Система помощи гиперактивному ребенку и его родителям
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В работе изложен алгоритм оказания первичной психолого-педагогической помощи ребенку с СДВГ и его родителям в условиях образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_pomoshchi_giperaktivnomu_rebenku_i_ego_roditelyam.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Система помощи детям с СДВГ и их родителям.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Сегодня мы попытаемся разобраться с вопросом о том, как нам лучше построить эффективное взаимодействие с родителями гиперактивных детей, чтобы помочь и детям и самим родителям справиться с их проблемой. Для того, чтобы это сделать от нас потребуется выполнить следующие мероприятия:
1. Диагностика – увидеть и распознать симптомы СДВГ у ребенка;
2. Просвещение педагогов и родителей – рассказать о синдроме и его симптомах;
3. Помочь и подсказать родителям как: а) построить режим дня;
б) как общаться с непоседой; в) как с ним взаимодействовать.
1. Распознавание наличия расстройств и их диагностика.
Итак, 1-вое звено нашей активности в цепочке помощи ребенку - своевременное выявление симптомов СДВГ и диагностика. Для педагогов и родителей диагностика заключается в наблюдении и распознавании характерных симптомов (невнимание, импульсивность, гиперактивность) в поведении ребенка. Для постановки окончательного диагноза об СДВГ, необходима информация из нескольких источников: педагоги, родители, психолог и невролог (минимум-2). Роль педагога является определяющей в своевременном выявлении СДВГ, именно - Вы можете первыми заметить симптомы СДВГ у ребенка и обеспечить своевременную помощь. Именно вы запускаете этот сложный механизм помощи непоседе.
После того как Вы поняли, что у ребенка есть признаки синдрома СДВГ и ММД надо сообщить эту неприятную информацию родителям. То, что информация неприятная не вызывает сомнения и родители уже наверняка устали от жалоб на ребенка, от бесконечной и безрезультатной борьбы со своим чадом, а тут еще мы со своими наблюдениями. И нам надо соблюсти определенные правила, чтобы наше сообщение не было травмирующим и не причинило очередную душевную боль.
Во-первых, разговор должен носить конфиденциальный характер в форме индивидуальной беседы. Ни в коем случае беседа с родителями не должна проходить на ходу где-то в коридоре учреждения или при случайной встрече на улице («Ой, Мария Васильевна, как хорошо, что я вас встретила, я давно хотела с Вами поговорить!» - и стоим у дерева жалуемся на неуправляемого ребенка). О встрече надо договориться заранее и провести ее в отдельном кабинете, чтобы вам не мешали.
Во-вторых – при разговоре с родителями стараться показать сочувствие и понимание их проблем.
Третье - у психологов существуют определенные правила, как сообщать нерадостные вести. Остановимся на этом подробнее. Сообщение содержит 4 основные части: Факты, Последствия, Предложения, Преимущества.
Факты – это объективное описание ваших наблюдений за поведением ребенка, без оценочных суждений, без обвинительных и осуждающих интонаций, без собственных интерпретаций и постановки диагноза («он у вас невменяемый!»). Начните с хороших сторон личности ребенка и его поведения; опишите, что конкретно Вас беспокоит и тревожит; точно, непредвзято и безоценочно опишите то, что видели и слышали.
Последствия – аргументированно опишите к чему приведет такое поведение (проблема).
Предложение – ваше конструктивное предложение по изменению ситуации. Постарайтесь сформулировать ваше предложение в позитивных терминах, перечислите для реш-я проблемы, демонстрируйте добрые намерения и предложите свою помощь и поддержку.
Преимущества – описание преимуществ при реализации Вашего предложения. Опишите позитивные последствия для ребенка и для родителей, если они примут ваше предложение и предложите обдумать план решения.
А теперь давайте в соответствии с этим алгоритмом потренируемся сообщить родителям о гиперакт-сти. Но сначала я попытаюсь показть, как можно сделать подобное сообщение на примере ЗПР (т.е. я предполагаю, что у ребенка задержка психического развития). Итак, я – о ЗПР.
«Здравствуйте, Мария Васильевна, спасибо, что отклинулись на мое приглашение и нашли время для нашей встречи. Я бы хотела поговорить с вами о Ване. Далее начинаем излагать факты, и начинаем с хорошего. Вы знаете, Ваня такой добрый и спокойный мальчик, всегда готов помочь мне и одноклассникам, при подготовке к уроку я всегда могу на него расчитывать. Мне очень нравится его прилежность и старательность на уроках. Далее, беспристрастно и безоценочно говорим, что беспокоит и описываем, что видели и слышали. Но меня беспокоит то, что Ваня затрудняется решать примеры по математике, также Ваня часто не может пересказать текст и передать смысл прочитанного, часто не успевает выполнить задание за отведенное время. Потом рассказываем про последствия. Я думаю, что если мы сейчас не обратим на это внимание, то дальше могут возникнуть серьезные проблемы с успеваемостью мальчика в школе, а учитывая его прилежность и чувствительность, может снизиться самооценка и он просто опустит руки и перестанет стараться. Далее – наше предложение по разрешению проблемы. Мне, как педагогу, непонятны причины такого поведения. Давайте попытаемся помочь Ване и подтвердим либо развеем мои опасения по поводу его развития - попросим нашего психолога посмотреть мальчика и сделать заключение. Теперь преимущества предложения. Если мои тревога обоснована, то мы сможем уже сейчас начать помогать ребенку при обучении, я могу с ним индивидуально дополнительно позаниматься, пока образовательная программа еще не очень сложная. Давайте, подумаем когда бы мы могли направить Ваню на диагностику к психологу».
Давайте теперь вы попробуете сделать похожее сообщение про гиперактивность у ребенка.
Мой ответ: Ваш мальчик так быстро схватывает информацию и может решать очень сложные задачи, часто он показывает очень необычный творческий взгляд на задания и вопросы, очень хорошо придумывает сказочные истории. Но меня беспокоит, что он часто бывает невнимательным, всегда пытается ответить на вопрос, еще не дослушав его, часто сидит с отрешенным видом и не слушает; на безобидное замечание с моей стороны или одноклассников резко и агрессивно реагирует, часто конфликтует с ребятами. Боюсь, что такое поведение может отразится на школьной успеваемости, мальчик пропустит и не усвоит какие-то базовые правила. есть риск, что у него не сформируются школьные навыки, а при конфликтах он может поранить кого-нибудь.
После этого попросите родителей пристально понаблюдать за ребенком в домашних условиях и ответить на вопросы анкеты. Важно, чтобы родители отвечали на вопросы анкеты, опираясь на наблюдаемое поведение ребенка на протяжении не менее полгода. Это нужно для того, чтобы подтвердить или опровергнуть мои опасения о наличии у ребенка гиперактивности и начать ему помогать. Вы можете пригласить родителей к себе на урок или занятие, чтобы они сами увидели своего ребенка в учебной ситуации.
Далее, когда родители принесут заполненную анкету и придут к выводу о наличии симптоматики у ребенка, мы уже имеем 2 источника информации. Затем необходимо направить родителей к психологу, если такой возможности нет, то пропуская психологическое обследование рекомендовать записаться на прием к врачу - неврологу, далее уже он делает окончательное заключение о наличии или отсутствии ММД и СДВГ.
В итоге схема наших действий выглядит следующим образом: Педагоги → Родители → Психолог → Невролог → Диагноз.
Для нас важно понимать, что родителям гиперактивного ребенка очень трудно, наверняка они уже много чего перепробовали: и наказывать за каждую малость, и не обращать внимание, начинают винить себя, приходят в отчаяние и даже до депрессии. Они привыкли, что все вокруг их обвиняют и жалуются на ребенка. Представьте себе, что они будут чувствовать, когда вы с ними так поговорите, появится надежда и вера в то, что можно все исправить, у них появится желание и мотивация действовать, уйдет ощущение изолированности перед лицом своей проблемы.
2. Просвещение и информирование о синдроме гиперактивности родителей.
Далее после того как получен у медика диагноз о гиперактивности ребенка, перед нами встает следующая задача.
Нам надо постараться объяснить родителям во-первых, что такое СДВГ и ММД, в доступной форме, их симптоматику, так чтобы родители поняли, что их проблема решаема, что у них есть союзники и помощники – мы с Вами.
Второе – мы пытаемся убедить родителей в необходимости безусловного принятия ребенка и вера в него. Мы с Вами уже знаем, сто ребенок не виноват в том, что так устроена его нервная система и физиология, что ни наказания, ни окрики и замечания ничем хорошим не закончатся, и наоборот могут все испортить – общее положение дел и самочувствие ребенка. Ведь проблема непоседливых детей не в том. что они такие плохие, упрямые, ленивые и непослушные, а в том. что они не могут вести себя по-другому.
3. Режим дня.
Следующий наш шаг. Диагностика сделана, диагноз поставлен, с семьей ребенка мы установили контакт и доверительные отношения. И теперь наша задача заключается в том, чтобы помочь родителям составить режим дня семьи и ребенка, который ему необходим. Здесь работает главный закон жизни гиперактивного ребенка «Режим во всем». Это значит распорядок дня для ребенка по часам: определенное время сна, питания, занятий и отдыха, прогулки перед сномвсе в одно и то же время, известное ребенку. Постараться, чтобы не было никаких неожиданностей для ребенка. В выходные лучше вставать в тоже время, что и в рабочие будни, если вчера читали сказку 15 минут перед сном, то и сегодня и завтра тоже. И вот в этом режимном моменте лучше Вас - педагогов никто не сможет помочь родителям. Т.к. скорее всего вы знаете семью, знаете как они живут, в каких условиях, где и как работают родители. И именно Вы можете помочь родителей составить распорядок дня для ребенка.
Именно вы сможете подсказать родителям, что утром надо не просто разбудить ребенка и уйти заниматься своими делами, а к моменту его пробуждения родители еже должны быть полность готовы и собраны. И теперь – только вместе с ребенком. Закон «Вместе». Вместе встаем, вместе одеваемся и умываемся, чистим зубы. Помогаем, направляем и подсказываем! Все должно быть под контролем родителей! Этим утро в семье гиперактивного ребенка отличается от утра здорового.
Со школьниками режим дня родители могут составить вместе и как-то красиво оформить и повесить на видное для ребенка место.
Перед сном гиперактивному ребенку очень полезны прогулки с родителями на свежем воздухе, во время которых они могут поговорить друг с другом о чем-то личном, а размеренный шаг и водух успокоят и подготовят ко сну ребенка.
Правила жизни гиперактивного ребенка:
1. Правило «Установление контакта» – Каждый раз, когда вам нужно поговорить с ребенком и что-то вложить в его голову: обращаться непосредственно к ребенку, называя его по имени; применять тактильный контакт: поверните его к себе, погладьте; присядьте на корточки или на стул, чтобы смотреть не сверху вниз, а непосредственно в глаза ребнку и быть с ним на одном уровне; важны тон, мимика, жесты – спокойные и мягкие; исключить отвлекающие факторы и помехи (музыку, телевизор, кричащую бабушку и т.п.), - исключить раздражающие факторы (например папу, с которым накануне поссорились); важны тон, мимика, жесты; отсутствие помех и раздражающих факторов.
2. Закон «Режим во всем и всегда» - режим по часам – определенное время сна, питания, отдыха, занятий, развлечений (если вчера читали сказку 15мин то и сегодня тоже) - гулять в одно и то же время; - вставайте в выходные также как и в рабочие дни; - есть из определенной тарелки в определенное время; И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время.
3. Закон «Вместе» - делать все вместе с ребенком, помогать ему во всем, не делать за него, а делать вместе с ним. Вместе с ребенком надо убирать постель, мыть посуду, прибираться в комнате, собирать портфель, раскладывать одежду и игрушки, отводить его чистить зубы и т.д.
4. Закон постоянства правил - правила всегда должны быть постоянны - что требовали вчера, то и сегодня (если вчера было нельзя то и сегодня тоже нельзя); - правила должны быть понятные, конкретные и выполнимые. При этом родители сами должны быть прмером для своего ребенка – соблюдать режим, правила безопасности и порядок в доме.
5. Порядок и безопасность - т.е. соблюдать порядок самим родителям (на кухне, на столе, в комнате и т.д.), - родители должны быть примером во всем, - уменьшить вероятность травм (чтобы ничего дома не упало, не дернул шнур, не коснулся розетки ).
6. Правило кулика - хвалить свое, т.е. выискивать то, что хорошо в ребенке и постоянно хвалить за это, стараться игнорировать нежелательные проявления в поведении ребенка.
7. Главное не победа, а участие - этот принцип очень важен для гиперактивного ребенка. Хвалите за участие и процесс, а не за результат (вымыл тарелку не очень чисто – похвалите за то, что он ее помыл).
8. Правила собираться в поход – все тщательно заранее продумывать и планировать; длительная предполетная подготовка, главное готовиться: что с собой взять; продумайте что можно, а что нельзя; что купить ребенку в магазине; может быть лучше не ходить туда, где будут еще гиперактивные дети или отказаться от какого-либо мероприятия, если не уверены что хорошо получится.
9. Ветер в паруса - родители должны быть попутным ветром в парусах ребенка, находить уникальные способности, поддерживать и создавать условия для их реализации; чаще создавать и повторять ситуации успеха вашего ребенка.
10. Жизнь по шпаргалке - необходимы списки, которые будут показывать ребенку, в каком направлении двигаться. Списки можно составлять для любого рода деятельности, например: уборка в комнате (список, что необходимо сделать по пунктам);
•последовательность выполнения домашних за¬даний (составлять список вместе, с учетом мнения ребенка, тем меньше будет его сопротивление при исполнении);
•что обязательно должно быть в портфеле; •правила поведения (например, соблюдать режим, сколько и когда смотреть телевизор, вечером собирать портфель в школу);
•границы (в этом списке должно быть все то, чего делать нельзя, например драться, обзываться).
Итак, современные медико-психологическе методы, нормальные взаимоотношения в семье и создание оптимальных условий жизнедеятельности такие как: обесепчение энергосберегающего образа жизни, размеренный режим дня, совместное выполнение бытовых дел, помощь в учебе, снижение нагрузок и мнимизация группового общения, позволят свести к минимуму трудности гиперактивного ребенка и всей семьи за 0.5-1.5 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Шпаргалка для родителей «Помощь гиперактивному ребенку»
Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс, и много подводных камней встретится на пути к полному выздоровлению....
Помощь гиперактивному ребенку и его родителям при начале школьного обучения
Методическая разработка для педагогов по технологии оказания помощи и сопровождению гиперактивного ребенка и его семьи при начале школьного обучения....
"Помощь гиперактивному ребенку"
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми....
Шпаргалка для родителей «Помощь гиперактивному ребенку»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24849233","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]Помощь гиперактивному ...