частей. Первая - сбор листьев и, если получится, плодов (рябины, например), а также цветов. Вторая - создание самого дерева. На листе пенопласта маркером нарисуем ствол дерева и голые частые ветки (даже скромные художественные способности мамы все равно годятся!). Теперь само задание. Если на улице мы собирали листочки, опадающие с деревьев, здесь будем делать противоположное - одевать ветки в листву, прикалывая листики булавками. По тому же принципу деревце можно украсить плодами и цветами. Варианты игры многочисленны. Вместо дерева можно изобразить вазу и стебли цветов - прикалывая сами шапки цветов, ребенок сделает красивый букет. Зимой цветы (как и листья) можно вырезать из цветной бумаги. Перед Новым годом можно нарисовать елочку и украшать ее, прикалывая мишуру и бумажные игрушки.
"Чудо-юдо"
Понадобится: одно крупное (не твердое) яблоко, или небольшой мягкий кабачок, или другой фрукт-овощ - главное, чтобы в него без особого труда можно было воткнуть булавку; набор булавок; набор разноцветных квадратиков из фольги, бумаги, ткани. На фрукте (овоще) маркером рисуем веселую рожицу. Задание будет следующее - сделать Чуду-юду разноцветную чешую, накалывая на булавку квадратик материала и прикалывая его на "тело" поделки. Независимо от мастерства ребенка сказочное существо получается необыкновенно красивое!
"Украшаем игрушку"
Понадобится: мягкая игрушка; бусинки или бисер; набор булавок. Продемонстрируйте малышу, как можно украсить игрушку при помощи булавки с надетой на нее бусинкой. При кажущейся простоте это очень увлекательный процесс, особенно для девочек. Ребенок может "надеть" на игрушку сережки или бусы, "приделать" пуговицы, отделать контуром из бисера одежду игрушки, даже сделать корону-ободок.
"Змейки"
Понадобится: набор булавок; тесьма или шнурки; подушка или большой кусок поролона. Для этого занятия можно придумать несколько уровней сложности. Уровень первый: при помощи булавок зафиксировать шнурок на подушке. Уровень второй: приколоть к подушке лист бумаги с изображенными контурами фигур, теперь тесьму нужно приколоть точно по контуру. Чем сложнее фигура - тем сложнее задание.
"Вяжем свитерок"
Понадобится: зверюшка-заготовка; игла и нить; бусины. Наклеим на плотный картон крупное изображение какого-нибудь животного - такое, где было бы четко видно туловище. Можно нарисовать самим такую зверюшку на листе белого картона. Шилом проделаем в его туловище частые дырки. Проденем в большую иглу яркую мохнатую нить. Задание малышу - продевая иголку в дырочки, одеть нарисованное животное в теплый свитерок. Усложним задание: к свитерку надо пришить бусины, надевая их на иглу с нитью. Если вырезать из картона части одежды - ботинки, шапку, штанишки, куртку и проколоть в них дырочки, можно одеть зверюшку, пришив к нему эти вещи. Так же играть можно и одевая человечка.
"Украшения"
Понадобится: игла; бусины; тонкая резинка-нить. Думаем, почти всем родителям и детям пришлась по душе замечательная игра - надевание бусин и пуговиц на иглу с нитью. А что если вместо нити использовать тонкую нить-резинку? Когда малыш соберет на нее бусины, мама может связать кончики, и получится самодельное украшение - бусы, браслет или резинка на волосы. Девочки будут с удовольствием примерять и носить их, а мальчики украсят самодельными шедеврами своих мам и бабушек и будут страшно горды этим!
"Портняжка"
Понадобится: лоскуты ткани разной фактуры размером примерно 5х5 см; игла, нить, пуговицы. Заданий тут может быть несколько. Просто выполнять стежки на лоскутке, прокалывая его иголкой с нитью. Сшить вместе два лоскутка. Пришить пуговицы.
"Лесенки-заборчики"
Понадобится: зубочистки; пластилин. Тут тоже много вариаций. Предложите ребенку сначала скатать пластилиновую колбаску, а затем, втыкая в нее зубочистки, сделать заборчик. Если скатать две колбаски, то можно и лесенку построить. Если слепить шарик и раздавить его в лепешку, то ее легко превратить в клумбу, накалывая на один конец зубочистки пластилиновый цветочек, а второй конец, втыкая в саму лепешку. Собственно, любое животное или птицу можно представить как шарики или колбаски, скрепленные палочками-зубочистками (крепление пластилина к пластилину малышу пока выполнить труднее). Особенно выразительными получаются длинноногие животные - лошадки, жирафы...
Несколько советов:
- Не отлучайтесь даже на минуту от ребенка, играющего с острыми и мелкими предметами.
- Перед каждой игрой обязательно заново расскажите, что можно уколоться и надо быть осторожным.
- Лучше всего во время занятий сидеть напротив малыша за столом.
- Булавки всегда должны быть воткнуты - в подушечку для булавок или в предмет игры, не кладите их россыпью на столе.
- Мелкие предметы - бусины, пуговицы и прочее - лучше всего насыпать в широкую тарелку с невысокими бортиками. Идеально подходит крышка от жестяной коробки из-под печенья-конфет, в которой все это рукоделие как раз и может храниться.
- Играя с ребенком, старайтесь больше разговаривать с ним, называя цвета, размеры, формы, текстуры и прочее. Хвалите его успехи, помогайте в случае необходимости.
- Готовую поделку не стоит сразу же разбирать - поставьте ее на видное (но недоступное ребенку) место и обязательно вместе с ним продемонстрируйте пришедшему с работы папе, бабушке, старшим или младшим братьям-сестрам.
- Закончить игру надо раньше, чем ребенок устанет! Не удивляйтесь, если поначалу его "хватит" всего на 3-5 минут.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детского сада "Нужны ли наказания?"
Данная консультация предназначена, скорее всего, для родителей. Для того чтобы осмыслить и подумать, а действительно «нужны ли наказания?». Наказание – палка о двух концах. Оно больно бьёт и по родителям, и по детям. Надо ли наказывать малыша? Что делать, если малыш не слушается? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим причины непослушания.
Зарубежный психолог Р. Дрейкурс выделил четыре цели неправильного поведения или послушания:
- получение большего или дополнительного внимания: ребенок полагает, что «если я добьюсь внимания, меня будут ценить», ребенок успокаивается и верит, что он значим, когда он в центре внимания; чувство взрослого, которое сигнализирует о наличии этой проблемы у ребенка – раздражение;
- дети, желающие чем-то выделится и разочаровавшиеся, могут обратиться к следующей цели: добиться власти («все обязаны делать, то, что я хочу»), дети могут пользоваться не только силой (агрессия, упрямство, капризы), но и слабостью (болезни, страх), чувство взрослого – злость;
- если разочаровавшийся ребенок приходит к выводу, что с помощью власти он все равно не может найти положение среди людей, то он выбирает 3-ю цель – стремление отомстить, ребенку кажется, что ему
нанесли вред другие люди или обстоятельства, единственный способ добиться ощущения своей значимости – отомстить за себя; ребенок может ломать вещи, вредить людям; чувство взрослого – его обидели, задели, некоторое желание мстить;
-неадекватность – полный уход от самостоятельного решения проблемы, если все предыдущие цели оказались безуспешными. Убеждение ребенка – оставьте меня в покое. Чувство взрослого – бессилие.
Процесс воспитания не может обойтись без наказания. Наказывая ребенка, вы учите отвечать его за последствия своих поступков.
К сожалению, родители не всегда себя сдерживают, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей.
Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние, и желание исправиться, а совсем другие чувства: - возмущение и обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого обращения»;
- месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними расквитаюсь»;
- протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему;
- изворотливость, трусость: «В следующий раз я постараюсь не попасться»;
- снижение самооценки «Я плохой»
Наказания могут не понадобиться, если соблюдать следующие правила:
1. Действуйте согласно законам развития ребенка. Например, позволяйте ему много двигаться, не тормозите его любознательность.
2. Попробуйте отвлечь, переключить внимание капризули.
3. Позволяйте попробовать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо» (пусть потрогает весьма теплый чайник и узнает, что об него можно обжечься)
4. Свод запретов не должен превышать 7 пунктов. Все они обоснованы и не отменяемы (нельзя играть у дороги, нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна и т.д.)
5. Растолковывайте правила доступным языком, не надо читать длинные нотации. Говорите просто и ясно («Отпусти кошку, ей больно»).
6. Делайте акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Не надо говорить: «Не лезь в лужу», а скажите: «Молодец, обошел лужу и ноги сухие».
7. Создайте необходимую среду для роста и развития (организуйте творческий уголок, место, где можно вволю покувыркаться).
8. Не навязывайтесь и помогайте тогда, когда ребенок об этом просит.
9. Соблюдайте разумную альтернативу («Нельзя шуметь в помещении, но можно покричать на улице, в лесу).
10. Нельзя говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете говорить «плохие» слова, а сами их употребляете.
11. Нельзя откладывать наказание. Не стоит говорить: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня кататься не будешь».
12. Нельзя проявлять непостоянство: то запрещать что-то, то разрешать это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестанет понимать, что можно, а что нельзя.
13. Нельзя запугивать тем, что вы никогда не выполните («Никогда больше не куплю тебе игрушку»).
Если ваш малыш провинился, можно наказывать лишением привилегий (не разрешить смотреть мультфильм вечером). Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание. Главное обязательно осуществляйте последовательность: то, что запрещено – запрещено навсегда, и наказание за это последует в любом случае.
Ни в коем случае не наказывайте малыша трудом, может сформироваться отрицательное к нему отношение.
Физические методы тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете. Когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так. Никогда не запугивайте ребенка: «Я не буду тебя любить», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова. Маленький человек ни при каких ситуациях не должен сомневаться в вашей любви.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Укрепление здоровья ребенка
в условиях семьи»
Здоровье детей — главная забота и головная боль родителей.
Недаром говорят: «Было бы здоровье, а остальное приложится».
Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – Всё!
Всем хорошо известна печальная статистика состояния здоровья детей в стране. Данные свидетельствуют: в детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. И к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости детей.
Наше будущее напрямую зависит от здоровья детей, поскольку именно они будут, строить новый мир, в котором нам с вами предстоит доживать последние, хотелось бы надеяться, счастливые годы. К счастью, сегодня для государства важно здоровье каждого ребенка, на укрепление позиций медицинских и образовательных учреждений брошены силы и средства, что позволяет нам верить, что защита здоровья детей в нашей стране — не пустой звук.
Доступность медицинской литературы и Интернета, с одной стороны, позволяют родителям наконец-то разобраться во многих врачебных диагнозах и найти множество полезных советов по профилактике и лечению всевозможных заболеваний, а с другой стороны, в какой-то мере вредит здоровью детей, поскольку мамы и папы, уверовав в свои знания (достаточно поверхностные), предпринимают самостоятельные попытки лечения, и зачастую ребенок попадает к врачу, когда болезнь принимает тяжелый или хронический характер. Помните, что вы несете ответственность за здоровье детей и что именно специалист способен оказать действительно квалифицированную помощь маленькому пациенту.
Здоровьем и развитием ребенка занимаются и медицинские учреждения, и родители. Родители — в первую очередь. Важно, чтобы и врачи, и педагоги, и мамы с папами вели конструктивные диалоги, прислушивались друг к другу. Тогда и только тогда может идти речь о сохранении и преумножении здоровья детей.
Укрепление здоровья ребенка в домашних условиях
Учитывая те нагрузки, которые выпадают на долю наших малышей, следует уделить особое внимание укреплению здоровья ребенка дома. Речь идет в том числе и о закаливании, как о защите здоровья детей. Если вы считаете, что закаливание непременно включает в себя купание в проруби или догонялки босиком по снегу — не волнуйтесь, такие экстремальные нагрузки могут себе позволить только уже основательно закаленные люди, так что здоровье ребенка не требует подобных жертв. Начать вполне можно с того, чтобы купать вашего младенца в воде, температура которой на градус ниже, чем обычно. Потом еще на градус… Если вы видите, что малышу водные процедуры по-прежнему не доставляют дискомфорта, постепенно сделайте воду прохладной (но не холодной, не ниже 24 °C). Здоровье и развитие ребенка зависят от иммунитета, который заметно повышается даже от таких простых закаливающих процедур.
Безусловно, одним из важнейших факторов закаливания и здоровья детей являются регулярные прогулки. Главное, правильно одеть ребенка. Педиатры советуют для малышей использовать принцип «капусты» — многослойные одежки, которые можно снять, если станет жарко. Неплохо работает житейское правило — на ребенке должно быть столько же слоев одежды, сколько и на вас, плюс еще один. Помните, что перегревание наносит больше вреда здоровью детей, поскольку именно перегревание чаще ведет к простудам, чем переохлаждение.
Еще один верный помощник в укреплении здоровья ребенка — всем известная зарядка. Не обязательно проводить ее непременно утром, лучше в течение дня несколько раз выбрать время для нескольких простых и веселых упражнений. Бегайте вместе с вашим отпрыском босиком по массажному коврику, подражайте различным животным — только не превращайте зарядку в унылую обязанность. Здоровье наших детей в наших руках.
Укрепление здоровья ребенка — это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая останется с человеком на всю жизнь. Если вы с раннего детства приучаете ненаглядное чадо к активному образу жизни, правильному распорядку дня, прививаете полезные привычки, причем делаете это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста, будьте уверены — вы позаботились о дополнительном бонусе для ребенка — здоровье, а этот бонус несомненно поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Маленькие художники, или что нужно знать
об особенностях рисования дошколят»
Рисование - самый распространенный вид детского творчества. Уже в возрасте 8-9 месяцев здоровый карапуз способен создать свой первый шедевр. Рисование для детей - увлекательная игра, возможность самовыражения, один из способов познания окружающего мира. Считается, что до трех лет рисование - это отражение новых открытий. Ребенок учится соотносить палочку (фломастер, кисть) у него в руках со следом, оставленным ей на бумаге, он любит экспериментировать с цветами, смешивать их (если покажет взрослый), рисуя то все в красном цвете, то в зелёном цвете.
По мере взросления ребенка меняются и его рисунки. Психологи доказали, что рисование отражает эмоциональное состояние ребенка, уровень его развития. Именно поэтому психологи для диагностики различных нарушений в развитии ребенка, для выявления проблем используют проективные тесты ("Моя семья", "Дом, дерево и человек", " Человек", "Нарисуй свой страх" и так далее). Рисование также применяется и в коррекции, например, для преодоления страха, тревожности.
Каким должен быть рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок Вашего ребенка его возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки отставания в развитии?
· В возрасте около года начинается период хаотических каракулей. Малышу нравится оставлять след на бумаге.
· 1-2 года. Ребенок уже может управлять своей рукой и следить за результатом. Он начинает повторять "следы", может исписать ни один лист похожими каракулями. Малыш уже стремится подражать письму взрослых, с помощью каракулей и закорючек "пишет" письма.
· 2-2,5 года. Ребенок обнаруживает, что у листа есть границы, теперь нарисованное им не выходит за край бумаги.
· 3 года. С этого возраста ребенок начинает выражать в процессе рисования свои эмоции, с помощью закорючек, точек, линий он может рассказать целую историю, появляется замысел. Рисунки еще примитивны, чаще всего изображается один предмет или объект. Ребенок при изображении чего-либо сосредоточен на отдельных частях, а не на предмете в целом, т.е. кошка может изображаться в виде овала, «усов» и «хвоста». Главное, чтобы малыш мог объяснить, что же он изобразил. Замысел может легко меняться, т.е., начав рисовать машину, в конце ребенок заявляет, что это дом. Чаще всего в этом возрасте дети рисуют: дом, человека, кошку, собаку, машину - здесь многое зависит от кругозора. В основном изображаются простые геометрические фигуры, но уже могут появиться и детали: усы у кошки, глаза у человека, руль у машины, хоть они и могут быть нарисованы не там, где «должны быть». Реалистичность рисования, как и точное соответствие цветов (морковка может быть синей, собака – красной) вовсе не главное для этого возраста.
· 4-5 лет. Ребенок большое внимание уделяет деталям. Особенности изображения – нет объема (рука изображается в виде палочки), несоответствие величины (человек ростом с дом, кошка больше слона), появляется сюжет (изображаются несколько фигур, которые взаимодействуют). Если ребенок в пять лет изображает человека с пальцами на руках, глазами, ушами, с различением пола по одежде (платье, брюки, шляпы), то он отлично развивается!
· 5-6 лет. Тем для рисования множество, новые впечатления, праздники, все изображается на бумаге. Ребенок с удовольствием рисует и старые сюжеты и новые. Могут создаваться иллюстрации к сказкам, к историям, к собственной жизни. Теперь ребенок стремится нарисовать предмет так, чтобы он был узнаваемым окружающими, начинает пользоваться общими шаблонами (самые распространенные – изображение домика, солнышко в углу листа), следит за соответствием цвета (солнышко должно быть желтым). Ребенок начинает учитывать пропорции, пытается отобразить объем, движение. Рисунки часто исправляются или начинаются заново.
· 6-7 лет. Ребенок любит рисовать окружающую его действительность, начинает создавать собственные истории, стремится передать настроение, движение, объем, особенности одежды. Фигуры на листе уже не выстраиваются в один ряд, как раньше, кто-то находится ближе, кто-то дальше, выше, ниже. Рисунок уже не напоминает схему – это КАРТИНА!
· После семи лет развитие изобразительных навыков, как правило, происходит под руководством взрослых, из игры превращаясь в занятие, учебу.
Рисунок является творчеством, познавательной игрой и отражением внутреннего мира ребенка, если ребенок рисует САМ, без помощи и указаний взрослого.
Приведенные выше признаки развития рисования как игры примерны, всегда нужно учитывать особенности ребенка, его интересы, кругозор, развитие моторики. Но если рисунки Вашего ребенка сильно отличаются от предложенных норм, стоит задуматься и обратить внимание на уровень развития мышления, воображения малыша. Не зря при поступлении в школу проводятся такие тесты, как рисунок человека, это хороший показатель общего развития ребенка.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Можно, нельзя, надо
(о моральном воспитании ребенка)».
О воспитании детей за всю историю разлития человечества написаны сотни трактатов, выдвинуты тысячи идей. Но если мысленно сравнить основные известные педагогические теории в самом общем плане, можно увидеть, что сущность их сводится к тому, чтобы дать рекомендации воспитателям, как и какими средствами воспитать у детей нравственные идеалы и устои определенного общества. Осуществление этих задач возлагалось главным образом на родителей, которые стремились внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность, вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, равных по возрасту и старших, следить за чистотой и опрятностью. Семейное воспитание обычно сводилось к закреплению в сознании ребенка простых норм обыденной жизни, в которых отражалась определенная система морали. Оно начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Простые нормы нравственности, цель воспитания которых — поддержание элементарного порядка, в раннем дошкольном возрасте воспринимаются детьми как система требований без надлежащего их осмысления.
Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой моральный кодекс, прививаем систему определенных принципов, которой руководствуемся сами в процессе практической деятельности.
Всегда все проще объяснить на примере. На родительском собрании в детском саду одна из матерей рассказала следующее.
По соседству с нами живёт молодая семья, в ней растёт пятилетний сын. Когда мальчик приходит к нам, то дом сразу же наполняется криком и беготнёй. Вещи покидают свои привычные места, и кажется, нет для вездесущих рук мальчика запретного уголка. Самое удивительное, что мама спокойно наблюдает, как её сын в чужом доме всё переворачивает вверх дном. Однажды мягко сделали замечание ребёнку, но тот, поглядывая на маму, ответил бойко и убеждённо:
- А мама разрешает!
Всем своим видом мать дала понять, что не довольна тем, что сыну сделали замечание. Обращаясь к нему, сказала:
- Потерпи немножко, Игорёк, успокойся, сейчас идём домой.
Мальчик, конечно, уловил, что его не осуждают, и продолжал шуметь. А мать сказала:
- Шустрый он у нас, активный. Мы считаем, что ребёнок и должен вести себя расковано.
Как-то посторонние люди заметили матери:
- Вы не боитесь, что сын дальше совсем перестанет вас слушаться? Ведь он совершенно не понимает слово "нельзя".
- А мы и не стараемся сковывать его свободу этим словом, - ответила она.
Неужели это правильно? И как бы в ответ на поставленный вопрос родители поделились опытом воспитание своих детей.
- У нас иной взгляд. Мы с мужем и с бабушкой приучили сына и дочь к слову "нельзя" чуть ли ни с пеленок. Ещё сидя на руках у взрослого, малыш усваивал: нельзя замахиваться на маму, дёргать её за волосы, лезть пальцем в глаза. А позже, когда он стал самостоятельно передвигаться по комнате и пытался взять бабушкины очки, вазу на туалетном столе или ещё что-то хрупкое, наше "нельзя" останавливало ребёнка. Таким образом, это слово постепенно становилось для малыша руководством к действию:
"Чай очень горячий. Подожди, пить ещё нельзя - обожжёшься. А вот теперь можно".
"Бабушка отдыхает, устала. Кричать, шуметь нельзя, а тихо играть - можно".
"Без разрешения брать папины инструменты нельзя, зато можно помочь убрать их в ящик".
"Животное - кошку, собаку мучить нельзя, но их можно погладить, покормить".
В общем, понятия "нельзя" и "можно" шли как бы параллельно, а это значит, что детскую активность, которая могла бы проявиться в недозволенном, переключали на действия положительные.
- Конечно, всё это требовало от нас большого терпения, - продолжает мать, - зато чуть позже оно окупилось сторицей: мы видели, что наши малыши, подрастая, начинают уже самостоятельно решать, что нельзя, а что можно.
Сейчас пятилетний Антон и трёхлетняя Машенька растут послушными, дисциплинированными, хотя тихонями их, конечно, не назовёшь - шалят, проказничают, устраивают возню с собакой, в общем, проявляют себя, как все дети. Но родительское слово всегда способно остановить их.
Как видите, в этой семье дети растут активными, от них не приходилось ничего прятать, ведь с самого раннего возраста их приучали различать два очень важных в воспитательном отношении понятия - "нельзя" и "можно".
Зато в доме, где растёт Игорь, до сих пор прячут от него вещи, чтобы не испортил, не разбил, не порвал. Отец запирает письменный стол и шкаф с книгами, прячет на антресоли инструменты. Но увы, разве возможно в доме все спрятать от ребёнка?! Однажды Игорь отрезал кусок оконной занавески, в другой раз порвал папины чертежи... Да и сам частенько набивал шишки, так как лез, куда не полагается. А сколько раз едва успевали отбирать у него острые предметы! И все же родители пятилетнего мальчика считают, что к нему пока ещё невозможно предъявлять какие-либо требования, "потому что он ещё мал".
Подобное мнение разделяют и некоторые другие родители, считая, что "это значит отнимать радости детства", "упрямство в ребёнке - проявление положительное, так как он выражает волевые усилия", "совсем не обязательно, чтобы сын или дочь слушались, а то вырастут безынициативными".
Правы ли сторонники подобной воспитательской позиции?
Напомним, что говорил об этом А.С. Макаренко: "Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет".
В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше он нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремление к деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых формах - в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках.
И ещё одна мысль, высказанная в этой же связи А.С. Макаренко в адрес родителей: у детей "необходимо воспитывать привычку выполнять распоряжение воспитателей. Это не только делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на упрямство, капризы, своеволие и пр.".
Высказанные замечательным советским педагогом советы устремлены в будущее ребёнка, ибо послушание - первая ступень дисциплинированности. И чтобы подготовить растущего человека к жизни в обществе людей, уже сейчас надо учить его подчинять своё "я" (в меру детских возможностей) родительскому требованию. Ведь сегодняшним маленьким гражданам предстоит выполнять определённые жизненные обязанности, уметь властвовать собой. Всё это потребует от них высокой дисциплинированности. Не зря советской педагогикой дисциплинированность рассматривается как критерий воспитанности личности!
Родители по своему опыту знают, что воспитание ребёнка, в котором не сформирована готовность к сознательному выполнению их требований, всегда дело трудное.
- Говоришь, напоминаешь, требуешь, а он - будто его это и не касается, и непременно настоит на своём. Часто не в силах уговорить его, настоять и... уступаем, - сокрушаются иные мамы и папы, пасуя перед детским упрямством. Но тут же утешают себя, упрямый - значит волевой. Это не плохо.
Оправданно ли такое мнение? Можно ли поставить знак равенства между понятиями "упрямство" и "воля"?
Считать, что в упрямстве ребёнка проявляются такие ценные психологические свойства, как воля, настойчивость, - глубокое заблуждение. Детское упрямство - признак слабой воли, неумение преодолеть своё желание, мобилизовать себя на выполнение требуемого. Упрямство присуще избалованным детям, не приученным к дисциплине, не умеющим считаться с родительским словом. В этой связи Е.А. Аркин, известный врач и педагог, указывал: " В случаях упрямства педагог должен иметь в виду, что корень упрямства лежит очень часто не в ребёнке, а в поведении окружающих его взрослых".
Упрямство и настойчивость не одно и то же. Упрямство - проявление отрицательной чёрточки в характере, и её следует искоренять, иначе она может перерасти в негативизм - крайнюю степень упрямства, когда ребёнок сопротивляется любому требованию взрослого. Негативизм всегда направлен в адрес тех, кто балует ребёнка.
Замечали ли вы, что дети не желают слушаться тех, с чьим мнением они не считаются? Почему? Да потому, что для них это люди неавторитетные, и их слово, как правило, вызывает у ребёнка сопротивление. Именно те родители, которые чрезмерно уступчивы и щедры в своём потворстве ребёнку, увы, не имеют авторитета в его глазах.
Будет ли у ребёнка своевременно формироваться готовность выполнять родительское требование или его поведение станет трудноуправляемым, всегда зависит от нас с вами, от всей системы воспитания, от нашего умения воздействовать на ребёнка так, чтобы не подавлять его активность, а направлять её в нужное русло. Воспитание требовательности к растущему человеку есть не что иное, как воспитание стихийное. Ни о какой целенаправленной программы воспитания в этом случае не может быть речи. Вот почему считать, что предоставлять ребёнку свободу действий, не запрещать и ни в чём не отказывать - значить растить личность с сильным характером, а требовать от него послушания, умения отказываться от своего желания - значит формировать безволие, поссивность, - глубокое заблуждение!
В подтверждение обратимся к А.С. Макаренко, который подчёркивал: "Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребёнок упражняется только в том, что он свой желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли".
Бесспорно, дети должны слушаться родителей. Но любое ли подчинение ребёнка требованиям взрослого может нас удовлетворить? Нет, не любое. Нас может удовлетворить не слепое, а сознательное послушание, в основе которого лежат нравственные мотивы. Вот почему наша задача - учить ребёнка с самих ранних лет осознанно относиться к своим поступкам, оценивая их посильными для него нравственными понятиями: это - хорошо (значит можно), это - плохо (значит нельзя).
"Можно", "нельзя", "надо" - три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На их опираются родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, - именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Только тогда у ребёнка не возникает сопротивления воспитательным воздействиям, а у взрослого - растерянности в выборе подхода к нему.
Часто родители допускают одну из характерных ошибок - подходят к ребёнку с заниженными требованиями: "Уступите маленькому", "Это только ему, как самому маленькому" - то и дело слышит ребёнок. Он воспринимает это как должное, как своё неоспоримое право. С него как бы снимается ответственность за капризные притязания.
Если родители не стремятся окультуривать поведение ребёнка, если ребёнок не знает ограничений, если в семье все подчинено его интересам, то, хотят родители или не хотят, они невольно растят эгоиста. А эгоист, как известно, всегда идёт на поводу собственного "я", до других ему и дела нет! Попробуйте такому ребёнку в чём-то отказать, чего-то не разрешить, и он ответит вам бурей капризов, упрямством, а то и упадёт на пол, катаясь в истерике. А уж против этого безоружны многие родители, они непременно уступят - это хорошо знает избалованный ребёнок.
Вот пример. "Мама, ты плохая", "Не люблю тебя, бабушка", - говорит маленькая Варенька, если требование близких не совпадают с её желаниями. Надуется, отвернётся от них и долго упрямо молчит. Случается, плачет, топает ногами, визжит от негодования. И представьте, на взрослых это производит впечатление, и они, скрепя сердце, уступают ("Пусть Варенька не нервничает, не огорчается"). За одной уступкой следует другая... А тем временем бразды правления перешли в руки Вареньки: взрослые не замечают, что постепенно подстраиваются под её властное "хочу - не хочу". И мама, и папа, и бабушка, и дед находят даже этому оправдание: "Эко беда - один раз не послушалась, подумаешь, дерзко ответила бабушке, замахнулась на маму или топнула ногой, взяла лучший кусок или ударила сверстника". "С характером!" - любуются они любимым чадом, не подозревая, что потворствуют рождение маленького тирана и в общем-то портят характер растущему человеку.
Будет ли ребёнок приобретать положительный опыт поведения, зависит от позиции, занимаемой им в семейном коллективе. Так, если взрослые отводят ему центральное место в семье, стремятся удовлетворить любой его каприз, то создаются условия для расцвета в нём эгоцентризма.
Более успешно идёт воспитание нужных качеств в ребёнке, если он правильно воспринимает ограничения. Только своевременно воспитанные тормоза позволяют малышу в дальнейшем самостоятельно управлять своими желаниями и поступками, не выходя за рамки дозволенного. Сдержанность, умение вести себя нравственно формируются с малых лет. Ребёнок, не приученный к этому в детстве, с трудом приобретает нужные качества в более поздние годы.
...Ребёнок растёт, умнеет, обретает способность к волевым усилиям. И здесь нельзя упустить момент, когда к понятиям "нельзя" и "можно" прибавляется ещё одно - " надо". Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих. "Надо", "надо", "надо" - то и дело сталкивается ребёнок с этим словом.
Кто из нас не знает, с каким трудом идёт воспитание, если сын или дочь не приучены подчинять себя родительскому "надо". И кто не знает, как нелегко даётся учение в школе тем детям, которые не умеют подчинить себя жизненно необходимому и организующему "надо". Не так это просто высидеть первокласснику 45 минут на уроке, подчинить себя школьному ритму жизни, а дома самостоятельно ежедневно выполнять задание и т.д. Всё это требует от ребёнка ответственного отношения к своим обязанностям, умение организовать своё время, свою деятельность, не идти на поводу своего "хочу - не хочу".
Как важно учесть это заранее, и особенно тем родителям, чьи дети не будут иметь возможности оставаться под присмотром бабушек и дедушек. Ребёнок часть дня после школы предоставлен самому себе. Как он организует это время? Сможет ли сделать всё, что "необходимо", "надо", т.е. выполнить в ваше отсутствие все те распоряжения, которые вы отдадите ему, уходя на работу?
Отец о своём сыне-первокласснике говорит:
- В школе считают, что он способный, всё быстро схватывает, у него хорошая память, а в дневнике одни тройки. Чем это объяснить? Учительница говорит, что он, если захочет, то выполнит задание хорошо, но если не захочет... Не умеет организовать себя, очень не собран и потому много времени тратит впустую.
- Учительница права, - соглашается мать. - В этом нетрудно убедиться, посмотрев, как у Максима проходит время после школы. Приходит домой и, пользуясь нашим отсутствием (мы с мужем весь день на работе), наспех обедает и бежит к Виталику, соседу-однокласснику. А там они предоставлены самим себе, затевают игры, пока родители Виталика не прейдут с работы. Бабушка говорит Максиму: "Сначала уроки сделай, а уж потом с товарищами играй!" А тот отвечает ей: "А если я не хочу сейчас уроки делать?" Или: "Ещё успеется. Вот погуляю - тогда..." Никакого чувства ответственности! Вечером мы приходим с работы, а сын, набегавшийся и уставший, садится за домашние задания, делает их второпях, полусонный. Где уж тут отметки хорошие! А ведь каждый день напоминаем, просим, чтобы он уроки делал вовремя.
Чувство ответственности за выполнение своих, пусть совсем не сложных, обязанностей (которые непременно должны быть у ребёнка) не приходит само по себе. Оно формируется всей предшествующей жизнью и начинается со знакомства с понятием "надо". Ведь даже трёхлетние дети по опыту знают, что делать приходится не только то, что хочется, но и то, что надо. "Не хочу, чтобы папа и мама уходили на работу, но для взрослых это обязательно. И с этим нельзя не считаться!", "Не хочу принимать лекарство, но надо, иначе скоро не выздоровеешь", "Не хочу после себя убирать игрушки, но в доме существует правило: все и всегда убирают за собой".
В.А. Сухомлинский говорил: "Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребёнок делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага. Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие, более высокие потребности, вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее будет расти ваш ребёнок".
...Вы и ваш ребёнок. Можно ли считать, что ваши отношения с ним основаны на разумной требовательности, такой требовательности, которая не подавляет, а направляет, не отстаёт от развития ребёнка, а зовет вверх? Присмотритесь, каким растёт ваш сын или дочь, и одновременно обратите взгляд на себя как на воспитателя собственных детей. Как часто вы идёте на уступки ребёнку? Как часто он отказывается выполнять ваши распоряжения? Усвоил он лишь удобное и приятное для себя понятие "можно" или и другие, требующие от него волевого напряжения - "нельзя" и "надо"?
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для детей:
значение, виды, рекомендации
Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически?
Развивающие игры: их значение
Современные дети развиваются стремительно. Их потребности уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:
базового опыта, развития познания, эмоционального и языкового развития, физической подготовки, умения общаться, зрительного восприятия, различения и памяти, слуховых способностей, отношения к книгам, общей и психологической готовности.
Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры — самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе.
Развивающие игры основаны на таких принципах:
-принцип сочетания игры и обучения,
-принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности,
- принцип поэтапного усложнения игр и заданий,
- принцип активизации умственного развития ребёнка
В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться. Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.
Виды развивающих игр
Игры для малышей, раскраски с крупными изображениями и наклейками, мягкие пазлы большого размера, игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды), игры на развитие логики (длина, высота, количество, размер, вес предметов).
Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями. Занимайтесь с детьми с первых дней.
Познавательные игры (дидактические). Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.
Игры для развития внимания и памяти. «Ищем пару, «Отличия», «В поисках предмета», «Что не так?», «Лабиринт». Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.
Игры для развития мышления и логики. Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит — самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.
Раскраски
Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.
Пазлы
Пазлы — игра, где картину нужно собрать из частей — это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.
Загадки и ребусы
Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.
Математические игры
Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой. Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.
Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже? интерактивные игрушки: они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить. Сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов,
фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество. Пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым. Кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета.
Тренируем логику и руку для письма. Конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические — сейчас большой выбор
Настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей — развивают логическое мышление и быстроту реакции. Сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мультфильмов, плюшевые игрушки — с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка. Сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) — вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм. Пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие — тренируют первые навыки логического мышления малыша. Счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов — хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию. шнуровки: готовят руку малыша к письму. Игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода — физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами. Наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации — развивают детское творчество.
Сегодня на рынке представлено огромное количество развивающих игр.
Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает.
Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.
Игры для дошкольников
Перед старшими дошкольниками стоит основная задача — подготовиться к школе. Здесь на первый план выходит подготовка руки к письму, важным является приобретение первых навыков чтения и письма. В этот период предложите ребёнку поиграть в игры, которые помогут укрепить его мелкую моторику детских рук: разнообразные конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы.
Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.
Компьютерные и он-лайн игры
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.
В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры — абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют — например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся игру на компьютере, тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.
При занятиях за компьютером существуют правила:
- Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером.
- Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
- Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка.
- Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
- Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.
Детские компьютерные игры появились не так давно — всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.
Совет. Не рекомендуется усаживать ребёнка за компьютер ранее семи лет: малыш должен разносторонне, а не просиживать у ноутбука или с планшетом целый день.
Выводы
Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок — индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет. Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...