план по самообразованию
материал (младшая группа)

 

Тема самообразования 2019-2020 уч. г.

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребёнка»

Тема самообразования 2019-2020 уч. г.

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников"

Воспитатель:

Лялина Л.А.

Г Урай

2019 год

Актуальность

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Задачи:

Педагог:

Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме

Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей

Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Дети:

Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;

Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Планирование работы по самообразованию.

дата

Этап реализации

Содержание работы

Практический выход

сентябрь

подготовительный

Постановка цели и задач для педагога и для детей.

Анализ научо-методической литературы, применение полученных знаний на практике.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Оформление экспериментального уголка, пополнение его атрибутами, материалом, спец. посудой.

Знакомство детей с экспериментальным

 

Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов (опыта коллег)

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центры игровой деятельности)

Подбор диагностики детей по теме

Разработка плана по опытно-исследовательской деятельности  с детьми и родителями

Аналитико-диагностический

основной

Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (начало года)

 

Анкетирование родителей

Реализация плана по опытно-исследовательской деятельности  с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений

Разработка памяток и консультаций по теме

Подготовка и реализация проекта «Мы маленькие волшебники» в средней группе

Подготовка открытого занятия  по исследовательской деятельности в средней группе.

Образовательная область «Познание»

Подготовка семинара – практикума для родителей по теме: «Детское экспериментирование»

Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (конец года)

 

Оформление фотовыставки для родителей  «Экспериментируем играя»

 

Отчет о проделанной работы за учебный год.

Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.

Проведение комплекса  занятий и игр по теме. Самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником.

 

Оформление картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

 

Показ открытого занятия для педагогов ДОУ(обмен опытом).

 

Проведение семинара-практикума для коллег воспитанников.

 

Фотовыставка «Экспериментируе».

Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.

 

Пополнение картотеки консультаций для родителей:

  «Значение экспериментальной деятельности для детей»

 «Значение детского экспериментирования для психического развития»

  Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

  «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

  «Маленькими шагами в мир экспериментирования!»

  «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

  «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

Игры  с водой и песком. Это интересно!»

  «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»

заключительный

Оформление фотовыставки для родителей  «Экспериментируем играя»

 

Отчет о проделанной работы за учебный год.

Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.

 

Пополнение картотеки консультаций для родителей:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»

  «Значение детского экспериментирования для психического развития»

  Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

  «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

  «Маленькими шагами в мир экспериментирования!»

  «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

  «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

Работа с детьми

сентябрь

Исследование свойств песка,

почвы и глины во время

игровой

деятельности

на

прогулке.

Знакомство с лупой.

Опыты с песком и

почвы и глины

Познакомить

прибором-

помощником

лупой

и

назначением.

октябрь

Понять,

как

образуется

тень,

ее

зависимость

источника света и предмета,

их

взаимоположения.Показать

значение света, объяснить,

что источники света могут

быть

природные

(солнце,

луна,

костер),

искусственные

изготовленные

людьми

(лампа, фонарик, свеча).

Опыт

«свет

и

тень»

Свет повсюду.

ноябрь

Наблюдение,

исследование свойств

воды во время

режимных моментов,

в игровой

деятельности, в

повседневно-бытовых

ситуациях, в

исследовательской

деятельности.

Опыты с водой

декабрь

Защитные свойства снега.

Выявление механизма

образования инея. Лед легче

воды.

Опыта со снегом и

льдом.

январь

Изучение свойств воздуха в  повседневных

бытовых ситуациях,

в игровой

деятельности, в

исследовательской

деятельности.

Опыты с воздухом

февраль

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

«Опыты с водой и без воды»

«На свету и в темноте»

март

Изучение свойств магнита в самостоятельной

деятельности,

коллективных

опытно-экспериментальной

деятельности.

Опыты с магнитом

апрель

Причина

возникновения

солнечных зайчиков.

Познакомить

детей

понятием «отражение».

Научить пускать

солнечных

зайчиков

(отражать

свет

зеркалом).

Познакомить детей с

физическим

свойством

предметов-

инерцией.

Сила

тяготения.

Дать

детям

представление

о существовании

невидимой силы -

силы

тяготения,

которая

притягивает

предметы

и

любые

тела

к

Земле.

Опыт

«Упрямые

предметы»

Литература

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»).

Рецензия № 210/07 от 21.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 4 от 28 мая 2019 г.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дыбина О. В. и др.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г

4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». 5. Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

6.«Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. –М: Мозаика – синтез. 2006г.

Интернет – ресурсы

1.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam- 897310/

2.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-krutyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detej-840310

3.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html

4.http://ped-kopilka.ru/blogs/marija-yurevna-zhilichkina/yevrika-opyty-dlja-detei.html

5.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html

6.https://www.infoniac.ru/news/10-zanimatel-nyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detei-i-vzroslyh.html

7https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/15-porazitelnyh-razvivayushhih-opytov-dlya-detej/

8.https://homeblogkate.ru/opyty-dlya-detej-doma/

9.http://womanadvice.ru/kak-sdelat-svetyashchuyusya-zhidkost

10.http://mama.tomsk.ru/dosug/games/experiment.html

11.https://www.baby.ru/blogs/post/133621582-75614841/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...