план по самообразованию
материал (младшая группа)
Тема самообразования 2019-2020 уч. г.
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребёнка»
Тема самообразования 2019-2020 уч. г.
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников"
Воспитатель:
Лялина Л.А.
Г Урай
2019 год
Актуальность
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Задачи:
Педагог:
Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Дети:
Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Планирование работы по самообразованию.
дата | Этап реализации | Содержание работы | Практический выход | |
сентябрь | подготовительный | Постановка цели и задач для педагога и для детей. | Анализ научо-методической литературы, применение полученных знаний на практике. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Оформление экспериментального уголка, пополнение его атрибутами, материалом, спец. посудой. Знакомство детей с экспериментальным
| |
Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов (опыта коллег) | ||||
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центры игровой деятельности) | ||||
Подбор диагностики детей по теме | ||||
Разработка плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями | ||||
Аналитико-диагностический основной | Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (начало года)
Анкетирование родителей Реализация плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений Разработка памяток и консультаций по теме Подготовка и реализация проекта «Мы маленькие волшебники» в средней группе Подготовка открытого занятия по исследовательской деятельности в средней группе. Образовательная область «Познание» Подготовка семинара – практикума для родителей по теме: «Детское экспериментирование» Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (конец года)
Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем играя»
Отчет о проделанной работы за учебный год. | Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе. Проведение комплекса занятий и игр по теме. Самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником.
Оформление картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
Показ открытого занятия для педагогов ДОУ(обмен опытом).
Проведение семинара-практикума для коллег воспитанников.
Фотовыставка «Экспериментируе». Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.
Пополнение картотеки консультаций для родителей: «Значение экспериментальной деятельности для детей» «Значение детского экспериментирования для психического развития» Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» «Маленькими шагами в мир экспериментирования!» «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло» «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» Игры с водой и песком. Это интересно!» «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.» | ||
заключительный | Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем играя»
Отчет о проделанной работы за учебный год. | Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.
Пополнение картотеки консультаций для родителей: «Значение экспериментальной деятельности для детей» «Значение детского экспериментирования для психического развития» Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» «Маленькими шагами в мир экспериментирования!» «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло» «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» |
Работа с детьми | сентябрь | Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Знакомство с лупой. | Опыты с песком и почвы и глины Познакомить прибором- помощником лупой и назначением. |
октябрь | Понять, как образуется тень, ее зависимость источника света и предмета, их взаимоположения.Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Опыт «свет и тень» Свет повсюду. | |
ноябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой | |
декабрь | Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды. | Опыта со снегом и льдом. | |
январь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом | |
февраль | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | «Опыты с водой и без воды» «На свету и в темноте» | |
март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, коллективных опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом | |
апрель | Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей понятием «отражение». | Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | |
Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения. | Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Опыт «Упрямые предметы» |
Литература
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»).
Рецензия № 210/07 от 21.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 4 от 28 мая 2019 г.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дыбина О. В. и др.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». 5. Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
6.«Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. –М: Мозаика – синтез. 2006г.
Интернет – ресурсы
1.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam- 897310/
2.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-krutyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detej-840310
3.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html
4.http://ped-kopilka.ru/blogs/marija-yurevna-zhilichkina/yevrika-opyty-dlja-detei.html
5.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html
6.https://www.infoniac.ru/news/10-zanimatel-nyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detei-i-vzroslyh.html
7https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/15-porazitelnyh-razvivayushhih-opytov-dlya-detej/
8.https://homeblogkate.ru/opyty-dlya-detej-doma/
9.http://womanadvice.ru/kak-sdelat-svetyashchuyusya-zhidkost
10.http://mama.tomsk.ru/dosug/games/experiment.html
11.https://www.baby.ru/blogs/post/133621582-75614841/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...