Формирование сенсомоторной культурной практики у детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Ефимова Марина Витальевна

Статья о значении сенсорного развития детей раннего возраста, будет интересна педагогам и родителям детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование сенсомоторной культурной практики у детей раннего возраста.

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно ранний возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.  Уникальность и самоценность  раннего возраста  подчеркивали такие ученые, как Н.М.Аксарина, Н.Щелованов, А.В.Запорожец, в ходе исследований определили зависимость развития различных видов детской деятельности от сенсомоторного развития. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний " золотой порой" сенсорного воспитания. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсомоторика (от лат. Sensus – «чувство, ощущение» и motor – «двигатель») – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. Ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в целостности и постоянстве. Формирование восприятия является передачей ребенку социально-исторического опыта. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Формы познания –мышление и воображение, строятся на основе образов и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторная культура - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Видными представителями дошкольной педагогики ( Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой и крупной моторики, а также по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Такими играми являются: игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

  Мелкую и крупную моторику развивают физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

Практика показывает интересный факт, проведенная работа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста наиболее эффективно выделяет виды деятельности, которые ставят перед ребенком задачи на уровень сложнее, но с которыми он успешно справляется. Ребёнок начинает очень быстро узнавать предметы, замечать их структуру и различие, выполняя основные перцептивные действия в уме. Это показывает то, что сенсомоторное развитие малыша стало внутренним психическим процессом.

Именно в дошкольном детстве у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Мы все хотим, чтобы лицо малыша радостно сияло, тело было пластичным, а руки ловкими, и умелыми, чтобы наши дети были лучше нас - красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период - детство.

Литература:. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста // М.: Школьная пресса, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" по формированию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста.

Долгосрочный проект для детей раннего возраста.  Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....

Закономерности сенсомоторного и психического развития детей раннего возраста.

В раннем возрасте очень важно воспитание сенсомоторной культуры детей. Именно этот возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем...

“Использование метода проектов в формировании культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста.”

Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в дошкольной организации....

Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"

Консультация для родителей"Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"...

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста (из опыта работы).

Использование проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....

Консультация для молодых специалистов «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста».

Консультация для молодых специалистов «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста». ...