Активные методы обучения
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Федосова Лилия Витальевна

Статья об активных методах обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы № 2120

«Активные методы обучения»

Воспитатель Чуенкова Лилия Витальевна

2020

«Активные методы обучения»

 «Метод обучения – это не только

инструмент учителя, но и  «инструмент

прикосновения к личности ученика».

А.С. Макаренко

Использование  активных методов обучения позволяет достичь следующих целей:

1. Активизация деятельности учащихся путём вовлечения детей в коллективное творчество.

2. Осмысление имеющегося у учащихся опыта и творческое применение его в новых условиях.

3. Стимулирование учащихся к достижению цели и осознание путей достижения этой цели.

4. Воссоздание и усвоение общественного опыта, который складываются в условиях самоопределения поведения.

   Применение интерактивных игр доказывает, что происходит уход от

традиционных форм и методов обучения и выбирается в работе

активный, творческий подход.

Под названием «активные методы обучения»  обычно

понимается система методов, требующих от учащихся каких-либо

творческих поисковых усилий, а не чисто механической учебной работы

(слушание, переписывание и т. д.).

Под методами интерактивного обучения понимается совокупность

педагогических действий и приемов, направленных на организацию

учебного процесса и создающих условия, мотивирующие обучающихся к

самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного

материала в процессе взаимодействия и взаимообучения обучающихся

между собой и в процессе общения с преподавателем.

Обучающийся получает стимул к внутреннему переживанию, что

способствует, помимо более глубокого усвоения материала, его

ценностному переосмыслению и выделению из него экзистенциальных ориентиров.

Режим интеракции отвечает целевым ориентациям интерактивных

технологий:

– активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;

– возбуждение внутреннего диалога у обучающихся

– обеспечение понимания информации, являющейся предметом

обмена;

– индивидуализация педагогического воздействия;

– вывод обучающегося на позицию субъекта обучения;

– достижение двусторонней связи (обмена информацией) обучающего и обучающегося.

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:

 а) формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

б) получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

в) повышению активности и самостоятельности учащихся;

г) овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

д) осознанию учеником ценностей совместного труда;

е) повышению стремления к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы.

В ходе интерактивного взаимодействия происходит активизация

познавательной деятельности обучающихся, повышение их

самостоятельности и инициативности. Совместная деятельность

обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает,

что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что

идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, ценностями.

Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает

саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы

кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках

предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет

к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но

значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение

предполагает создание комфортных условий обучения, таких, при которых

обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную

состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В ходе

диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать

сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей

информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать

продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими

людьми. Интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной

активности субъектов обучения, кроме этого действует такой

психологический феномен, как заражение, и любая высказанная партнером

мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному

 Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

 

2. Сравнивая традиционные и интерактивные формы обучения можно

выделить основное отличие: первые обращаются только к интеллекту

ученика, а вторые затрагивают личность обучаемого целиком – его мысли,

чувства, знания, интерес и стремление к игре. Обучение с помощью

интерактивных форм сопровождается «присвоением знаний».

Интерактивные формы дают возможность использовать

психологическую энергию в учебных процессах, они усиливают мотивацию

обучения, способствуют пониманию сложных межличностных

взаимосвязей, помогают изучить особенности индивидуального поведения.

Применение интерактивных форм позволяет достичь широкого спектра

учебных целей полнее, чем при традиционных формах обучения

Активный метод обучения-это такой метод при котором деятельность обучающегося носит продуктивный творческий характер.К активным методам относятся мозговые штурмы, дидактические игры, проблемные задачи т е такие приемы, которые включают всех воспитанников в образовательную деятельность. АМО обучения это такой метод который позволяет сделать участником процесса каждого ребенка.Например в начале дня мы поставили детей в круг и попросили всех друг другу улыбнуться. Уже в этот момент дети включаются в процесс., даже те кто не хочет улыбаться и стоит нарочито хмурый. Взяться за руки, обняться , т е вкючить детей в тот процесс который мы сейчас запускаем. Ученик обьект педагогического процесса или равноправный участник? Раньше педпроцесс: ученик-обьект педпроцесса, учитель-ведомый. Учитель главный дает знания , а ученик их берет себе. Активные формы обучения предполагают, ученик-это равноправный участник процесса, он принимает активные , обязательные  действия в этом процессе и только тогда обучение будет эффективным. Чем больше учащийся принимает участия в процессе, тем лучше он запоминает. Отличительные особенности активных методов обучения:  активизация мышления-это тот случай, когда воспитанник вне зависимости от своего желания вынужден быть активным в какой то деятельности. Хороший момент в том, что дети об этом не догадываются. Если педагог попросил детей похлопать если настроение хорошее и потопать если настроение плохое. Воспитанник покажет нам это и не будет понимать что таким образом он включен в процесс. Длительное время вовлеченности детей в процесс по сравнению с Внимание  младших дошкольников школьников короткое имеет небольшой запас педагогу нужно что бы дети как можно дольше находились в контакте с ним, как можно дольше принимали участие в том что они делают.

 Следующая отличительная особенность амо –самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности у детей. Каждый ребенок может предложить свой путь решения проблемы, которая у них возникла, Потому что детей попросили о помощи, они не просто так кому то что то рассказывают. Они действительно спасают, например, планету и эмоциональность у них будет высокой, потому что когда дети получают письмо от кого-то,  у них появляется мотивация:  «Для нас письмо, здорово, от кого же это?».

4. Постоянное взаимодействие обучаемых и педагога когда письмо читали-педагог был рядом с детьми,  когда выполняли задания, помощь в написании письма от деток к инопланетяшкам. Когда педагог готовит занятие с амо педагогу лучше заранее расписывать роли для детей, что бы каждый ребенок был вовлечен.Не всегда одно и тоже задание интересно всем детям.

Такая организация с помощью амо опирается на ряд конкретных принципов.

Принципы амо: индивидуализация, гибкость, сотрудничество. Индивидуализация предполагает создание такой системы многоуровневой подготовки воспитанников которая учитывает индивидуальные особенности детей, позволяет избежать уравниловки и представляет каждому участнику максимально раскрыть свои способности на занятии или во время нод, индивидуализация –здесь содержание материала. Какой то ребенок захочет узнать побольше и продолжит дома с родителями, кто то выучит стихотворение, а кому то достаточно того, что он узнал в саду. По обьему пересекается с индивидуализацией по содержанию и по времени. Если кому то необходимо один раз прикоснуться к теме, то кому то необходимо прожить тему несколько дней.  Иногда сложно включить в процесс всех воспитанников, потому что материал сложно воспринимается одними детьми и легко другими. Очень удобно распределять заранее роли учащихся детей, если они работают в малых группах.Кто то будет читать задание и выделять главное, кто то запишет-зарисует, кто то создаст иллюстрации, кто то будет следить за временем за порядком. Гибкость очень важна, потому что дети бывают не в настроении и педагог понимает, что нужно срочно поменять ход занятия, потому что сейчас это не идет. Гибкость материала гибкость педагога Этот принцип требует сочетания в себе подготовки и пожеланий воспитанников в данный момент. Иногда бывает так, что подготовлено замечательное занятие а в этот день пошел первый снег.  Конечно все дети думают не о занятиях, а о снеге, который сейчас идет. Поэтому нужно включить этот момент в занятие,  что бы все остальное не потеряло яркости и смысла.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношения доверия, взаимопомощи взаимной ответственности детей друг перед другом, доверие к личности детей. Без сотрудничества воспитанникам будет сложно работать. Если ребенок видит, что он нужен, педагог обращает на него внимание, что его вклад в то, что они сейчас делают –он важен. Что он значим в этот момент для процесса, то ребенок будет принимать активное участие Педагогу важно создавать,учитывая принцип сотрудничества, атмосферу доброжелательности и создать ситуацию успеха. Хвалить тех кто проявляет активное участие, подбадривать тех, кто робеет или расстраивается. Очень важно поощрять работу в группе, что бы каждый смотрел на своего товарища и втягивал его в активную деятельность. Это не только образовательный, но и воспитательный аспект потому что в дальнейшем работа в группе, работа в команде важна.

Все методы активного обучения которые основываются на этих  принципах имеют ряд отличительных особенностей.

Первый признак-это наличие какой либо проблемы. Основная задача состоит в том, что бы ввести детей в какую то проблемную ситуацию для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний и им нужно формировать ту базу самостоятельно. С помощью ведущего преподавателя (модератора. Педагог-фасилитатор) и так же с участием других детей. Принцип проблемности –это прекрасный способ, для того, что бы преобретать новые знания умения и навыки. Если перед ребенком стоит какая то проблема, он чаще всего захочет ее разрешить. Если вдруг что то случилось внезапно-и нам  надо срочно спасать принцессу из замка нам нужно срочно спасать инопланетян, нам нужно помогать на фабрике деда мороза (пример). Проблема озвучивается в начале деятельности и все участники включаются в процесс, что бы эту проблему разрешить. Лучше чтобы эта проблема основывалась на каких то вещах, которые детям интересны. (пример мы стали сотрудниками фабрики деда мороза) Дети всегда с энтузиазмом воспринимают такие вещи, потому что это интересно. Принцип проблемности очень распространенный . В его основе лежит решение какой то проблемы на основе имеющихся знаний, а так же сюда подходит решение нестандартных задач. Возникла задача из ряда вон выходящая и деткам нужно ее решить. Здесь включается логика, мышление внимание наблюдательность. Дети становятся такими подозрительными обращают внимание на то на что они раньше не обращали внимание. Решение проблемы  всегда завлекает детей. Прочность приобретенных знаний за счет самостоятельного  решения проблемы высока. Здесь срабатывает эффект неоконченного действия. Если имеется ряд задач и ребенок какую то задачу не решил, он запомнит ее лучше всего. Работа с проблемой это длительный по времени процесс ребенок не сразу найдет решение а будет долго над ней думать. У него будут эмоциональные взлеты и падения когда он находит какое то решение и понимает что оно не подошло. В совокупности все эти факторы составляют прочность преобретенных знаний. То что длительно по времени взлеты и падения эмоциональные и что он самостоятельно пришел к какому то выводу или с помощью друзей. Принцип проблемности –один из самых важных в амо.

Следующий признак –это адекватность. Адекватность подачи материала , адекватность используемых примеров, методов. Часто бывает что педагог берет более сложный материал мы ставим проблему и дети не могут справится с поставленной задачей. Необходимо прорабатывать всевозможные действия , подсказки, которые как можно помочь ребенку что бы он сам смог прийти к решению проблемы (модератор, фасилитатор). Благодаря реализации этого принципа возможно формирование эмоционально-личностного  восприятия у ребенка обучающего материала, который мы даем ребенку.

Следующий признак-взаимообучение. Дети любят находится в роли учителей. Оно является стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением амо. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей детей  показали что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера. Во взаимообучении важно отследить конкретные знания детей , которые они получили на данном этапе деятельности Иногда дети могут более простым языком обьяснить сверстникам материал.

Практика. Применение на практике полученные знаний это важный момент. Потому что если ребенку рассказать материал, но он не попробует это на практике, не потрогает не , то Чем больше различных вариантов практики, тем лучше дети усвоят материал тем лучше они смогут эту проблему разработать с разных сторон.

Самостоятельность. Чем больше ребенок проявляет самостоятельности, тем лучше он запомнит. Если ребенок самостоятельно принимает участие в каком то из процессов, тем лучше для его развития.

Мотивация. Активность, как индивидуальная так и коллективная в самостоятельно организованной познавательной деятельности детей развивается и поддерживается различными системами мотиваций. К числу используемых мотивов можно отнести и творческий характер и состязательность и игровой характер (игра) и эмоциональная вовлеченность. Т е способов мотивировать детей и воспитанников очень много. Чем ярче для детей результат, тем выше их мотивация.. Если в конце детям раздать какие то поощрения награды призы за то что они справились с заданием, то конечно дети запомнят это лучше и у них будет больше стимула, что бы работать. Например, письмо с благодарностью и то, что дети сделали доброе дело способствовало высокому уровню их мотивации и соответственно способствовало дальнейшей включенности в процесс, когда использовались амо.

 Какова роль игровых методов обучения и воспитания в дошкольной педагогике? Какие психолого-педагогические задачи выполняет игросистема.

В концепции гуманистической педагогики

 постепенно оформилась и утвердилась мысль о том, что ребенок, будучи субъектом отношений с окружающей действительностью, является и субъектом  разносторонней деятельности в воспитательном процессе. При таком подходе воспитательное воздействие педагога

нужно  рассматривать как взаимодействие. Это основное условие

успешности воспитания.

Особенностями детей раннего и дошкольного возраста являются:

Темпы роста и физического развития.

Интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга.

Увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность.

Увеличивается период активного бодрствования.

Овладевает основными жизненно-важными движениями, элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Активно интересуется окружающим миром. Закладываются основы наглядно-образного и символического мышления.

Развиваются социальные навыки. Улучшается разговорная речь. Ребенок проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему. К концу этого периода проявляется кризис трех лет, возрастает самостоятельность ребенка и целенаправленность действий.

Дошкольный возраст начинается с изменения ведущей деятельности -

появляется ролевая игра. Взрослый становится образцом подражания. В игре моделируются отношения , происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.  Происходит дальнейший рост и развитие детского организма. На протяжении дошкольного возраста происходит фактическое становление личности, совершенствуется речь ребенка, обогащаются навыки общения, формируются базовые качества, растут физические возможности, расширяется жизненное пространство. Особенность развития дошкольника – общий, неспециализированный характер полученных им знаний, действий, способностей. Ведущая деятельность на данном этапе - сюжетно-ролевая игра. Эта форма игры устанавливает положение ребенка, его восприятие мира и отношений.

Предметная деятельность , сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование и другие виды деятельности строятся на основе восприятия, наглядно-образного мышления, воображения.

Дошкольный период жизни играет важную роль в становлении личности. С 3 до 6-7 лет малыш активно познает мир, интенсивно накапливает информацию. Психические особенности детей дошкольного возраста способствуют всестороннему развитию. Расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, появляются новые средства, содержательно обогащаются представления и знания о мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения в ДОУ

Статья подготовлена на основе электоронного курса Активные методы обучения.Источник: Международный Институт Развития «ЭкоПро»Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/Факуль...

Активные методы обучения педагогов. КВН на тему: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание"

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, начиная с дошкольного детства, должно стать одним из приоритетных направлений  в работе любого дошкольного учреждения.  Цели  дан...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям  младшего дошкольного  возрас...

Доклад для педагогического совета на тему: «Сущность и основные понятия интерактивного обучения». «Виды интерактивных и активных методов обучения»

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать  Интерактивность -  способность взаимодействовать или находиться в режи...

Активная консультация для воспитателей тема:" Использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ"

Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой...