Процесс формирования речи у детей дошкольного возраста
занимательные факты (младшая группа)

Дробышева Екатерина Владимировна
Процесс формирования речи у детей дошкольного возраста
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zadanie_3_otvety.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое задание 3.

Процесс формирования речи у детей дошкольного возраста

1.Перечислите основные условия развития речи у детей дошкольного возраста.

Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность.

Для развития речи ребенка – дошкольника очень важным является:

1.Полноценный слух, при помощи которого ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает речи окружающих, контролирует своё произношение.

2.Полноценное зрение-зрячий ребёнок наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторить движения языка и губ, говорящих с ним взрослых, хорошо подражает артикуляционным движениям.

Для того, чтобы процесс речевого развития детей дошкольного возраста протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен быть:

•        психически и соматически здоровым;

•        иметь нормальные умственные способности;

•        иметь нормальный слух и зрение;

•        обладать достаточной психической активностью;

•        обладать потребностью в речевом общении;

•        иметь полноценное речевое окружение.

2.Почему основным средством речевого развития является общение?

Общение играет очень большую роль в современной деятельности любого   человека, а особенно важно для дошкольников, так как их речь только формируется важно расширять кругозор детей и их словарный запас. Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимое для его индивидуального развития информацию. Развитие речи происходит в процессе совершенствования практического использования языка общения с другими людьми. Без общения личность не может полноценно развиваться.

3. При каких условиях общение развивает речь детей?

К дошкольному возрасту ребёнок легко и свободно говорит, если в его жизни все условия благоприятствуют этому:

1.Общение взрослого с ребёнком во всех сферах и видах деятельности и как следствие-доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.

2. Удовлетворение потребности ребёнка в общении со сверстниками.

 3. Высокая культура речи взрослых.

4. Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи ребёнка.

 5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

 6. Проведение специальных игр, упражнений на речевом развитии.

 7. Предоставление детям в доступном количестве: игрушек, книг, картинок.

4. Какую роль в развитии речи играет общение ребёнка со сверстниками и со взрослыми?

Большую роль играют действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, ребёнку будет трудно научиться общаться с другими людьми и детьми. Он может вырасти необщительным и замкнутым. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей. Оно так же, как и общение со взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может осуществляться по разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же. Общение со сверстниками- это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, совершенно отличная от общения со взрослыми. Если взрослый даёт ребёнку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создаёт условия для самостоятельного речевого творчества. Общение со взрослым носит более сдержанный эмоциональный характер, нежели в общении со сверстниками. Общаясь со взрослыми, дошкольник больше слушает, чем говорит, со сверстниками прямопротивоположно. Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначениям и функциям. Действия ребёнка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнёром был взрослый. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками.

5. С чем связан резкий скачок в развитии словаря у детей от 1-го года до 3-х лет?

До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их редко, так как речь носит ассоциативно-ситуативный характер, то-есть может быть понята лишь с опорой на ситуацию, интонацию, жесты. После полутора лет происходит резкий перелом. Главное событие в развитии речи в этот период заключается в том, что слова которые ребёнок используют в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму : «девочка села» , «лопатку дала». К трём годам в словарь ребёнка входят все части речи, междометия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело ее в разря...

Роль дидактических игр в процессе формирования ЭМП у детей дошкольного возраста

Данная консультация предназначиена для родителей, информируя их о важности использовать дидактические игры  по математике....

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. ПЛАНВведение Глава I 1.1.         Кл...

проект "Формирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей"

1. Краткая аннотация проекта Наименование проектаФормирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областейПо содержаниюОбразовательная област...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Поэтому, проблема толерантнос...