Формирование сенсомоторной культурной практики у детей раннего возраста.
статья (младшая группа)
Статья о значении сенсорного развития детей раннего возраста, будет интересна педагогам и родителям детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sensomotornoy_kulturnoy_praktiki_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование сенсомоторной культурной практики у детей раннего возраста.
Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно ранний возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей. Уникальность и самоценность раннего возраста подчеркивали такие ученые, как Н.М.Аксарина, Н.Щелованов, А.В.Запорожец, в ходе исследований определили зависимость развития различных видов детской деятельности от сенсомоторного развития. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний " золотой порой" сенсорного воспитания. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсомоторика (от лат. Sensus – «чувство, ощущение» и motor – «двигатель») – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. Ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в целостности и постоянстве. Формирование восприятия является передачей ребенку социально-исторического опыта. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Формы познания –мышление и воображение, строятся на основе образов и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторная культура - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Видными представителями дошкольной педагогики ( Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой и крупной моторики, а также по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Такими играми являются: игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую и крупную моторику развивают физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.
Практика показывает интересный факт, проведенная работа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста наиболее эффективно выделяет виды деятельности, которые ставят перед ребенком задачи на уровень сложнее, но с которыми он успешно справляется. Ребёнок начинает очень быстро узнавать предметы, замечать их структуру и различие, выполняя основные перцептивные действия в уме. Это показывает то, что сенсомоторное развитие малыша стало внутренним психическим процессом.
Именно в дошкольном детстве у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Мы все хотим, чтобы лицо малыша радостно сияло, тело было пластичным, а руки ловкими, и умелыми, чтобы наши дети были лучше нас - красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период - детство.
Литература:. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста // М.: Школьная пресса, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" по формированию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста.
Долгосрочный проект для детей раннего возраста. Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....
Закономерности сенсомоторного и психического развития детей раннего возраста.
В раннем возрасте очень важно воспитание сенсомоторной культуры детей. Именно этот возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем...
“Использование метода проектов в формировании культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста.”
Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в дошкольной организации....
Консультация для родителей «Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста»
Данный материал предназначен для педагогов и родителей...
Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"
Консультация для родителей"Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"...
Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста (из опыта работы).
Использование проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....
Консультация для молодых специалистов «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста».
Консультация для молодых специалистов «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста». ...
- Мне нравится (2)